Игры света с тенью

Сергей КимОн из тех немногих, кто давно работает в «Триаде». В качестве зрителя знал ее ранний период, творческий расцвет. Как художник по свету пережил с театром не один сложный период. Впрочем, с тех пор, когда Ким впервые перешагнул порог «Триады», много воды утекло, сменился не один состав актеров и сотрудников театра. На сегодняшний день от прежней труппы остались несколько человек, самых верных и преданных, среди которых Сергей Ким.

Световик-затейник, как в шутку называют его коллеги. Мастер светотени, которому подвластно все. Мне кажется, художника по свету можно сравнить с волшебником, который умелым движением руки «оживляет» спектакль, делает его выразительным, объемным, таинственным. Ведь с помощью софита или пары фонарей можно до неузнаваемости преобразить сценическое пространство и увести зрителя в иную реальность. Однако художник по свету также должен обладать немалым терпением и стойко переносить превратности театральной судьбы, когда за неделю до премьеры все приходится переделывать заново, потому что режиссерскую мысль повело совсем в другом направлении. Ничего не попишешь, театр организм живой, непредсказуемый, в котором главный – режиссер.

Терпеливый, немногословный, подчиняясь принципу, что в театре все должны играть, Сергей предпринимал робкие попытки выходить на сцену в спектакле «Старик и море», достоверно изображая фотографа. Но вообще-то публичность чужда ему, к тому же есть люди, которых судьба словно сама ведет по жизни.

Сергей родился в Хабаровске, после окончании школы поступил в колледж искусств на отделение декоративно-прикладного искусства, где изучал художественную обработку дерева, резьбу, скульптуру. Учился вместе с Павлом Оглуздиным, будущим главным художником «Триады». После окончания училища отслужил в армии, женился. Все просто, все как у всех. Потом судьба забросила его в Биробиджан, где он попал в театр кукол «Кудесник», который возглавлял Юрий Асеев.

Сергей КимРаботал конструктором. Дело, конечно, новое, непривычное, делится Сергей, но, с другой стороны, кукла тоже предмет декоративно-прикладного творчества, так что Ким подошел к новой работе творчески.

Лепил кукол, придумывал им лица, характеры, словом, давал путевку в жизнь. Потом пришла пора пройти стажировку в Благовещенском театре кукол под руководством художника Голощапова, который его многому научил. Когда Сергей вернулся в «Кудесник», его назначили главным художником театра. Первые спектакли – это новогодние утренники, вспоминает Сергей, их было много, все не упомнишь. Потом вернулся в Хабаровск, тогда при ТЮЗе как раз собирались открывать кукольный театр. Но пока суд да дело, работал художником-оформителем в театре драмы, в творческом центре «Гармония». Лепить, рисовать, конструировать – он все умеет, золотые руки.

А в 1995-м Сергей зашел в «Триаду» на день рождения друга и остался в театре по приглашению его художественного руководителя Вадима Сергеевича Гоголькова. Декорации, бутафория, потом добавился сценический свет.
Сергей Ким подходит к поиску светового решения по-своему. Идет не столько от текста пьесы, ибо подключается к спектаклю на том этапе, когда актеры выходят на сцену, а от настроения и атмосферы будущего спектакля. В этом ему очень помогает музыка, Сергей считает, что свет и музыка должны быть созвучны. Так, скользя лучом вслед за музыкальным аккордом и чутко вслушиваясь в интонацию действия, он рисует свои картинки, молчаливо участвуя в происходящем на сцене. Любимые его спектакли в «Триаде» – «Дворюги», «Чайка»… Как заметил Вадим Гогольков, характеризуя Кима: «Сергей – профессионал. Он очень хорошо чувствует свет и с полуслова понимает то, что предлагает режиссер».

Работая художником по свету, Сергей Ким в последнее время все чаще пробует себя в качестве сценографа в других театрах. Когда в Хабаровске открылся наконец кукольный театр, Сергея Кима пригласили в него на постановку.
«Веселые истории о Братце Кролике» – первый самостоятельный опыт в краевом театре кукол. Совместно с режиссером Еленой Новичковой Сергей искал, пробовал, ошибался. В результате, несмотря на то, что общего языка с режиссером добиться не удалось, куклы, изготовленные Кимом, понравились. Он не без юмора вспоминает, как по ночам в «Триаде» делали декорации для первого самостоятельного кукольного спектакля – как заговорщики. Впрочем, как же в театре без игры!

Сергей КимВ дальнейшем контакт с кукольным театром продолжался в спектаклях «Снежная королева» по сказке Андерсена, «Все мыши любят сыр» (режиссер – Леонид Лехлер).
В спектакле «Снежная королева», поставленном режиссером Еленой Голубь, Ким придумал и осуществил удивительный образ – от легкого вихря и вальса снежных хлопьев за окном до белой слепой вьюги, из которой возникает Снежная королева. Она заполняет собой пространство, растет, грозя уничтожить все живое, стоящее на ее пути, однако не в силах охладить сердце маленькой Герды, самоотверженная любовь которой побеждает в этой неравной схватке. А бег Северного оленя с маленькой наездницей – это завораживающий полет в бесконечном мглистом небе к вершине, когда небо и земля смешались в одном вихре.

– Это решение лежало на поверхности сказки, я отталкивался от текста, – скупо комментирует Сергей. Надо заметить, скромность его украшает.

Как художник-постановщик Сергей Ким также ставит спектакли в театре юного зрителя – «Чуча», «Приключения Маши и Вити». Сейчас с режиссером Натальей Ференцевой работает над сказкой «Огниво». Сергей также участник краевой выставки художников-сценографов Дальнего Востока «Зеленая кошка», принимал участие в работе Третьего всероссийского театрального форума «Театр – время перемен», который проходил в столице Дальневосточного федерального округа в 2008 году.

Но как бы заманчива ни была жизнь за стенами родного театра, главное для него – «Триада». Потому что помещение на улице Ленина, 27 не просто место на карте города, но и дом, и среда обитания, и все-все…

Екатерина КИРИЛЛОВА