- Немного географии
- Город на театральной карте
- Успех как главная цель
- Ветер перемен
- Дальневосточный театральный форум
- Город на театральной карте
- Город Солнца • XIII Хабаровский краевой театральный фестиваль
- Пыльца на крыльях бабочки
- Искусство сочинять спектакль
- Театральные зарисовки
- Он знал о театре все… и даже больше
- «Женихи», или «Революция в оперетте»
- «Имею право быть неправым»
- Двойной портрет в зеркале сцены
- Танцевать, как дышать
- «Все хорошо, жизнь сюжетна!»
- Мгновения Мирослава Кацеля
- Театр комсомольского происхождения
- Эдуард Мосин. В театр за праздником
- Колечко на память
- Энергия движения
- Метаморфозы Нины Ярцевой
- Магия имени
- На лезвии бритвы
- Игры света с тенью
- Перелетная птица
- Часы пик Татьяны Гогольковой
- Владимир Годованец: не изображать героя
- Команда молодых
- ТЮЗ. Театральная ночь
- Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке
- Послесловие
- Латынь и эсперанто Александра Новикова. Примечание лингвиста
- Стихи и нотные строки
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Игорь Геннадьевич Грабовский
Появление новичка в актерской труппе – событие хоть и перманентное, но всегда будоражащее театральный коллектив: кто он(она)? Откуда? Чем удивит, порадует, а может, потрясет? А вдруг в театр пришли новая Ермолова, Смоктуновский, или, если быть ближе к родной почве, Паевская, Егоров?.. В 2001 году в Хабаровский краевой театр драмы пришла выпускница Хабаровского государственного института искусств и культуры Валентина Любичева. Талантливую студентку дирекция театра драмы приметила на театральном студенческом фестивале «Театральная весна» в 2001 году, который организовала Хабаровская государственная академия путей сообщения. Фестиваль проходил на сцене краевого театра драмы, и это сыграло судьбоносную роль в жизни Вали. Тогда за исполнение главной роли в пьесе Д. Фо и Ф. Раме «Свободная пара» она победила в номинации «Лучшая женская роль». Директор театра, в то время А.А. Шутов, предложил Начало актерской карьеры Вали Любичевой на подмостках Хабаровской драмы трудно назвать триумфальным. Первой ролью стала… одна из старушек в спектакле «Невеста из Имеретии» по пьесе Рацера и Константинова. Поскольку старушек было несколько (их роли «доверили» исполнять вчерашним студенткам), наша среди них просто затерялась. Таким образом, дебют начинающей актрисы прошел незаметно. Потом были еще две-три незначительные роли, которые вчерашняя студентка репетировала в очередь с другими актрисами. Надо ли говорить, что уступать начинающей актрисе «подруги по цеху» не спешили. Так что и здесь полноценного дебюта не случилось. И Валентина ушла в декретный отпуск. Это был очень нетипичный для театрального мира поступок. Зачастую ребенок ставит крест на карьере молодой актрисы. Сначала она выпадает на время декретного отпуска из театрального процесса. Выйдя же наконец на работу, новоиспеченная мама обнаруживает, что режиссеры избегают ее участия в спектаклях. Кому нужна актриса, которая в любую минуту может уйти на больничный по уходу за ребенком? Да и на гастроли или выездные спектакли ее особенно не пошлешь. Вот и стараются актрисы продлить свободу ради сцены… Порой эта свобода оборачивается одиночеством на всю жизнь. У Валентины такой вопрос на повестке дня даже не стоял. Она ни минуты не колебалась, что выбрать. И в 2004 году счастливая мама родила малыша. Как ни странно, ее актерская карьера особенно не пострадала. Через два года, когда Валя осторожно предложила дирекции театра свои услуги, втайне надеясь, что особенно занимать ее не будут, ее тут же поставили вторым составом в репетирующийся спектакль по пьесе М. Камолетти «Ужин по-французски». Не вдаваясь в скромные достоинства постановки, могу сказать: Валентина имела шумный успех. Зал взрывался хохотом, когда на сцене появлялась Брижжит, незадачливая кухарка, вынужденная играть перед гостями роль светской львицы. Наконец весь темперамент, вся нерастраченная энергия выплеснулись на сцену. Это вообще качество актерского таланта В. Любичевой – она не умеет работать вполсилы. А энергии у нее, как у «энерджайзера», что вскоре и проявилось в полном объеме. С 2006 года в ее репертуаре появились: Варя в «Вишневом саде» А. Чехова, Тоня в «Квадратуре круга» В. Катаева, Лидочка в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, Ирина в «Незамужней женщине» Л. Корсунского, Верочка в «Осенних скрипках» И. Сургучева, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. Гоголя. Это только главные роли, а были еще и роли второго плана, сказки, вводы и т. д. Еще раз отмечу: не все спектакли, в которых В. Любичева сыграла, – шедевры. Общеизвестно, что профессия актера – зависимая, театрального актера – вдвойне. Как правило, он не выбирает, в каком спектакле принять участие, какую роль сыграть, у какого режиссера. «Времена не выбирают. В них живут и умирают…» Для актеров эти слова поэта наполнены особым драматичным смыслом. Но наша Валентина за каждую роль бралась азартно, как за новую высоту, которую необходимо преодолеть. Порой хотелось более тщательного отбора средств, которыми пользуется актриса на сцене, большей тонкости и глубины, на которые она, несомненно, способна. Ей явно не хватало профессионального опыта, что понятно в ее возрасте. Да что там греха таить, не хватало и режиссера, без которого артисту сложно выстроить свою роль. Иногда создавалось впечатление, что ее искрометный талант просто эксплуатируется ради той самой пресловутой реакции зала, которая порой способна сбить артиста с пути истинного на путь комикования и наигрыша. Кстати, критики, которые оценивали работы прошлого сезона на ежегодном губернаторском фестивале театрального искусства, отметили как раз работы В. Любичевой в ролях драматического плана, а не комического, так милого сердцу нашего зрителя. Я ни в коей мере не хочу умалить значение комедии, к которой сама питаю глубокую симпатию. В данном случае речь ведется о качестве драматургии, которая берется в работу, и уровне ее воплощения постановочной группой. При этом должна откровенно признаться, что для меня талант актрисы В. Любичевой впервые открылся как раз в оглушительно смешной, острой, гротескной работе, с которой когда-то началась ее актерская судьба. Тот самый студенческий спектакль «Свободная пара» по пьесе Д. Фо и Ф. Раме. Правда, увидела я эту работу гораздо позже и на другом фестивале. Это были «Новые грани», фестиваль, который Хабаровское отделение Союза театральных деятелей проводит ежегодно для актеров профессиональных театров. Вот на нем в 2007 году Валентина получила Гран-при, творческую командировку в Москву. Вообще побеждать на фестивалях – свое-образное «хобби» нашей героини. Весной 2009 года во Владивостоке состоялся фестиваль актерских капустников «Золотой голубец», который проходил под эгидой Приморского отделения Союза театральных деятелей России. Наше отделение СТД РФ такой фестиваль проводит на Старый Новый год (называется он «Козья морда»). Но у нас это тихое камерное событие «для своих». Приморцы сделали это достоянием зрителей города. Пригласили Сахалин, Уссурийск, Хабаровск. Заручились финансовой поддержкой спонсоров… Единственная из иногородних участников, наша Валя получила приз «За лучшую женскую роль». И это не удача, не везение, а закономерный итог творческих, физических, интеллектуальных усилий актрисы. Она из породы людей, которых американцы называют «сэлфмейдвумэн», сделавшая себя сама. И Валентина продолжает себя совершенствовать. Она постоянно куда-то спешит, чему-то учится, чем-то занимается. Танцами, голосом, энергетическими практиками, модными оздоравливающими процедурами... И это опровергает мнение, бытующее среди театралов старой школы, что театр, как монастырь, требует от актера отказа от всех других интересов, кроме одного – служения сцене. Видимо, у нового поколения есть какая-то «батарейка», которая подпитывает. Иначе как физически возможно одновременно воспитывать ребенка, заниматься ремонтом (пусть даже и с помощью мужа), ставить в театре сказку (она ведь по диплому режиссер), посещать тренажерный зал, бегать на курсы энергоинформационного развития, готовить номер на очередной фестиваль и, наконец, работать над ролью! Любой, самый талантливый актер (талантливый – тем более!) знает, сколько труда нужно затратить, чтобы роль получилась. Сцена – дама требовательная, бездельников не любит. А еще есть так называемые «халтуры», которые дают актеру возможность дополнительного заработка. Пользуясь случаем, хочу реабилитировать этот термин. В наше время слово «халтура» стало пренебрежительным обозначением плохо, наспех сделанной работы. Но первоначально оно означало всего лишь службу «на стороне». Сам Константин Сергеевич не чурался этого занятия, о чем писал в своих письмах. Не думаю, что великий Станиславский способен был на небрежность в отношении святого для него поприща. Так что неважно «где», важно «как». Думается, в этом В. Любичева абсолютный последователь великого мэтра. Я была свидетелем того, как они с партнером, артистом Музыкального театра М. Ушаковым, репетировали свой номер на Владивостокском фестивале. Номер этот был придуман давно и уже показывался в Хабаровске, надо сказать, с большим успехом. И тем не менее все отпущенные для репетиции часы они раз за разом повторяли, шлифовали, что-то меняли и снова повторяли свой номер. Потом мы все поехали в гостиницу отдыхать. Но и в гостиничном номере Валя продолжала муштровать бедного Мишу. Как показал результат, она была права. Мне кажется, это и есть ядро характера актрисы Валентины Любичевой – огромная работоспособность, неиссякаемая жажда движения вперед и творческая одаренность. Именно это позволяет надеяться, что у актрисы Хабаровского краевого театра драмы яркое, интересное будущее. Хотелось бы стать его свидетелем и соучастником, хотя бы в качестве зрителя. Татьяна КОПЫТИНА |
|||
|