Выставка «Портрет писателя» в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова посвящена известным хабаровским литераторам и художникам. Портретные изображения Петра Комарова, Всеволода Никаноровича Иванова, Дмитрия Нагишкина, Виктора Еращенко, Всеволода Сысоева, Николая Задорнова в разное время выполнили Алексей Шишкин, Василий Зуенко, Николай Долбилкин, Николай Холодок и другие мастера. Проект актуализирует дальневосточное литературное наследие и позволяет увидеть творческую личность в разных ракурсах. Портрет — один из наиболее распространенных и сложных жанров в искусстве. Он передает не только внешний облик человека, но и его духовную составляющую, позволяет понять его внутренний мир с точки зрения самого автора. Н. П. Долбилкин, в творчестве которого портрет занимал ведущее место, писал: создавая «портрет-образ», «невольно какие-то черты подчеркивал, другие же, наоборот, смягчал. В финале получалось изображение, которое сложилось в душе о сущности этого человека...». В портретной галерее выделяется образ крупного писателя и мыслителя Вс. Н. Иванова. Он был дружен со многими художниками, принимал участие в творческих обсуждениях их работ, выступал консультантом при создании картин. Известны портреты Всеволода Никаноровича работы В. Г. Зуенко, Е. В. Короленко, Н. П. Долбилкина, И. А. Горбунова, Н. И. Холодка, Г. И. Потапова, В. П. Евтушенко и других. Журналист и переводчик Танкред Голенпольский вспоминал, что «художники обожали его писать», потому что Иванов был «благодатнейшим материалом»: «Готовилось празднование, кажется, 50-летия освобождения Дальнего Востока. В числе всевозможных мероприятий была организована выставка местных художников. Ну и как положено было, принимать ее приехало высокое партийное начальство. Увидев семь портретов Всеволода Никаноровича, секретарь крайкома сказал устроителям: «Я, конечно, понимаю, что Всеволод Никанорович вполне подходит по тематике к отмечаемому юбилею, только вот как бы не с той стороны». (В период Гражданской войны Вс. Н. Иванов был на стороне Белого движения. — Н. П.) Художник-график В. Г. Зуенко, создавший серию портретов хабаровских писателей П. С. Комарова, А. М. Грачева, А. А. Вахова и других, к образу Вс. Н. Иванова обращался несколько раз. В собрании Гродековского музея представлены четыре его работы разных лет — три графических и живописная. Художник изобразил автора исторических повествований в рабочем кабинете со скульптурой Пушкина-лицеиста. На выставке экспонировался графический портрет 1958 года. Н. П. Долбилкин написал Вс. Н. Иванова в 1968 году. Их связывала многолетняя дружба, и позднее Николай Павлович вспоминал: «Всеволод Никанорович был для меня живым примером не только в своем стоицизме, но и в умении реализовать свой мощный творческий потенциал, опираясь на все, что осталось еще живым в России. Таким я его видел, таким и изобразил в портрете». Однако, по словам художника, созданный к юбилею Иванова графический образ был не сразу принят писателем, но со временем репродукция, подаренная Всеволоду Никаноровичу, стала ему даже помогать. Долбилкину также принадлежит серия писательских портретов — П. Л. Проскурина, Г. Г. Ходжера, В. П. Сысоева, Н. Д. Наволочкина, В. И. Клипеля, В. С. Еращенко, В. В. Сукачева и других. Среди других изображений Вс. Н. Иванова на выставке представлена карикатура И. А. Горбунова, а также работа художника-графика Н. И. Холодка — автора серии «Писатели-дальневосточники». В нее вошли портреты известных литераторов М. Ф. Асламова, Н. П. Задорнова, Вс. П. Сысоева, М. П. Белова, В. И. Клипеля, П. В. Халова, Н. Д. Наволочкина, Л. И. Миланич, В. С. Еращенко. В музейную экспозицию «Портрет писателя» вошли также иллюстрации Холодка, созданные им для антологии «Поэтический город». Многие русские писатели в той или иной мере отдали дань изобразительному искусству. Нередко в одном человеке сочетается профессиональный литератор и художник, и портрет такой творческой личности помогают составить не только его книги, но и художественные работы. В литературной среде Дальнего Востока такими людьми были Дмитрий Нагишкин, Вадим Павчинский, Александр Дятала; обратный вариант — художник Александр Лепетухин, позже обратившийся к публицистике и прозе. В 1930–40-е годы в «Тихоокеанской звезде» газетными иллюстрациями занимались художники-графики Д. Д. Нагишкин и В. В. Павчинский. Выставка знакомит с эскизами для «Окон плаката» периода Великой Отечественной войны и иллюстрациями к книге сказок «Березовый мальчик» Д. Нагишкина, сериями карикатур В. Павчинского на японских военных преступников, созданных им во время хабаровского процесса 1949 года, а также с его рисунками из альбома с газетными вырезками стихов П. С. Комарова военного времени. Уникальность этого альбома в том, что он составлен и выполнен самим поэтом. Оба художника, Нагишкин и Павчинский, начиная как журналисты, со временем стали профессиональными писателями. Дмитрий Нагишкин написал «Амурские сказки», «Сердце Бонивура», «Созвездие Стрельца», Вадим Павчинский — «Пламенем сердца», «Орлиное гнездо». Особое звучание у работ Александра Лепетухина из цикла «Сказка». Многие годы художник был постоянным автором рубрик «Душа и творчество» в газете «Тихоокеанская звезда» и «Культура и искусство» в журнале «Дальний Восток». Позднее его очерки о дальневосточном искусстве вышли отдельным изданием «Вчера, сегодня, всегда». Александр Лепетухин написал «Хехцирские сказки», за которые в 2007 году его удостоили звания лауреата Всероссийской премии им. П. П. Ершова «За лучшее литературное произведение для детей», стал финалистом национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Для таких писателей, как Вс. Н. Иванов и Владимир Клипель, обращение к графике прямо или косвенно было связано с их литературной работой. О глубине этих изобразительных опытов свидетельствует разнообразие произведений, подтверждающих самостоятельную ценность графических и живописных работ. Вс. Н. Иванов родился в семье художника, преподавателя графических искусств реального училища. Писатель любил рисовать, и в собрании Гродековского музея хранятся несколько альбомов с пейзажными набросками, записные книжки с его рисунками. Некоторые из них можно увидеть на выставке. Критики отмечали в литературном творчестве Вс. Н. Иванова воссозданные им с особым мастерством картины окружающего мира. Об этом размышляет в одном из писем известный художник-пейзажист И. Э. Грабарь: «Уже с первых страниц очаровывает Ваше искусство живописания природы, словно Вы не просто описываете, как гоголевский „чуден Днепр“, а прямо водите кистью, насыщенной всеми цветами радуги». Автор книг о дальневосточной природе и Великой Отечественной войне В. И. Клипель учился в Свердловском художественном училище, но не окончил его. В течение всей жизни писатель занимался деревянной скульптурой, живописью, графикой, иллюстрировал свои книги. Некоторые его работы хранятся в собрании музея, а в экспозицию вошли графические листы и пейзаж «В горах Баджала». Наталья ПОЗИНА |
|||
|