Ветер перемен

Александр Калягин

Всероссийский форум «Театр: время перемен» проводится в третий раз, и его необходимость вызвана тем, что время ставит перед нами новые проблемы, которые решать надо сообща.

Начали мы с Дальнего Востока, открыв первый Дальневосточный театральный форум (их всего семь – во всех округах России), и, на мой взгляд, такое решение правильное по многим причинам.

Во-первых, это поддержка театральных деятелей, в данном случае Дальневосточного округа, возможность привлечь внимание региональной власти к состоянию театральной культуры края.

Во-вторых, у нас есть возможность остановиться на конкретных проблемах конкретных театров Дальнего Востока, по возможности помочь их решить.

В-третьих, мы не только обсудили проблемы, но и предложили конкретную помощь. В Хабаровске в дни форума высадился десант численностью в 40 человек, здесь прошли семинары, выставки, совещания.

Я считаю важным, что в дальневосточной столице состоялось заседание режиссерской гильдии. Режиссура – это самая больная тема. Проблем много, и они обсуждались на режиссерской гильдии. Но должен сказать, что в Дальневосточном регионе ситуация не такая аховая, как во многих других регионах страны. Я имею в виду укомплектованность режиссерскими кадрами. Из тридцати театров здесь только в трех отсутствуют главные режиссеры – в Амурском государственном театре драмы (г. Благовещенск), Магаданском областном драматическом театре и Хабаровском краевом музыкальном театре.

Мне кажется, что в подборе режиссерских кадров имеет смысл вам советоваться с нашими кабинетами, которые владеют информацией о выпускниках режиссерских факультетов из Москвы или Петербурга. В последние годы только три ваших режиссера участвуют в работе режиссерских лабораторий. Но я уверен, что режиссеров, нуждающихся в повышении своего профессионального уровня, гораздо больше. В чем причина? Не в деньгах, которые надо добыть на дорогу, а исключительно в инертности. Руководитель каждой лаборатории: режиссерской, по сценической речи, сценическому движению, театральной критике – имеет три гранта, которые позволяют оплатить не только проживание и работу Мастера – это делает СТД, но и дорогу. Но ни разу ко мне не поступило ни одной просьбы, ни разу не легло на стол письмо от режиссера из театров вашего региона. Кстати, из Сибири такие просьбы были, и мы пошли людям навстречу. Поверьте, мы всегда можем найти выход. Если у нас не хватит средств, мы можем обратиться в региональное министерство культуры, наконец, к губернатору.

Театр: время переменЕще одна больная тема – театральные школы. По этому поводу я не раз высказывался. Повторю: нам нужно для сцены воспитывать не просто технически оснащенных артистов, а личности. Как это сделать? Необходимо, чтобы молодые артисты встречались с большими мастерами, которые могут не только научить профессии, но и сформировать мировоззрение. Слава богу, такие педагоги есть, и СТД проводит под их руководством множество семинаров по актерскому мастерству, по сценической речи и т. д., семинары под руководством лучших специалистов.

 Я знаю, насколько тяжелая ситуация с профессиональными кадрами в постановочных частях практически во всех театрах Дальнего Востока. В 2006 году мы провели лабораторию-практикум в Хабаровске под руководством Людмилы Овэс и Юрия Харикова. И в рамках Дальневосточного театрального форума прошли семинары и мастер-классы художников-постановщиков, художников-технологов по костюму, гриму, свету, заведующих постановочными цехами. Хорошо бы, чтобы они проходили ежегодно.

Еще недавно ситуация складывалась так, что театральные критики мало ездили, особенно в такие отдаленные края. Но она, к счастью, изменилась. За последнее время московские театральные критики проехали с ревизией практически по всем театрам Дальнего Востока. Лана Гарон, Геннадий Бирюков, Ольга Глазунова, Екатерина Дмитриевская, Александра Лаврова побывали во Владивостоке и Уссурийске, Находке и Благовещенске и т. д. Не успели доехать до Магадана и Якутии, но доедут и туда обязательно.

Еще одна проблема, которая волнует всех – гастроли, кровеносная система жизнедеятельности театров. Для такого отдаленного региона, как Дальний Восток, эта проблема стоит особенно остро. Если московскому театру трудно выехать, то я понимаю, как это сложно сделать из Хабаровска или Красноярска. Но тем не менее театры гастролируют, чаще всего внутри своего региона. Хотя вот совсем недавно состоялись долгосрочные гастроли Приморского театра драмы при поддержке губернатора края. Кто-то из театров участвует в фестивалях, что приятно, среди дальневосточных театров – есть лауреаты «Золотой Маски». Мне хочется, чтобы вы активно включались в наши проекты. Один из них – это проект по гастролям. Мы приняли решение выделить три гранта театрам Дальнего Востока, которые позволят им выехать в Москву и Петербург. Механизм отбора будет определен в рабочем порядке. Другой проект, который сегодня очень важен, – это программа поддержки искусства для детей.

Должен вам сказать, что Союз театральных деятелей Российской Федерации на сегодняшний день – организация, которая много может и которая активно работает. Взаимодействие с региональными отделениями – это залог успешной деятельности не только нашего Союза, но каждого конкретного театра, каждого члена СТД РФ. По линии Центральной социально-бытовой комиссии за последние два года членам СТД Дальнего Востока была оказана помощь на сумму 980 000 рублей. 28 человек региона получают дополнительную пенсию. Мы дотируем летний отдых, и это тоже вполне внушительные цифры. По проекту «Творческая командировка» 16 человек из разных дальневосточных театров приезжали в Москву.

И последнее. Очень огорчает бедственное положение наших семи региональных отделений. Кто-то ютится в чужом кабинете, кто-то просто работает дома, нет интернета, плохо с компьютерами. Вот эта грустная статистика: из семи отделений два (Магадан и Приморье) совсем без помещения, работают дома. Три отделения (Амурское, Сахалинское, Якутия) размещаются там, где работает председатель. Камчатское отделение находится в квартире в жилом доме, Хабаровское – в помещении, подведомственном министерству культуры края, только потому, что министр культуры А.А. Федосов хорошо относится к театральному Союзу. Это не дело. Есть вещи, которые могут быть решены только на местном уровне. И как раз создать нормальные условия для работы семи региональных отделений СТД – это проблема региональных министерств культуры, органов власти. В огромном регионе нет домов актера! А где сосредотачивается духовная жизнь артистов, где они собираются вместе? Где объединяется художественная интеллигенция? Ведь это возможно именно в наших домах актера, которые везде и всегда были и есть центры культурной жизни городов, областей. Дома актера прекрасно работают в Нижнем Новгороде и Саратове, Омске и Екатеринбурге, Красноярске и Казани и т. д. Неужели местные власти лишены амбиций иметь репутацию просвещенных руководителей?

Уверен, что форум «Театр: время перемен», обозначив проблемы и определив цели, поможет выработать стратегию и тактику, чтобы двигаться дальше.

Александр КАЛЯГИН,
председатель Союза театральных деятелей России