Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова представил этнографическую выставку «Владыки студеных морей», посвященную самобытной культуре народов Крайнего Северо-Востока — алеутов, ительменов, чукчей, эскимосов, коряков. За многовековую историю у северян сложились особые отношения с окружающим миром, собственный взгляд на устройство Вселенной, Земли, природные явления. Несмотря на строгий внешний облик и суровые нравы этих народов, вся их жизнь построена на гармонии в отношениях с природой. Бережное отношение ко всему живому — это и основа их мировоззрения, и один из способов выживания. В беспрерывной борьбе за жизнь в экстремальных природно-климатических условиях животные становились для человека не только объектами охоты, но и священными существами. В их честь устраивали праздники, проводили обряды, создавали красивейшие предметы этнического искусства, наполненные поэтической образностью. Для морских зверобоев и оленеводов кит, морж и олень давали пищу, обеспечивали тепло и свет. Растопленный жир наливали в каменный жирник и зажигали фитиль из мха, шкурами млекопитающих покрывали жилища, а пленки, снятые с печени и желудка морских великанов, заменяли оконные стекла, служили лечебным пластырем для ран. Надевая на каркас байдары моржовую шкуру, люди осваивали морские просторы, в оленьей упряжке передвигались по бескрайним снежным равнинам. Из кишок моржа и нерпы шили промысловые непромокаемые плащи, из оленьего меха и птичьих шкурок — комфортные двойные кухлянки и комбинезоны. На этой выставке, талантливо оформленной художником Алексеем Тамулевичем, впервые широкой публике были представлены экспонаты из собрания Гродековского музея, собранные в конце XIX — начале ХХ века. Среди них национальные костюмы из меха, кишок морских млекопитающих, птичьих шкурок (кухлянки, малицы, керкеры), орудия наземной и морской охоты (гарпуны, стрелы, луки), средства передвижения (нарты, лодки, байдары), ритуальные предметы. Центром экспозиции стал один из редчайших предметов в коллекции музея — ительменская свадебная нарта, которую ученые называют «вязаной» из-за особой техники изготовления с применением кожаных ремней. К сожалению, подробной и систематизированной информации о формировании этой коллекции и ее собирателях нет. Имеются лишь отдельные упоминания в архивных материалах и газетных заметках о тех или иных поступлениях в фонды музея, и самое ранее из них относится к 1898 году. Известно, что алеутская коллекция пополнилась благодаря сборам сотрудника Дальгосторга В. П. Сторчака на о. Медном. В начале ХХ века предметы корякской культуры были переданы сотрудником Пенжинской культбазы Н. Н. Билибиным и сотрудником Тихоокеанской научно-промысловой станции Тихоокеанского института рыбного хозяйства А. Г. Кагановским. Чукотская коллекция, насчитывающая в настоящее время более 220 единиц хранения, собрана благодаря трудам начальника Анадырского округа Н. Л. Гондатти, барона А. Н. Корфа, исследователя А. В. Олсуфьева, государственного служащего К. Я. Лукса и других. Дальнейшее комплектование, продолжившееся с середины ХХ века, носит случайный и эпизодический характер. За всю историю существования Гродековского музея коллекция палеоазиатских народов никогда не была представлена в полном объеме. Сегодня она насчитывает более 350 единиц хранения, и с каждым ее экспонатом можно ознакомиться на страницах каталога «Люди рассвета» (автор-составитель М. В. Осипова), изданного музеем в 2017 году. Особое место на выставке «Владыки студеных морей» заняли предметы косторезного искусства из фондов Дальневосточного художественного музея, также собранные в конце XIX — начале ХХ века. Во всем мире скульптуры чукотских и эскимосских мастеров признаны шедеврами малой пластики. Совершенные по форме, они органично сочетают композиционные рисунки с природной формой клыка и представляют самостоятельную эстетическую ценность. Виктория МАЛАКШАНОВА |
|||
|