Объяснение в любви

Н.Н. Баскаков. Улица Шевченко. 1944. Холст, маслоОблик нашего города никогда не был статичен, он изменялся во времени в соответствии с новыми художественными вкусами архитекторов и особенностью ландшафта. Известные путешественники, посетившие разные уголки мира, сравнивали рельеф Хабаровска и Сан-Франциско, отдавая предпочтение первому благодаря его богатой растительности и великой реке. Он складывался постепенно; застраивался как стихийно, так и целенаправленно, хотя исторический центр оставался неизменным. Жителей и гостей всегда покоряли простор, свобода, свежий ветер, близость Амура, яркость зелени улиц, парков, И, конечно же, яркое солнце почти круглый год.

А.В. Шишкин. Привокзальная площадь. 1950-е. Бумага, акварельГродековский музей посвятил 160-летию города выставку «Хабаровск: объяснение в любви», представив живопись и графику самых разных мастеров — А. В. Шишкина, А. П. Смелова, Н. Н. Баскакова, Р. А. Юрьянова, Б. В. Тамулевича, А. П. Лепетухина, В. П. Хрустова и многих других. Работы этих художников объединяет близкий многим образ старого Хабаровска — в будни и праздники. Так, в графике А. В. Шишкина город 1930-х запечатлен без прикрас, с оврагами, бурьяном и полуразвалившимися домишками-лачугами. Мы видим это в графических листах «Мост через Плюснинку» (1936), «Сапожная мастерская» (1936) «Дома в Чердымовке» (1936), «Плюснинка» (1934). Художник приехал в Хабаровск в 1934 году и отмечал, с одной стороны, неблагоустроенность города, с другой, — живописность местности, широту и величие Амура. Уникальность серии в том, что она воссоздает полностью утраченный мир города в районе речушек Плюснинки и Чардымовки. Виды этой части Хабаровска почти не сохранились на фотографиях из-за неприглядности их облика, однако для А. В. Шишкина они стали ведущим мотивом в работах 1930-х годов. И тем разительнее отличается Хабаровск на его картинах спустя два десятилетия. На выставке можно увидеть две акварели с изображением обновленной привокзальной площади и центральной улицы города — Карла Маркса. Волнует, навевая светлые ностальгические воспоминания, особенно людей старшего поколения, живописная работа А. В. Шишкина «Хабаровск. 1950 г.». На картине запечатлена часть улицы Карла Маркса с узнаваемыми зданиями, еще не получившими своего современного облика, желто-красный автобус, немногочисленные горожане, одетые по моде 1950-х.

А.П. Смелов. Чердымовка. 1945. Бумага, акварель, угольный карандашАкварели А. П. Смелова демонстрируются на выставке впервые. Художник, получивший классическое образование в Москве, приехал в Хабаровск из блокадного Ленинграда в 1944 году и создал здесь более 60 рисунков с видами военного города. В Хабаровске он прожил два года, участвовал в выставках дальневосточных художников. Его акварель «Весна» — это городской пейзаж, где протоптанная дорожка в рыхлом снегу вдоль дома, свисающие с крыши сосульки, темные силуэты деревьев, а вдалеке все еще заснеженный музей, парк и здание военного поста ПВО № 1 на утесе. На картине «Чердымовка» покосившаяся ограда, раскидистое дерево на берегу речки, фигуры детей, тыльные стороны домов...

Р.А. Юрьянов. Центральный парк вечером. 1988. Бумага, офорт, мягкий лак, аквантинаВ графической серии «Прогулки по городу» Р. А. Юрьянова, созданной в 1986–1988 годах, изображен вечерний и ночной Хабаровск, его старинные здания, освещенные луной и уличными фонарями и хранящие дух прошлого — «Редакция газеты «Суворовский натиск» (1986), «Белый дом» (1987), «Центральный парк вечером» (1988). Каждый дом и уголок города значимы для художника своей выразительностью, трактовкой истории Хабаровска. Лейтмотив многих графических листов Юрьянова в осознании утраты старого города, изменении его районов, улиц. Поэтому обобщающий, символический смысл в этой серии приобретает работа «Был город», где запечатлен момент разрушения старого здания.

Б.В. Тамулевич. Оттепель. Ворота с колоннами. 2010-е. Бумага, акварельАкварели Б. В. Тамулевича 2010-х годов — узнаваемые уголки Хабаровска, которые воспринимаются вне времени. Среди них «Штаб через арку» (2010-е), «Оттепель. Ворота с колоннами» (2010-е), «Оттепель. Памятник Дьяченко» (2010-е) и другие. Неслучайно искусствоведы отмечают, что «акварели Бронислава Тамулевича наполнены мягким, чуть светящимся туманом, все неявно и зыбко». Благодаря этому в портрете города живет предчувствие весны, ожидание чего-то нового, светлого.

В.П. Хрустов.  Снежное утро. 2014. Холст, маслоЗавершающим аккордом выставки стали живописные работы В. П. Хрустова, среди которых «Зимний день. Ул. Тургенева» (2009), «Январь» (1996), «Старый дворик» (2012), «Снежное утро» (2014). Художник по праву считается «мастером камерного городского пейзажа и пейзажа-панорамы». Город на его картинах праздничный, осязаемый, расцвеченный яркими красками, наполненный воздухом и светом.

Портрет Хабаровска сложился не только из художественных работ. Частью экспозиции стали музейные предметы из историко-бытовой и фотодокументальной коллекции — фотографии, открытки, фрагменты наличников домов Хабаровска, кирпичи и изразцы, таблички страховых обществ, уличный фонарь, плотницкие инструменты и для кладки кирпича и многое другое. Все эти артефакты прошлого напомнили о том, как скоротечно время и как изменчив облик нашего города. Посетители погружаются в атмосферу старого и нового Хабаровска и в отзывах пишут ему свои признания в любви: «Наш город достоин восхищения, у него неповторимый характер и магия. Он навсегда в сердце...»