- Дорогие читатели, братья и сестры!
- Вера – основа любви
- Вера. Надежда. Любовь
- Обретая веру и надежду
- Вера. Надежда. Любовь
- Святые образа
- Белый храм, летящий над городом
- Воссоздание иконы
- Церковная реставрация
- Крест с Абрикосовой сопки
- Начало церковной жизни в Хабаровске
- Церковные просветители из династии Протодиаконовых
- Колокола на рубежах Отечества
- Небом данные храмы
- Стихи-молитвы матушки Елизаветы
- Путь. Прикосновение
- «Любовь никогда не перестает…»
- Православные айны
- Неугасимый светоч древнего Православия
- Протоиерей Иоанн Кудрин: 100 лет на ниве Христовой
- Современная румынская иконопись
- Литература
- Единое пространство культуры
- Александр ЛЕПЕТУХИН
Эти материалы подготовлены Константином Антиповым во время реставрационных работ. Икона «Нечаянная радость» (XIX в.) Материал. Дерево (липа), паволока, левкас, темпера, лак, ковчег, две встречные филенчатые шпонки. Размеры. 36×30×3 см. Колорит. Скупой, построен на сочетании темных охр, разных оттенков, глуховатого красного, белил и серого цвета. Сохранность. Значительные утраты красочного слоя, особенно повреждены изображения Богородицы и младенца, выпадение левкаса в верхней части доски, повреждена надпись, трещины и мелкие выбоины, расхождение досок. Раскрытие. Живопись высвобождена от старой олифы и укреплена, доска склеена, заделаны трещины, восстановлен левкас, утраты красочного слоя восстановлены и тонированы, покрытие масляно-копаловым лаком, вощение оборота доски. Иконография. На иконе «Нечаянная радость» изображен коленопреклоненный человек перед иконой Богородицы. Икона написана по сказанию Дмитрия Ростовского. В сказании говорится: один человек проводил греховную жизнь, тем не менее благоговейно любил Божью Матерь и ежедневно молился перед ее иконой. Однажды он увидел, что изображение ожило, язвы Иисуса открылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О Господи, кто это сделал?» Пресвятая Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники, которые грехами своими вновь распинают сына моего!» Тогда только внутреннему зрению грешника открылись его беззакония, и он в слезах долго молил Богородицу о помиловании. Наконец была дана ему нечаянная радость прощения и оставления грехов. Икона «Архангел Михаил с предстоящими святыми Флором, Лавром, Модестом и Власием» (XIX в.) Размеры. 35×31×2 см. Материал. Составная доска, торцовые шпонки, бумажная паволока, левкас, темпера, олифа, серебро. Сохранность. Многочисленные утраты живописи, значительные повреждения полей, с утратами левкаса (грунт, состоящий из мела и клея) до доски, множественные выбоины и трещины, мелкий кракелюр (трещины), расхождение досок. Описание. В живописи иконы прослеживаются признаки стилистической двойственности, характерной для традиции периферийных центров, знакомых с нормами сложившегося к XIIV В. Общерусского стиля. В данном случае это черты, в наибольшей степени отвечающие московской ориентации. В соотношении фигур и фона есть логика и классическая стройность, определяющая цельность и гармоничность иконы. Столичное художественное влияние заметно в пропорциях фигур, удаленных, с небольшими изящными головами. В характере силуэтов, тонкой каллиграфической разработке одежд с мягкими тональными переходами чистых нежных цветов, деликатное употребление серебра, как и в тонких линиях обводящих силуэты, вытянутых пропорциях фигур сохраняются черты строгановской стилистики. Иконы с изображение Модеста, Власия, Флора и Лавра были широко распространены в Тобольском крае. Все эти святые считались покровителями животноводства, Флор и Лавр считались покровителями коневодства. Архангел Михаил считался покровителем и заступником русского воинства. Особенность иконографической композиции — архангел Михаил с платом в руках, с изображением нерукотворного образа Христа. Раскрытие. Доска склеена и закреплена, восстановлен левкас. По сохранившемся фрагментам орнамента на полях реконструированы недостающие части композиции. Укреплен красочный слой, живопись расчищена, тонированы утраты, восстановлено цветотональное единство композиции иконы, покрытие масляно-копаловым лаком, произведено вощение оборота доски. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание Погибших» (XIX в.) Размеры. 35×30×3 см. Материал. Дерево (липовая доска), тканая паволока, левкас, чеканный орнамент по фону, темпера, золото, лак, две врезные торцевые шпонки (утрачены и заменены). Сохранность. Две глубокие трещины, разъединяющие доску, сколы внизу и по краю доски, повреждение жуком-точильщиком, с выходом отверстий на лицевую сторону, утраты золота фона, живописи и грунта до доски, значительные повреждения левкаса в правом верхнем углу, живописи в центральной части доски вдоль трещин, сильно поврежден лик Богородицы и руки, отставание левкаса, вздутия, осыпи красочного слоя, в нижней части ожоги от свечей, с утратой левкаса и изображения ног младенца. Раскрытие. Живопись высвобождена от старой олифы и укреплена, доска склеена, заделаны трещины и повреждения доски, восстановлен левкас, фрагментарное золочение, воссоздан цвет фона и полей, утраты тонированы, реконструирован и укреплен живописный слой, выполнены шпонки, вощение оборота доски, произведена дезинсекция, покрытие иконы масляно-копаловым лаком. Описание. Тщательная прорисовка деталей, каллиграфическая чистота линий и особенная отточенность штриха, качество золочения, идеально приготовленные тонко растертые краски отменного качества свидетельствуют о высоком уровне мастерства автора. Стилистические приемы письма, роспись складок одежд с мягкой живописной лепкой, тщательно проработанные лики с легким румянцем, миловидные, с правильным овалом, округлыми глазами и поднятыми дугой бровями характерны для типов, выработанных устюжской школой. История. По преданию, икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке во времена византийского императора Юстиниана, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего потом высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. Это событие и послужило поводом к наименованию иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». В России этот святой образ проявил свою благодатную силу в XVIII веке в семье одного благочестивого прихожанина церкви Рождества Христова, спасенного Божией Матерью по его молитве от глубокой нищеты и отчаянья. Он передал святыню по особенному указанию в сновидении вышеупомянутому храму. В 1812 году храм был разграблен французами, а икону нашли разрубленной на три части. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Ныне особо чтимый чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» хранится в храме в честь «Воскресенья Словущего» на улице Неждановой в Москве. Икона «Владимирская Пресвятая Богородица» (XVIII — XIX вв.) Размеры. 41×31×2 см. Материал. Дерево (еловая доска), бумажная паволока, левкас, темпера, серебро, две врезные плоские встречные шпонки. Сохранность. Общее загрязнение, трещина, разъединяющая доку на две части, мелкосетчатый кракелюр, повреждения левкаса и красочного слоя, пятна масляной краски, царапины, выбоины, мелкие трещины, ожоги от свечей внизу и на полях иконы. Значительно поврежден лик Богородицы. Раскрытие. Удалена потемневшая олифа, живопись расчищена и укреплена, доска склеена, заделаны трещины, восстановлены повреждения левкаса, восстановлены утраты красочного слоя, реконструированы недостающие фрагменты живописи. Описание, датировка. Фон иконы посеребрен, поля желто-красно-охристые, опушь (цветная кайма, обрамляющая икону) обозначена двойной линией, широкой темно-коричневой и узкой белой. Силуэты фигур и внутреннее поле иконы оконтурены черной линией. Лиричность образов, свойственная среднерусскому искусству, сочетается с признаками северных писем. Неровно лежащие краски на полях и плотные, приглушенные тона основного поля иконы, ярко выраженный линейный прием в разработке одежд, лаконичный колорит, построенный на сопоставлении желто-коричневых тонов с темно-вишневым и синим. Специфическая особенность: выход контура фигуры Богородицы на поля иконы. Как по материальным данным (грубовато рубленная доска, обработанная теслом, плоские шпонки, характерные для суздальских икон XVIII в., обработка тыльной стороны чесночным соком с олифой), так и по стилистическим признакам и особенно по колориту можно сказать, что икона ближе к рубежу столетий и вызывает ассоциации с памятниками суздальской школы. Икона «Святой Апостол Евангелист Лука» (XIX в.) Размеры. 10×15 см. Материал. Дерево, темпера, золото. Сохранность. Утрачены боковые части доски, утраты левкаса, повреждение красочного слоя. Раскрытие. Удаление старой олифы, выполнены недостающие части доски, восстановлен левкас и красочный слой. Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.) Размеры. 20×25 см. Материал. Дерево, левкас, темпера, позолота. Сохранность. Утраты левкаса, повреждения красочного слоя, осыпание, вытертости, кракелюр. Раскрытие. Расчистка, укрепление левкаса и красочного слоя, восстановление утрат и позолоты. Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.) Размеры. 20 х 25 см. Материал. Дерево, левкас, темпера, позолота. Сохранность. Утраты левкаса, повреждения красочного слоя, осыпание, вытертости, кракелюр. Раскрытие. Расчистка, укрепление левкаса и красочного слоя, восстановление утрат и позолоты. |
|||
|