- Хабаровский вальс
- Знаки города
- Над Амуром белым парусом
- Объяснение в любви
- Далекий край*
- Заметки репортера
- Под небом Франции
- Романтик в золотых эполетах
- Святыни земли хабаровской
- Крестный путь священника
- «Умственные богатства»
- История настоящего блюзмена
- О чем молчит старый утес
- Дыра в Хабаровку
- Городская среда
- То, что запомнилось
- «Да, Боже, царя храни!»
- Память о добрых делах остается
- Город на трех китах
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- ШИШКИН Алексей Васильевич
Скалистый обрыв над Амуром — знаковое место. Со временем оно стало не просто особенностью местного ландшафта, а настоящим символом нашего города, поскольку с ним связано немало важных исторических событий. Эта статья посвящается 160-летнему юбилею присоединения новых земель к Российской империи и основания Хабаровска, 100-летию со дня расстрела австро-венгерских музыкантов и 75-летию возведенного на утесе здания. Легенды и реалииВладимир Александрович Петрушевский посвятил амурскому утесу такие строки («Пятидесятилетие Амурского края 1858–1908 гг.», 16 мая 1908): Тихо, тихо кругом. Вся природа уж спит; Задолго до заселения берегов Амура русскими на этих землях жили дауры, нивхи, дючеры, орочи и другие немногочисленные племена. В середине XVII века у подножия утеса располагалось стойбище Бури, где селились гольды — предки нанайцев. Они называли эту скалу «Мама хурээни» («Старухина гора») — здесь по их представлениям находилось жилище шаманки. По одной из легенд, на утесе лежал волшебный камень, и муж шаманки при помощи кузнечных мехов раскалял его докрасна. Старуха ударяла по камню своей колотушкой, и из него появлялся бубен, у которого можно было узнать ответы на все вопросы. В те времена к горе на свет огня приходили мэргэны, чтобы шаманка исцелила их своим волшебным бубном2. В середине XIX века Российская империя начала интенсивно изучать и осваивать Приамурье. Генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьев поддержал инициативу проведения Амурской экспедиции для исследования устья Амура, во время которой Геннадий Иванович Невельской совершил плавание на парусном корабле «Байкал» и доказал, что Амур судоходен и имеет выход в Охотское море. В июне 1854 года во время Амурского сплава Муравьев наметил место будущего города, указав рукой на скалу на месте слияния двух рек — Амура и Уссури. В 1855–1858 годах организовывались новые сплавы, целью которых было фактическое присоединение Приамурья к территории Российской империи. 28 мая 1858 года Муравьев и Ишань подписали Айгунский договор, провозгласивший левобережье Амура владением России, а его правый берег до впадения Уссури — территорией Китая. После этого по приказу приамурского генерал-губернатора из Сибири к устью реки Уссури для основания военного поста Хабаровки был отправлен линейный батальон во главе с капитаном Яковом Васильевичем Дьяченко. 31 мая 1858 года солдаты 13-го Сибирского батальона высадились недалеко от утеса для устройства нового края и поселения3. Интересно, что утес служил видовой площадкой на протяжении почти всей истории Хабаровска. Еще в дореволюционный период здесь установили деревянные лавочки, соорудили изгородь и лестничный спуск к воде. С этим местом связана трагическая легенда о расстреле 5 сентября 1918 года австро-венгерских военнопленных музыкантов, о чем долгие годы гласила надпись на мемориальной доске, висевшей на стене всем известного здания. Сейчас этот знак хранится в фондах Гродековского музея. Версий о причинах расстрела на сегодняшний день несколько. В советское время появилась самая распространенная: говорили, что музыканты на параде в честь взятия города казаками белогвардейского атамана Калмыкова вместо «Боже, Царя храни!» исполнили «Интернационал», за что были схвачены и расстреляны. Другая версия основана не на политическом, а на этническом конфликте. Тогда вместе с калмыковцами в город вошли союзные части чешских легионеров, среди которых был Вацлав Юлинек, арестовавший военнопленных музыкантов по приказу Калмыкова: их подозревали в связи с большевиками и обвинили в хранении оружия. Но у чехов были свои причины ненавидеть австро-венгров, с которыми они воевали при разделе территории Австро-Венгрии в Первую мировую войну. Более прозаическая трактовка давних событий кроется в делах сердечных. Вероятно, казаки не потерпели вольных музыкантов, которые, «поют свои песенки тут и гуляют наших женщин». Подвыпившие калмыковцы устроили погром в кафе «Чашка чая», которое располагалось на первом этаже доходного дома А. К. Архипова (ныне здание ЦУМа), где выступал оркестр военнопленных выпускников Венской консерватории. Разгромив кафе, калмыковцы повели австро-венгров к обрыву и расстреляли4. Случилось ли это на утесе или неподалеку от него, до сих пор вопрос спорный. В память о трагедии в советское время на так называемом месте расстрела хотели воздвигнуть монумент, но идею так и не реализовали. Здание на вершине утеса появилось в период Великой Отечественной войны. Его возвели по проекту архитектора Петра Андреевича Старикова в ноябре 1943 года как военный пост противовоздушной обороны № 1 для наблюдения за воздушным пространством. В послевоенное время оно стояло закрытым, с 1950-х годов в нем располагалось общество спасения на водах, затем морская школа ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), где детей обучали моделированию, теории гребли и нахождению на воде. Когда морской школе выделили другое помещение, оно опустело и стало смотровой площадкой. Окна заколотили, фасад со временем обветшал. В начале 1980-х здание реконструировали под кафе, сделав одноэтажную пристройку ко входу, изменив планировку и интерьер. В 1980–90-е это место стало популярным среди хабаровчан и гостей города. С 1999 по 2001 год провели повторную реставрацию, но из-за нерентабельности помещения одно кафе сменяло другое. В 2000-х один из арендаторов установил решетки, препятствовавшие выходу на смотровую площадку, и попасть на утес могли только посетители кафе. Сомнительный способ заработка никак не отразился на состоянии исторического сооружения — оно ветшало и нуждалось в реставрации. Поскольку с 1991 года этот объект вошел в число памятников культуры краевого значения, в 2012 году под давлением общественности и по распоряжению губернатора здание передали в ведение министерства культуры Хабаровского края. В октябре 2013 года после реставрации его передали Хабаровскому краевому музею им. Н. И. Гродекова. С этого времени легендарное место стало доступным для посещений. За закрытой дверьюКонцепция музейно-культурного центра «Амурский Утес» связана с основанием и историей Хабаровска, а не со зданием, появившимся гораздо позже. Сотрудники музея, создавая экспозицию «Амурское Зазеркалье», хотели погрузить посетителей в атмосферу дореволюционного прошлого города, минуя советское время. Самой первой для посетителей открыли недоступную ранее башню. В феврале 2014 года, пока на нижних этажах велись экспозиционные работы, влюбленные пары могли провести «Свидание на Утесе» в День святого Валентина. Такие встречи оставались желанными на протяжении всего календарного года. И в настоящее время пары или деловые партнеры могут уединиться за чашкой горячего чая в удивительном месте на берегу Амура. К 120-летнему юбилею Гродековского музея в апреле 2014 года сотрудники подготовили презентацию первого экспозиционного зала «Губернаторская гостиная». Автором его художественной разработки стал известный хабаровский художник Бронислав Владиславович Тамулевич. Реализацией эскизов занимался другой художник — Дмитрий Богданов. В 2015 году завершили второй зал — «Ретро-фотосалон», где для посетителей, желающих примерить образ светского человека и провести фотосессию, был создан «Фотопавильон», а художницей Натальей Сыздыковой, работающей в Хабаровском краевом музыкальном театре, подготовлены реконструкции детских и взрослых костюмов того времени. На двух этажах МКЦ «Амурский Утес» разместились исторические фотографии города и уникальные музейные предметы конца XIX — начала XX века, органично вписанные в воссозданные интерьеры. Все эти проекты получили высокую оценку и в том же году удостоились премии губернатора Хабаровского края в номинации «Научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейной и просветительской деятельности». Ограниченная площадь залов, с одной стороны, способствовала созданию камерного пространства, с другой, лишила возможности выступать в роли привычного для всех музея. С первых дней работы центр принимал посетителей исключительно по предварительным заявкам, не имея возможности вместить всех желающих одновременно. В 2016 году появилось регулярное экскурсионное расписание, позволяющее объединить незнакомых людей в небольшие экскурсионные группы от 4 до 15 человек. В отличие от большинства музеев посещение «Амурского Утеса» невозможно без экскурсоводов. В экспозиции пришлось отказаться от этикетажа и оградительных стоек, чтобы посетители, рассматривая с разных сторон подлинные предметы из прошлой жизни Хабаровска, смогли погрузиться в атмосферу культуры того времени. К тому же этикетка не может вместить полной информации и не вписывается в убранство интерьеров того времени. Поскольку по музейным правилам экспонаты непозволительно трогать руками, экскурсовод, и он же хранитель и проводник, демонстрирует возможности некоторых предметов. Например, во время экскурсии посетители могут насладиться звуками рояля, безрупорного граммофона или музыкального ящика. Вперед в прошлоеСегодня музейно-культурный центр «Амурский Утес» одно из популярных мест Хабаровска. Здесь проходят обзорные и театрализованные экскурсии, посетители совершают путешествие в прошлое, знакомятся с персонажами старого города, их жизнью. В центре происходят также события, которые рассказывают не только об историческом прошлом, но и о дореволюционной культуре. Традиционный «Салонный вечер», который всегда проводится по специально написанному сценарию, собирает гостей в «Губернаторской гостиной» «Амурского Утеса», и такой формат очень востребован горожанами. Одним из первых обучающих проектов стало «Письмо с Утеса», дающее представление не только о письменном этикете, но и об истории почтовых карточек на территории Российской империи и Хабаровска. Для этой цели отбираются только лучшие открытые письма из собрания Гродековского музея с видами дореволюционного Хабаровска, и такие репринтные издания нравятся гостям музея. К тому же у каждого есть возможность подписать эксклюзивную открытку пером и тушью, отправить «Привет с Утеса» в любую точку страны. В преддверии Нового года и Рождества приходит новый тираж почтовых карточек. Для праздничных открыток за основу берутся открытые письма дореволюционного периода как европейского, так и российского производства из музейной коллекции. Другое не менее интересное занятие — «Я — модельер», раскрывающее тонкости городской моды, предпочтения и секреты хабаровских модниц на рубеже XIX–XX веков. В основе каждой такой программы изыскания научных сотрудников музея, исследовательские труды историков, краеведов, культурологов, искусствоведов, а также музейное достояние — подлинные предметы. К 2018 году появились новогодние направления — «Винтажная елочная игрушка», «Подарочный этикет», «Расписной пряник». Не так давно начался цикл занятий «Рецепты праздника», связанных с международными праздниками. В преддверии 14 февраля новый праздничный сезон открылся «Сладкой валентинкой» — по росписи традиционного русского пряника, к Международному женскому дню сотрудники центра провели «Цветочное пожелание» по флористике и языку цветов. В марте этого года «Амурский Утес» присоединился к акции «Музейный OVERTIME» Гродековского музея, запустив арт-проект «Немая пятница» — регулярные показы немого кино под живой аккомпанемент старинного рояля. Дарья ПЕТРУШКИНА
|
|||
|