- Немного географии
- Город на театральной карте
- Успех как главная цель
- Ветер перемен
- Дальневосточный театральный форум
- Город на театральной карте
- Город Солнца • XIII Хабаровский краевой театральный фестиваль
- Пыльца на крыльях бабочки
- Искусство сочинять спектакль
- Театральные зарисовки
- Он знал о театре все… и даже больше
- «Женихи», или «Революция в оперетте»
- «Имею право быть неправым»
- Двойной портрет в зеркале сцены
- Танцевать, как дышать
- «Все хорошо, жизнь сюжетна!»
- Мгновения Мирослава Кацеля
- Театр комсомольского происхождения
- Эдуард Мосин. В театр за праздником
- Колечко на память
- Энергия движения
- Метаморфозы Нины Ярцевой
- Магия имени
- На лезвии бритвы
- Игры света с тенью
- Перелетная птица
- Часы пик Татьяны Гогольковой
- Владимир Годованец: не изображать героя
- Команда молодых
- ТЮЗ. Театральная ночь
- Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке
- Послесловие
- Латынь и эсперанто Александра Новикова. Примечание лингвиста
- Стихи и нотные строки
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Игорь Геннадьевич Грабовский
Эмблема муниципального театра пантомимы «Триада» – кошка, идущая по лезвию бритвы. Это своего рода творческое кредо единственного на Дальнем Востоке коллектива, который работает в подобном жанре. Умение передать сложную «жизнь человеческого духа», используя минимальное количество текста, сродни работе канатоходцев под куполом цирка без страховки. Любая фальшь, неверное движение, и ты летишь вниз головой – в позор, в опилки, рискуя стать посмешищем зрительного зала. Впрочем, умение не растеряться в сложных обстоятельствах и обыграть самую драматичную ситуацию так, словно твоя оплошность изначально входила в режиссерский замысел, – составная актерской профессии. Это и есть та самая «кошка», мистическое животное с изумрудными глазами, которое с невозмутимым видом балансирует на лезвии бритвы. Как у кошки, которая согласно легенде проживает несколько жизней, у «Триады» три даты рождения. Первая – 1975 год, когда при Дворце культуры профсоюзов молодой режиссер, выпускник Хабаровского государственного института культуры Вадим Гогольков создает любительскую студию пантомимы. Вторая – 1989 год, когда любительская студия получает статус театра-студии. После этого последовало приглашение показать спектакли в Германии, где состоялись первые зарубежные гастроли театра. А в 1993-м «Триада» предстала в качестве муниципального театра, который вскоре получил и свой дом – бывшее помещение кинотеатра «Пионер». Там и обитает с тех пор, обустроив его по своему образу и подобию. Премьерные аншлаги, полные залы на спектаклях десятилетней давности, зарубежные поездки, совместные творческие проекты с Японией, гастроли по Дальневосточному региону – все это свидетельства того, что театр любим и востребован не только у нас в городе, но и за его пределами. Его творческий коллектив не раз являлся лауреатом и дипломантом различных фестивалей, в том числе Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Итак, что такое триада? Это прошлое, настоящее и будущее. Это три основных направления, в которых работает труппа: классическая пантомима, пластическая драма и клоунада. Это синтез слова, жеста и мимики. Это, наконец, актер, режиссер и зритель. «Театр пантомимы, – замечает его руководитель заслуженный артист России Вадим Гогольков, – это не театр жестов, не театр движений или пластики. Это театр эмоций. Это жизнь». После окончания Хабаровского института искусств и культуры Гогольков по распределению работал в Комсомольске-на-Амуре, где сначала сам показывал миниатюры в составе студенческого ансамбля «Гренада», а затем руководил театральным коллективом ТЕСЛОПАН (то есть театр слова и пантомимы). Там же на сцене драматического театра поставил спектакль «Антонина». В 1975 году при Хабаровском институте искусств и культуры открылась кафедра режиссуры массовых представлений, куда на преподавательскую работу пригласили Гоголькова. Замечу, что удивительный жанр пантомимы Вадим Гогольков открыл для себя еще до поступления в институт культуры. Это был период, когда абитуриент провалился с монологом Арбенина на вступительных экзаменах в Дальневосточный институт искусств, куда он пошел поступать «на актера». Тогда-то ему в руки попала книга Рудольфа Славского «Искусство пантомимы». Руководствуясь ее рекомендациями, Вадим стал заниматься самостоятельно, представляя себя человеком, который то замкнут в стеклянном кубе, то отчаянно сражается с ветром – это когда он упражнялся с воображаемым зонтиком. Этакий мим-одиночка, по совместительству осваивающий рабочую профессию на заводе. Надо же было чем-то заниматься после армии. Увлечение пантомимой сыграло свою роль позже, когда по окончании института Гоголькову пришла в голову мысль создать при Дворце культуры и досуга профсоюзов молодежную группу, с которой и начался театр пантомимы «Триада». Но тогда о большом будущем маленькой любительской группы никто и не подозревал. Ну, собирается молодежь, ну, занимается тренингами, фантазирует, что-то репетирует – пускай себе. Что когда-нибудь «Триада» станет профессиональным театром, со своей программой, стилистикой, репертуаром, никто не помышлял… После перехода народного театра в статус театра-студии началась пора новых поисков. Театру становится тесно в рамках пантомимы, и, приняв однажды чеховскую «Чайку» к постановке, «Триада» всерьез заговорила. Потом запела – в спектакле «Хагоромо», хотя петь то, что предлагал японский композитор, было невозможно. Такой вердикт вынесли местные специалисты, ознакомившись с партитурой спектакля. К счастью, актеры «Триады» не очень разбирались в тонкостях вокального искусства, поэтому послушно приходили на репетиции, выводили гаммы и ничего, освоили сложный материал. Работа в совместном российско-японском проекте принесла свои плоды. В 2000-м состоялся гастрольный тур театра в Японию, в котором приняли участие видные деятели искусств Страны восходящего солнца. Успех спектакля позволил театру стать участником международных фестивалей на Окинаве и Хоккайдо в 2000–2001 годах. Во время гастролей Гогольков провел мастер-классы по пластике с артистами японских театров кабуки, кёген. Японские мастера сцены и критика высоко оценили методику Гоголькова и творческий уровень созданного им театра. В марте 2004-го театр вновь побывал в Японии. В процессе этой поездки Гогольков осуществил проект совместной постановки спектакля «Моя любимая семья», получивший высокую оценку критики. А в 2006-м на Окинаве состоялась премьера спектакля «Снеговики», российская версия которого под названием «Снеговиковый период» позже была сыграна на хабаровской сцене. На протяжении своей творческой деятельности Гогольков не переставал учиться. Всесоюзная лаборатория по пластике и движению под руководством И. Рутберга при ВТО, стажировка у таких ведущих мастеров театра, как Г. Кацман, Л. Додин. Опираясь на труды Михаила Чехова, Марселя Марсо, Ежи Гротовского, Гогольков создал собственную методику пластического воспитания актера, которую применяет на практике. Программной работой театра, без сомнения, можно назвать спектакль «Чайка», который был отмечен премией губернатора края в номинации «Лучшая режиссерская работа». Спектакль, где исполнители, пластический образ, музыка, и каждая пауза, и каждое па – это режиссер Вадим Гогольков. Мне кажется, что «Чайка» -- это монолог, раздумье художника о творчестве и о том тяжком пути, на который он добровольно обрекает себя. Позже эту тему Гогольков продолжил в спектакле по пьесе японского современного драматурга Коки Митани «Академия смеха», также удостоенного губернаторской премии. Так, соединяя в своем творчестве музыку, драматургию и элементы пантомимы, Гогольков исповедует глубинное проникновение в нравственные проблемы и психологию человека, избирая для решения этих задач качественную литературу. Ярким примером творческих поисков режиссера стали лучшие спектакли театра: «Страсть» по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Ночной полет» А. де Сент-Экзюпери, «Парфюмер» П. Зюскинда, «Академия смеха» К. Митани и другие. Особое место в репертуаре занимают спектакли, решенные в жанре клоунады: «Наш дом», «Дворюги», «Коловращение», «О! Блин-шоу!», «Вокзал на семерых». За годы существования театра «Триада» с творчеством коллектива познакомились зрители Благовещенска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Ванино, Южно-Сахалинска, Магадана, Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Чегдомына, Охотска, Москвы, Ульяновска, Иркутска, а также Германии, Японии, Китая. За двадцать лет театр сумел стать центром притяжения творческих сил города, в его стенах экспонируются выставки художников, проходят интересные встречи и мастер-классы с ведущими московскими художниками, сценографами, а также конкурсы, фестивали. И какие бы катаклизмы ни сотрясали мир, художественный руководитель «Триады» Вадим Сергеевич Гогольков, который недавно отпраздновал 60-летний юбилей, каждое утро неизменно приходит в свой театр на улице Ленина, чтобы вечером в нем зажигались огни рампы и вновь выходили на подмостки актеры. А начиналось все с молодежной студии пантомимы при Дворце культуры профсоюзов в теперь уже далеком 1975 году… Ксения ВОСКРЕСЕНСКАЯ |
|||
|