- Хабаровский вальс
- Знаки города
- Над Амуром белым парусом
- Объяснение в любви
- Далекий край*
- Заметки репортера
- Под небом Франции
- Романтик в золотых эполетах
- Святыни земли хабаровской
- Крестный путь священника
- «Умственные богатства»
- История настоящего блюзмена
- О чем молчит старый утес
- Дыра в Хабаровку
- Городская среда
- То, что запомнилось
- «Да, Боже, царя храни!»
- Память о добрых делах остается
- Город на трех китах
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- ШИШКИН Алексей Васильевич
В феврале 2018 года состоялась презентация каталога коллекции из собрания Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова «Православие на Дальнем Востоке». Она проходила в стенах экспозиции, посвященной истории освоения Русской православной церковью Дальнего Востока с середины ХVII века до настоящего времени. На сегодняшний день это единственный выставочный проект на всей территории Дальнего Востока, где с такой полнотой рассказывается о деятельности священнослужителей по просвещению русского населения и коренных народов, устройству православных храмов и монастырей на отдаленных восточных окраинах нашей страны, о работе православных миссионеров на территории Русской Америки, Китая, Японии. Гродековский музей был основан в 1894 году и за 120-летнюю историю существования собрал довольно обширную коллекцию предметов по природе, этнографии и истории не только Хабаровского края, но всего Дальневосточного региона и даже Забайкалья. Его православная коллекция включает более 1 400 единиц хранения. Это облачения священнослужителей, церковная утварь, иконы, меднолитая пластика, богослужебная и духовная литература, документы, фотографии и многое другое. Предметы датируются ХIХ — началом ХХI века, однако встречаются иконописные изображения и книжные издания ХVII—ХVIII веков. Пожалуй, один из самых ценных предметов коллекции — шкатулка, сделанная руками святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Америки и Сибири, причисленного к лику святых Русской православной церковью за рубежом в 1977 году. Святитель Иннокентий считается одним из главных духовных пастырей на Дальнем Востоке. В 1840 году после смерти любимой жены он принял монашеский постриг с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского, а через некоторое время хиротонисан (рукоположен) во епископа, став первым епископом первой дальневосточной епархии. По предложению святителя епархия была названа Камчатской, Курильской и Алеутской — по землям, вошедшим в ее состав. На тот момент это была самая большая и протяженная епархия на территории Российской империи. Известно, что святитель, ведя миссионерскую деятельность среди местных жителей, учил их столярному и плотницкому делу, технологии производства кирпичей и другим строительным ремеслам. Сам преосвященный с семинарских лет любил мастерить всевозможные часы (песочные, солнечные, водяные, механические), музыкальные инструменты, предметы мебели, шкатулки. Шкатулка из фондов Гродековского музея выполнена из латуни в виде прямоугольного ящика с откидной крышкой, поверхность которого украшена чеканным растительным орнаментом. Шкатулка передана в дар в 1896 году дочерью преосвященного Иннокентия — Екатериной Ивановной Петелиной, женой священника Ильи Ивановича Петелина, о чем свидетельствует дарственная, составленная в момент передачи семейной реликвии: «Сея шкатулка, из узорчатой меди, простой работы, сделана собственноручно о. Иоанном Вениаминовым (впоследствии Митрополит Московский и Коломенский Иннокентiй). В шкатулке этой о. Иоанн поднес своей невесте подарок в тысяча восемьсот двадцать первом году. Все вышеизложенное удостоверяю своей подписью и именной печатью. г. Хабаровск мая 13-го дня 1896 года. Дочь Митрополита вдова жена Священника Ильи Иванова Петелина, Екатерина Иваново Петелина». Вероятно, дочь святителя подарила шкатулку именно музею краеведения Хабаровска в память о его трудах на хабаровской земле. Первое культовое сооружение города — часовня Марии Магдалины было заложено по благословению святителя Иннокентия. Возможно, она и освящена владыкой в одно из его летних миссионерских путешествий по Амуру в 1860 или 1861 годах. Дважды святитель посещал Хабаровку летом 1863 года, совершая путешествие по Уссури. В этой шкатулке святитель Иннокентий, тогда еще выпускник Иркутской семинарии, преподнес подарок своей невесте Екатерине, дочери якутского священника Иоанна Шарина. К сожалению, какой именно подарок, не упоминается. Не сказано об этом и в автобиографии святителя, ни разу не говорится в его письмах и дневниковых записях. Известно лишь, что шкатулка долгое время сохранялась в семье как семейная реликвия. Преосвященный Иннокентий был ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и принимал деятельное участие в возвращении Приамурья Российской империи и подписании Айгунского договора в 1858 года. В фондах Гродековского музея хранится картина «Айгунский договор», написанная дальневосточным художником Василием Евтроповичем Романовым в 1947 году в Благовещенске. На картине с левой стороны изображен Иннокентий (Вениаминов). Из писем владыки следует, что непосредственного участия в переговорах об установлении новой границы между двумя империями, Российской и Дайцинской, в маньчжурском городе Айгуне он не принимал. Но художник рассудил иначе. Изобразив камчатского архиерея на картине в момент подписания Айгунского договора, он хотел тем самым подчеркнуть, что и духовные власти сыграли значительную роль в возвращении Приамурья и дальнейшем освоении этих земель русскими людьми. В результате переговоров более чем полуторавековой спорный пограничный «амурский вопрос» был решен в пользу России. Заключение договора усилило темпы заселения Приамурья. Согласно договору «левый берег Амура начиная от р. Аргуни до морского устья реки Амура» стал владением России; а «правый берег, считая вниз по течению до реки Уссури» — владением Дайцинской империи. Первым свое мнение о проделанной художником работе высказал Григорий Степанович Новиков-Даурский, сотрудник краеведческого музея Благовещенска, «патриарх амурского краеведения»: «Подобного я не ожидал. Это серьезный труд, выразительный и достоверный. Надеюсь, что картина будет пробуждать в сердцах людей дремлющее чувство благодарности к нашим далеким, смелым предкам...» В 1960 году художественное полотно (которому, кстати, в прошлом году исполнилось 80 лет) было передано Хабаровскому краеведческому музею. Оно заняло свое достойное место в одном из экспозиционных залов, посвященных истории освоения Приамурья с середины ХIХ до начала ХХ века. В 1930 году в связи с закрытием Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери в музей передали одну из главных святынь дореволюционного Хабаровска — икону с образом Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую «Албазинская», — список с иконы ХVII века. Долгое время оригинальная икона хранилась в Сретенске, а во второй половине ХIХ века ее перевезли и установили в кафедральном соборе Благовещенска. Перед началом Первого амурского сплава в мае 1854 года по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и с благословения архиепископа Иннокентия (Вениаминова) перед Албазинской иконой отслужили молебен на начало нового дела. Именно в этот период почитание образа настолько возросло, что из дальних приходов Дальнего Востока поступали прошения о необходимости изготовления копий с Албазинской иконы для местных храмов. В 1896 году по заказу хабаровского купца 1-й гильдии Василия Федоровича Плюснина и его супруги Евгении Семеновны в Санкт-Петербурге неизвестный мастер написал образ для Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери. Икона была украшена «сребропозлощенной ризой с эмалевыми украшениями стоимостью 700 руб.». На обратной стороне иконы на металлической табличке была закреплена памятная надпись о дарителях: «Сию святую икону пожертвовали Хабаровскому Успенскому собору Василий и Евгения Плюснины. 1896 года Февраля 15 дня. Помяни нас Господи егда приидеши во царствие твое. Аминь». Хабаровский список не стал точной копией оригинала. Он отличается манерой исполнения и цветовым решением, а иное написание положения рук Богоматери делает его уникальным. Более 60 лет икона из Успенского собора находилась в фондохранилище ХКМ, и лишь в 1997 году посетители музея смогли увидеть ее в экспозиции, посвященной истории освоения Приамурья Российской империей с середины ХIХ до начала ХХ века. В 1999 году между директором ХКМ и архиереем Хабаровской и Приамурской епархии Русской православной церкви епископом Марком (Тужиковым) было заключено соглашение о передаче в бессрочное безвозмездное пользование Албазинской иконы. В 2012 году хабаровский художник Вадим Шутый написал образ Божией Матери «Албазинская» специально для показа в новой экспозиции. В конце 1920-х — 1930-е годы в связи с закрытием хабаровских храмов в музей поступали неполные комплекты литургических облачений, разрозненные предметы церковной утвари, иконы, богослужебные книги, духовная и учебная литература как представлявшие культурную и музейную ценность. Скорее всего, в этот период в фонды ХКМ поступили две иконы, изготовленные иноками Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря в начале ХХ века: образ Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)» и образ святого Иоасафа, епископа Белгородского. Образ Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)» написан основателем Свято-Троицкого Николаевского монастыря игуменом Алексием (Осколковым). Обитель, основанная одной из первых на юге Дальнего Востока, развивалась довольно быстро. Менее чем через 10 лет на территории монастыря возвели двенадцатикупольный деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского, церковь во имя иконы Божией Матери «Иверская», храм-часовню Преображения Господня, а также храм-часовню в честь Казанской иконы Божией Матери. Наряду с культовыми сооружениями строились помещения хозяйственного назначения: хлебопекарня, в том числе просфорная, мастерские (портняжная, сапожная, бондарная, шорная и другие), маслобойня, паровая мельница, свечной и кирпичный заводы, рыболовецкий производственный комплекс, мощная лесопилка и столярные цеха с современным оборудованием. Монахи традиционно занимались огородничеством, садоводством, скотоводством и пчеловодством. Особое значение имело создание мануфактурного книгопечатного комплекса, благодаря которому в монастыре развернулась широкая издательская деятельность. Собственная фотолаборатория и типография с переплетной мастерской при монастырях в начале XX века были большой редкостью не только для юга Дальнего Востока, но и во всей России. С заботой о нуждах населения близлежащих селений на территории монастыря были устроены социальные объекты — больница, церковноприходская школа и приют для учеников, находящихся на монастырском иждивении. Вскоре после основания монастыря о. Алексий вынужден был уехать с Дальнего Востока и поселился на Афоне. Но он не оставил попечений о своем детище и специально для монастыря написал две иконы: Святой Троицы (написана на доске из Мамврийского дуба) и образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Объятия Отча» (Уссурийская). Впоследствии братия Шмаковского монастыря сделала несколько копий для храмов Дальнего Востока. Одна из них хранилась и в Хабаровске. В настоящее время икона находится на реставрации, специалисты пытаются вернуть ей первоначальный вид. В монастырской мастерской создавали не только иконописные образы, но иконы в новой популярной тогда технике — пирографии. Это выжигание священных изображений на дереве. Именно так изготовлена икона святого Иоасафа, епископа Белгородского. С обратной стороны иконы сохранилась надпись, по какому случаю она была выжжена и кому преподнесена в дар: «Его Высокопреподобию /Всечестнейшему О. Владимиру Давыдову. /На память об участии Вашем в народном па/ломничестве в Уссурийский Св-Троицкий Николаевский /мон-рь 4 сентября 1911 г. в день торжественного откры/тия и прославления св. мощей, новоявленного угод/ника Божия, Св. ИОАСАФА, Епископа Белоград/ского. От смиренных трудов братии обители». Часть книг, изъятых в начале 1930-х годов и переданных в музей, долгое время хранилась в библиотеке ХКМ. В основной фонд они были переведены лишь в 1985 году по приказу Министерства культуры РСФСР и поставлены на учет. Коллекция включила 35 единиц хранения. Удалось установить, что один том Церковно-певческого сборника из собрания ХКМ находился в употреблении в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери. Также в коллекции встречаются книги, принадлежавшие последнему настоятелю Успенского собора протоиерею А. А. Миролюбову, потомственному священнику. Среди них подшивка журнала «Церковные ведомости» за 1894–1896 годы, «Труды Киевской духовной академии» за 1887 год. Александр Арсеньевич Миролюбов (1859 — после 1925) родился в семье священника церкви селения Погост Борисоглебский Угличского уезда Ярославской губернии Арсения Васильевича Миролюбова и его супруги Анны Стефановны. После успешного окончания Ярославской духовной семинарии по 1-му разряду в 1882 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил спустя четыре года со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал на тему «Проповеди святого Кирилла Александрийского». За это сочинение в 1888 году о. Александр получил половинную Макарьевскую премию. Работа была напечатана в «Трудах Киевской духовной академии» за 1887 год, а также выпущена отдельными оттисками. В течение десяти лет преподавал Закон Божий в Первой женской гимназии Екатеринбурга и был настоятелем домового Магдалино-Мариинского храма при этой же гимназии. 24 июня 1907 года за активную деятельность в деле сбора пожертвований на нужды вдов и сирот участников Русско-японской войны получил знак и серебряную медаль Красного Креста. За службу по епархиальному ведомству 6 мая 1908 года награжден орденом Св. Анны III степени. В Приамурье о. Александр переселился с семьей, женой Верой Михайловной и шестью детьми, лишь в 1909 году в связи с назначением на должность ректора Благовещенской духовной семинарии. С 1912 году работал цензором «Благовещенских епархиальных ведомостей». Современники отмечали, что при о. Александре качество текстов издания значительно улучшилось. При участии протоиерея Александра Миролюбова 29 апреля 1912 года был учрежден историко-археологический комитет по охране памятников церковной старины в Благовещенской епархии. За успехи по службе в этом же году награжден орденом Св. Анны II степени. В 1919 году после обстрела и разграбления красноармейцами Благовещенской духовной семинарии получил назначение в Хабаровск на должность настоятеля Успенского кафедрального собора, где служил вплоть до своего ареста в 1923 году. Несмотря на вменяемые священнику обвинения (распространение контрреволюционной литературы и агитация против советской власти), вскоре был освобожден. Однако из-за захвата обновленцами Успенского собора вынужден был оставить место прежнего служения. В 1925 году согласно списку тихоновских приходов значился клириком Алексеевской церкви, располагавшейся на Артиллерийской горе. Дальнейшая судьба протоиерея А. А. Миролюбова неизвестна. Отец Александр Миролюбов имел богатую библиотеку. При переводе на новое место церковного служения он привез из Екатеринбурга на Дальний Восток значительное количество литературы. Для сохранения страниц от повреждения все издания были переплетены в картонажно-переплетной мастерской П. С. Зуева в Екатеринбурге. На корешке оттиснут малый шрифтовой русский суперэкслибрис с указанием имени владельца в виде инициалов и фамилии, покрытый золотистой краской. На титульном листе стоит книжный знак с указанием священного сана («священник», «протоиерей») и полного имени владельца в овальном медальоне, нанесенных фиолетовыми чернилами. В настоящее время в фондах ХКМ также хранятся книги, принадлежавшие священнику А. А. Миролюбову, поступившие в 1970 году от жительницы г. Хабаровска А. А. Тумановой: «Церковные ведомости» за 1895–1896 годы, духовный журнал «Странник» за ноябрь 1909 года, а также «Слова и речи» А. М. Иванцова-Платонова. Книги, переданные А. А. Тумановой, принадлежали Николаю Ивановичу Рябову (1908–1968), кандидату исторических наук, одному из первых преподавателей Хабаровского педагогического института (ныне педагогический институт Тихоокеанского государственного университета), автору очерков по истории Дальнего Востока, жизни и трудам известных исследователей Приамурья. Трудно сказать, был ли Николай Иванович верующим человеком, но в его библиотеке находились книги, которые по своему содержанию не входили в сферу его научных интересов. Помимо вышеупомянутых в собрании Рябова были «Писания святых отцов Церкви...», «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной» И. М. Скворцова, ежемесячный литературный и научно-популярный журнал для самообразования «Мир Божий» за май 1902 года. Среди книг, принадлежавших Рябову, были и два тома Церковно-певческого сборника из ризницы Успенского собора. Н. И. Рябов располагал и двенадцатью церковными изданиями, все они в настоящее время хранятся в фонде редкой книги Гродековского музея. |
|||
|