Неповторимый опыт предков

Ханс Фредерик Прост. Ножи и шкатулка. ШвецияМеждународный фестиваль «Косторезное искусство народов мира»

Международный фестиваль косторезного искусства проходил в Магадане уже
в третий раз, став одним из самых заметных и ожидаемых культурных событий. В 2021 году, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в нем участвовали художники из 19 регионов России и 11 зарубежных стран, в том числе Канады, Швеции, США.

Подобные творческие встречи позволяют увидеть современное искусство резьбы по кости во всем многообразии традиций, стилей, новых тенденций использования этого материала. В последнее время в промысле, идущем из древних веков, все отчетливее проявляются тенденции современной интерпретации исторического наследия, поиска новых форм и сюжетов, освоения новых технологических приемов, разнообразия индивидуальных художественных решений, основанных на авторском творческом замысле. Несмотря на неизбежную утрату связи с этническими традициями, вызванную цивилизационным процессом, интерес к резьбе по кости становится все более актуальным. Косторезный промысел, изначально неразрывно связанный с образом жизни народа, позволяет современным мастерам заново осмыслить традиционный уклад как способ сохранения смыслов и целостности этноса.

В.Ю. Боровков. Битва Миямото Мусаси – I.  6х4,6х8,3. Рог лося, резьба. 2019

Так же как и на предыдущих выставках, представленные на фестивале авторские произведения говорят о разнообразии форм, сюжетов, стилей и техник. В целом же в современном косторезном искусстве можно выделить три основных направления. Первое связано со стремлением зафиксировать и сохранить традиции определенной школы, второе — с формированием узнаваемой авторской, не связанной с типом культуры манеры, демонстрирующей фантазию и творческую свободу художника, третье — с владением универсальным языком резчика, позволяющим соответствовать запросам рынка сувенирной продукции. В этой ситуации интересно наблюдать за развитием косторезного промысла в российских регионах, где складываются определенные традиции, формируется современная школа мастеров. В Магаданской области ведется целенаправленная работа по развитию и популяризации косторезного искусства, и во многом это происходит благодаря председателю Магаданского отделения Союза художников России Константину Кузьминых, выступающему организатором международного фестиваля.

В искусстве магаданских резчиков объединены черты аборигенной и европейской культур. Достаточно молодая по историческим меркам территория в свое время собрала художников, приехавших из других мест. Они знакомились с местной художественной традицией, этнической культурой, характерной для населяющих этот регион народов. Это касалось не только косторезного искусства, но и живописи, графики, книжной иллюстрации. Косторезы использовали приемы чукотского, эскимосского искусства резьбы. Резчики Магаданской фабрики сувениров и подарочных изделий, образованной в 1968 году, изготавливали художественные сувениры из бивней мамонта, клыка моржа, китового уса и ребер. Особенно отличались размерами и эстетическим уровнем сюжетные композиции, показывающие сцены охоты, кочевье или лежбище моржей. Произведения мастеров представлялись на российских и международных выставках и ярмарках.

Тогда же начала формироваться магаданская косторезная школа, получившая известность благодаря умению авторов соединить знание быта и культуры коренных народов Севера, их традиции в обработке кости с европейскими канонами. Ее становление связано с художниками-технологами А. Семеновым и А. Макаровым, которые приехали в Магадан после Калининского прикладного училища искусств и обучали начинающих мастеров основам малой пластики. К сожалению, в 2000-е годы фабрика перестала существовать, однако сам промысел развивается, в него приходит молодое поколение, продолжают работать опытные мастера.

С.А. Лугинин. Птица Минлей.  Зуб кашалота,  рог лося, бивень мамонта, кость мамонта, резьба. 2020Сегодня магаданские косторезы объединены цеховым единством и Магаданским отделением Союза художников России, где секция декоративно-прикладного искусства самая многочисленная. Широкий диапазон сюжетов и авторских приемов, владение материалом (используется бивень мамонта, кость кита, клык моржа, рог лося, оленя, снежного барана, зуб кашалота, их комбинации с деревом, природными минералами: кварцем, агатом, морскими раковинами) говорят о большой фантазии, творческом подходе в разработке темы, высоком профессионализме резчиков. В нынешнем фестивале приняли участие представители разных поколений. В произведениях А. Барана, А. Вербицкого, В. Вихлянцева, Е. Годовой, А. Губарева, А. Дикарева, В. Духонина, А. Дьячкова, Т. Олейниковой, Л. Пащенко, В. Похилюка, З. Эттувги, Ю. Ханькана, В. Шешукова тенденция к созданию декоративной скульптуры, в которой органично соединены черты декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм. По тематике это чаще всего анималистические образы — обитатели суши и моря, образы коренных жителей Севера. Их отличают пластическая цельность, владение материалом, что делает образы правдоподобными и, по меткому выражению специалистов по скульптуре, «не позволяет мошенничать с реальностью».

Магаданский колледж искусств представлен на фестивале отдельным блоком. Трудно переоценить образовательную инициативу, позволяющую современному человеку войти в мир древнего искусства, а имена участников говорят о том, что уже появляются творческие династии. Колледж дает резчику основательную подготовку и во владении различными материалами, и в знании стилистических и художественных особенностей разных школ. В целом магаданские резчики, сохраняя и развивая накопленный опыт, остаются внимательными к новым тенденциям. Так, А. Адуканов сочетает в своем творчестве уникальные традиции камчатских мастеров и взгляд современного художника. В его миниатюрах животных, птиц, человека удивительно органично уловлена естественная пластика кости. Работая с рогом оленя, художник следует творческой интуиции и безошибочно использует свойства материала — форму, текстуру, объем.

А. Вахрушев. Болотные люди – мэнкв.  6х3х5,5. Рог лося, рог оленя, резьба. 2020В произведениях хабаровского мастера декоративно-прикладного искусства Н. Акишкина кость является элементом большой композиции на тему коренных народов Приамурья. Традиции академического художественного образования, полученные на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института, он соединяет со знанием культуры коренных этносов, природного мира этих мест. Его творчество представляет собой интересный пример сохранения национального наследия в эпоху современных трансформаций. Именно с этой точки зрения сегодня часто рассматривают традиционную культуру коренных малочисленных народов Дальнего Востока, что вполне объяснимо: цивилизация во всех смыслах — от объективных процессов глобализации до конкретных административных решений — неумолимо наступает на обычаи, обряды, мироощущение и жизненный уклад тех, кто жил в регионах Дальнего Востока задолго до того, как эти территории начали осваивать русские. Тем острее воспринимается все, что дает возможность прикоснуться к настоящему, реликтовому, насыщенному неподдельными ощущениями. «Космос Сикачи-Аляна», «Два шамана» — произведения, сложные по форме и семантике. В них Н. Акишкин символически воссоздает знаменитое место, где можно увидеть древние петроглифы, побывать в этнографическом музее нанайского села Сикачи-Алян, находящегося рядом с памятником наскального искусства. Он сочетает кость с керамикой, рыбьей кожей, отсылая к традиционным занятиям коренных народов.

Ямальская резная кость, имеющая давние традиции, представлена произведениями С. Лугинина, С. Алябы, А. Вахрушева, К. Никифорова, И. Савицкого, С. Севли. В основе их творчества — знание философии жителя своей земли, интерес к мифологии, окружающему миру. В атрибутах национальной одежды (пояс ханты), в предметах (нож с ножнами, табакерка) использована орнаментика, отсылающая к традиционной культуре народов Севера. Охота, рыбалка, оленеводство всегда были основой жизни хантов. Серия фигурок, образы которых связаны с ненецким и мансийским фольклором, мифологией привлекает наивной пластикой, основанной на обобщении объема, намеренной примитивизации образа.

В. Шешуков. Рыбачок.  6х5,8х3,4. Клык моржа, резьба. 2021М. Тимергазеев, С. Тимергазеев, И. Вишнякова, М. Кульмаметьев представляют тобольское искусство резьбы по кости. Это одна из самых интересных школ в России, демонстрирующая способность авторов к широкому использованию материала и в утилитарном направлении, и в художественном. В свое время С. Овешкова, основательница первой косторезной мастерской в Тобольске, дала подробный перечень резных изделий из кости, среди которых перчаточники, свадебные шкатулки, детские головные гребенки и булавки, броши, булавочницы, коробки, пудреницы, веера, чернильные приборы, пресс-папье (фигурки сибирских инородцев и животных), ножи, ручки для перьев, наконечники для карандашей, счеты, подсвечники, портсигары, совки и ложки для чая и соли, щипцы для сахара и другие предметы. Но уже в ХХ веке тобольские мастера ушли от утилитарности, положив в основу скульптурной миниатюры сцены из жизни жителей Севера, мифологические сюжеты, подчеркивая связь человека и окружающей среды. Отдельно следует сказать о просветительской миссии мастерской «Минсалим», образованной после распада художественной системы советского периода. В ней не только работают резчики, но проводятся мастер-классы для детей и взрослых, экскурсии, создан музей истории кости, в котором можно увидеть мир сибирских народов, воплощенный в кости.

Один из самых обширных и интересных разделов выставки представлен произведениями якутских резчиков. «В настоящее время традиция косторезного искусства в Якутии, накопленная почти за четыре столетия, обогащается новым содержанием, находится в постоянной динамике, находясь в зависимости от современных социокультурных условий, и вместе с тем сохраняет свою этнокультурную аутентичность», — отмечает З. И. Иванова-Унарова в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока».

И.О. Лехтинен. Смеющаяся змея.  8,2х4,5х4. Бивень мамонта, резьба. 2017Н., В. и А. Амыдаевы, Д. Андросова, М. Аргунова, Э. Богатырева, П. Иванов, Н. Корякин, А. Максимова, Д., К., Л. Мамонтовы, Ф. Марков, С. Михайлов, Г. Никифоров, А. Олесова, В., К., М. Петровы, М. Потапова, Н. Попов, Г. Родионов, А. Сивцев, И. Семенов, М. Сыроватская, Л. Соловьев, Г. Трофимов предлагают широчайший спектр авторских вещей, в основе которых бережное отношение к национальной культуре. Идеи циклического развития жизни, созидательной силы Айыы, сосуществования миров, жизнеустройства якут, основанного на соблюдении обычаев в проведении священных праздников варьируются в работах как мастеров старшего поколения, так и молодых.

Самобытное искусство холмогорской резьбы по кости, известное тщательной проработкой деталей, любовью к ажурным орнаментам, использованием цветочного мотива, представлено творчеством Г. Арсентьевой, Э. Гурьевой, Э. и А. Лысовых, Д. и Т. Артюховых, Е. Рябовой, О. Федухиной. Современные мастера опираются на традиции, заложенные более 400 лет назад. Архангельский косторезный промысел родственен ювелирному делу: ларцы, шкатулки, кубки и другие предметы роскошного интерьера, а также изящные ювелирные украшения, изделия малой пластики отвечали вкусу самых взыскательных владельцев. О том, как рождается замысел, в котором проявлен традиционный холмогорский завиток, о приемах построения холмогорской резьбы пишет в своей книге легендарный мастер Н. Буторин. Этот завиток можно увидеть в коллекции вещей, представленных на фестивале: ювелирные украшения (кулоны, броши, серьги, камеи) с растительными и цветочными мотивами, анималистические серии, скульптуры из кости, шахматы, иконы.

Творчество Б.-М. Чимитова является уникальным примером в декоративно-прикладном искусстве Бурятии. Незаурядность этого мастера в том, что он практически единственный представитель бурятской художественной резьбы по кости с ярким национальным колоритом. Закончив Абрамцевское художественно-промышленное училище, Чимитов выбрал материал, художественную ценность которого счел наиболее уместной для воплощения творческих замыслов. Из разных видов кости он создал более 100 работ — оригинальные женские украшения, предметы быта, ножи, скульптуру малых форм, сюжетные рельефы, традиционные бурятские шахматы, произведения буддийской тематики. Отрадно, что участницей нынешнего фестиваля стала молодая художница из Улан-Удэ Ч. Бахаева.

Б. Чимитов. Богиня Янжима. 16,5х10х7.  Бивень мамонта, кость, цевка, дерево, резьба. 2020В творчестве С. Баширова из Казахстана кость становится элементом эстетичного изделия-объекта («Степной батискаф»), ювелирного украшения, в котором этот материал сочетается с металлом, минералами. К. Бектас создает образ «Байтерек» — молодое, растущее дерево, символизирующее государство, опору, устремленность к процветанию. Композиция основана на представлениях о космогоническом устройстве мира, свойственных кочевым народам: на стыке миров протекает Мировая река, на ее берегу возвышается Древо жизни — Байтерек, на крону которого каждый год прилетает священная птица Самрук. Использование этого сюжета в произведении из кости говорит об актуальности мифологического материала для современного художника.

Мастера из Дудинки В. Бети, А. Портов, В. Ямкин представляют серию композиций по мотивам эвенкийских и долганских сказок. В. Бети продолжает линию, за которую на предыдущем фестивале получил главный приз. Декоративные панно с композициями из костяных пластинок на замше и сложные сюжетные композиции, посвященные образу жизни долган, обладают большой выразительностью. А. Поротов, профессиональный художник-скульптор, создает произведения о природе Таймыра и повседневности его коренных жителей. Он внимателен к фольклорной составляющей, миру сказки, героями которой являются представители животного мира Севера — песец, олень, ворон, полярная сова, куропатка. В. Ямкин обращается к сюжету танца хэйро, который танцуют только в особых случаях, например, встречая солнце после долгой полярной ночи. Искусство резьбы по кости, имеющее на таймырской земле многовековые традиции, сегодня развивается благодаря Дому народного творчества в Дудинке, где в 1990-х организовали учебно-производственную мастерскую резьбы по кости.

Н. Акишкин. Маска шамана.  7х53. Кость, рыбья кожа, резьба, гравировка. 2017В западной части России косторезное искусство развивается, скорее, как одно из направлений малой скульптуры, в которой кость используется в качестве материала, обладающего уникальными свойствами. Изящные миниатюры из кости с применением золота, серебра, ценных пород дерева создает А. Авксенов (Пермь), вдохновляясь традицией японских нэцке. Его работы не раз были представлены на международных выставках. Японская тема отражена в искусной резьбе В. Боровкова, А. Забродина (Санкт-Петербург). В. Яценко (Москва) в серии персонажей обращается к кости как к материалу, который дает возможность выразить авторскую идею. С. Макаренко (Москва) создает серию сувениров, ножей и малой пластики с изящной проработкой линий в фигурках крабов и лягушек. Творчество С. Воронова (Тамбов) многосюжетно и тяготеет к скульптуре. Д. Городецкий (Брянск) посвящает композиции на роге лося животному миру.

Одним из самых самобытных явлений считается искусство мастеров-косторезов Чукотки. Уникальная чукотская культура, одной из особенностей которой является органичная связь с природой, верования и традиций, мифология и образ жизни кочевых и оседлых чукчей, обусловливают круг тем и сюжетов. Перемещение по тундре вместе с оленьими стадами, рыболовство и охота на морских обитателей позволяют наблюдать за естественной пластикой животных, которые издревле служили отправной точкой в образной системе чукотских резчиков. Мелкая пластика из рога лося, клыка моржа и кости кита, гравировка на клыке моржа, пеликены, композиции в технике объемной резьбы и другие предметы лаконичные и выразительные, в их основе традиции национального художественного промысла.

А. Рультырей. Рыбак. 12х21х20. Рог барана, рог лося, резьба. 2021Творчество резчика из Владивостока А. Доленко известно далеко за пределами Приморского края и России, он развивает интернациональную линию скримшоу, в которой сегодня свое мастерство демонстрируют мастера многих стран. А. Доленко участник многих фестивалей, он вошел в каталог Contemporary Scrimshaw (автор-составитель Eva Halat), посвященный мировым тенденциям в этом виде искусства. Работы мастера связаны с историей парусного флота, Владивостоком, фауной Приморского края. Автор использует сложную, детализированную, тщательно выполненную гравировку по кости, как монохромную, так и тонированную цветом.

Белорусские и украинские мастера А. Сагалов, А. Корзун, С. Полунин, С. Петрук, А. Подмаско, В. Кузнецов, В. Дурченков обращаются к разнообразным мотивам мировой культуры и искусства. В их творчестве проявлено ризомное видение современной картины мира, в которой переплетены традиционные и современные образы, литературные персонажи. Обширная коллекция представлена ножами, сувенирными изделиями, кулонами, пряжками, скульптурой, гравированными предметами.

Илкка Олави Лехтинен из Финляндии представляет серию наивных миниатюр с животными, отсылающими к первобытным образам. Рельефные изображения рыбы, змеи, тигра едва вычленены из поверхности кости, что говорит о внимательном отношении автора к археологическому наследию. Палеолитические находки позволяют судить о способности древнего человека найти образ в окружающем мире, наделить его индивидуальными чертами. В работах художника своеобразный возврат к истокам.

В. Амыдаев. Танец весны. 8,5х5,3х6,7. Бивень мамонта. 2016Произведения К. Момунова из Киргизии являются откликом на традиционный уклад жизни киргизов, в чьей культуре важную роль играли ткачество, плетение, красочная орнаментика изделий из войлока, вышивка, ювелирное производство, обработка кожи, дерева. Многие вещи говорят о большом художественном вкусе и являются подлинными произведениями искусства. Специфику большинства народных изделий создает орнамент, его размещение на поверхности и цветовые соотношения. В резьбе по кости К. Момунов следует принципам национального искусства.

Интересно наблюдать, как в творчестве резчика из Китая Лю Фэн Хая проявляются базовые образы китайского искусства — лотосы, рыбы, журавли, символизирующие красоту и мудрость, совершенство и чистоту, богатство и процветание. Искусство резьбы и гравировки по кости в этой стране уходит в глубокую древность, и вместе с тем успешно развивается сегодня.

А. Адуканов. Бегущий олень. 39х23х16. Рог оленя, резьба. 2021Готье Вильям Лео Рэнк из Канады демонстрирует модернистские формы. Он обращается к мотиву естественной красоты народов, и одна из композиций «Охота на нарвала» становится эмоциональным воспроизведением драматической сцены охоты на кита. Модернистская форма сочетается с тематикой, корни которой в образе жизни северного народа — эскимосов. Запечатленный в графике XIX века сюжет передан в сложном объеме, составленном из разных материалов — кости, минералов, горных пород. В работе «Плавающие гагары» автор отдает дань уважения известной в Канаде художнице-инуиту, родоначальнице современного канадского инуитского искусства. Тонкая по исполнению композиция отсылает к работам инуитского скульптора Ашеваку, для которых характерны четкие линии и многоцветье. Готье изображает священную птицу инуитов как ассоциацию с местом обитания этого народа, местом свободы и силы.

Анкоридж на фестивале косторезов был представлен группой мастеров. Грин Ричард Тонок в своих работах воспроизводит первозданную мощь мира, в котором обитают северные животные. Интересно соотношение объемов, рог лося становится твердью, имитирующей землю. Е. Романенко в серии выразительных скульптур, посвященных эскимосам и животным, выступает как искусный резчик, хорошо знающий особенности материала. Пористая кость кита обработана с учетом эффектов, передающих образ эскимоса. Хенри Тим в серии фигур животных, которые созданы из фрагментов кости мамонта, работает скорее не как резчик, а как скульптор, формируя объем не методом высекания, а методом своеобразной лепки. Тэтпон Джейсон представляет лаконичные и наивные фигурки северных животных.

С. Баширов. Лопатка.  Кость, сердолик, серебро, лазурит, резьба. 2014Ханс Фредерик Прост из Швеции в работе с костью обращается к скандинавской традиции. Гравировка, орнаментальное оформление утилитарных предметов в скандинавской культуре было широко распространено. В качестве материала для мелкой пластики использовали, помимо дерева и металла, кости и рога одомашненных животных, моржовый клык, китовый ус, рога оленей и лосей. В скандинавском орнаментальном искусстве большую роль играл геометрический орнамент, один из самых древних и в то же время один из самых актуальных сегодня. Он строился на принципе монохромного цвета: на белом фоне располагались рядами геометрические узоры в виде ромбов, снежинок, оленей, рыб и т. д. Ярусное расположение одних и тех же элементов, ритмические повторы придавали изделиям привлекательность и ясность. Подобный композиционный прием скандинавы использовали в резьбе по дереву, шитье и оформлении предметов. Саамский бубен, шкатулка, ковш, выполненные шведским художником, отсылают к культуре скандинавов. Хеге Арнхильд из Норвегии представил предметы декоративного характера, в которых стремится сохранить естественные формы черепа животного («Кастет», «Разветвление»).

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что современное косторезное искусство является тем уникальным пластом художественного материала, который дает возможность наблюдать развитие национальных традиций, идущих из глубокой древности, выкристаллизовавшихся у каждого народа с учетом его особенностей. Этот пласт — настоящая сокровищница, в нем зафиксирован неповторимый опыт этносов. Не случайно сегодня на новый виток вышла исследовательская работа. Монографии, альбомы, научные статьи, посвященные отдельным мастерам, школам, музейным коллекциям, говорят об этом. Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» дает новый импульс и творческой, и исследовательской деятельности.

Ольга ЗОТОВА