Современная румынская иконопись

В апреле 2007 года Хабаровск посетили гости из Румынии, в том числе художники, мастера румынской иконописи. Делегацию возглавил эксперт ЮНЕСКО — Джордже Петреску. В Дальневосточном художественном музее всего несколько дней проходила выставка современного духовного искусства Румынии.

Свое недолгое пребывание участники путешествия прокомментировали как желание не столько показать образцы искусства, сколько совершить акцию культурной коммуникации, провести диалог между людьми, исповедующими единую религию. Как сказал Джордже Петреску: «Христианство является частью европейской духовности, и его наследие не утеряно... Чтобы не потерять самобытность, нам нужно достичь согласия, общаться, сотрудничать и сопоставлять общие ценности». Эту реплику по праву можно назвать своеобразным манифестом группы, в течение месяца посетившей разные города России.

Экспозиция представила зрителю двадцать восемь имен румынских художников, в том числе работы Василе Карпа, одного из ведущих реставраторов христианской живописи Европы. Хабаровчанам впервые открылась возможность познакомиться с духовной стороной современной культуры Румынии, увидеть в подлиннике иконы, в том числе образцы фресок, религиозную живопись и графику. Знакомясь с экспозицией, зрители не увидели на этикетках названия работ, там были упомянуты только имена авторов. Организаторы выставки намеренно не стали «подсказывать»: «Людям понимающим объяснять ничего не нужно. Образ сакральный востребован сердцем, душой».

В наши дни у почитателей классического искусства нередко можно наблюдать отрицательное отношение к современным течениям. Когда неподготовленному зрителю известно только проявление искаженного, с точки зрения выбора ценностей, творческого мышления. В последние годы у хабаровчан появляется все больше возможностей познакомиться с той гранью современного искусства, которая развивается в лоне христианской религии, общечеловеческих духовных ценностей.

В наши дни в Румынии иконописная мастерская существует при Академии изобразительных искусств в Бухаресте, на отделении, где изучают византийские каноны письма. Высокий профессионализм обучающихся мастеров дополняет стремление возвратиться к духовности и вере. Именно византийская икона когда-то стала образцом для духовной живописи всего христианского мира, как православного, так и католического. При соблюдении византийской традиции в каждой местности иконопись развивалась своими путями. Румынская икона также имеет свои уникальные особенности развития.

Основываясь на исследовании Натальи Комашко, можно сделать вывод, что православная иконописная школа существовала в Румынии с XVI века. Прежде чем вести речь об особенностях румынской иконы, не менее важно сделать экскурс в историю формирования христианской культуры в этой местности.

Территорию современной Румынии составляют три исторические области — Трансильвания, Валахия и Молдавия. С 106 по 271 год они входили в состав Римской империи, где христианство впервые появилось еще в IV веке. О римском влиянии свидетельствуют развалины раннехристианских базилик в Истрии. В период с IX по начало XII века Молдавия входила в состав Киевского государства, а с его распадом стала частью Галицкого княжества. Валахия была тесно связана с Болгарским царством, через которое и восприняла христианство. Богослужебным языком Молдавии и Валахии на протяжении всего Средневековья оставался славянский. С XI до середины XVI века Трансильвания оказалась вассалом венгерских королей. На ее территории селилось большое число венгров и немцев и получило распространение католичество, имевшее преимущество перед православием законодательно.

Художественная культура Валахии и Молдавии была ориентирована на традиции Византии и балканских стран, а также была связана с западнорусскими землями. На протяжении XV–XVI веков Молдавия и Валахия вынуждены были постоянно отстаивать свою независимость от Османской империи. В конце концов они стали вассалами Турции, но в отличие от Балканских стран не вошли в ее состав и не были разгромлены, сохранив свою веру и культуру. В начале XVI века Валахия стала прибежищем для художников из захваченных турками православных стран. Именно в это время налаживаются тесные связи Валахии с Афоном, которые во многом предопределили дальнейшие пути развития ее культуры.

В первой трети XVI века иконы создавались в придворной мастерской валашских господарей. На протяжении всего XVI века монументальная живопись и икона Валахии и Молдавии стойко держались выработанных веками приемов. Проникавшие же западноевропейские влияния не оказывали на них существенного воздействия, затрагивая только детали. В течение всего XVI столетия иконопись Валахии и Молдавии отличали черты так называемой поствизантийской иконы, ориентированной на сохранение традиционного художественного языка, во многом перекликающейся с иконописью Афона. Именно там обучались многие балканские и румынские художники. В XVII веке верность прежним традициям сохранилась, но заметно усилилась декоративность, повествовательность иконы как в Валахии, так и в Молдавии. В конце XVII, на протяжении XVIII столетия был распространен стиль, возникший в Валахии в придворной мастерской господаря Константина Брынковяну. Манера отличалась пышной декоративностью и смесью традиционных и европейских орнаментальных мотивов. Стиль этой мастерской быстро приобрел популярность в соседней Молдавии и проник также в Трансильванию.

В XVIII веке в Молдавии и Валахии активно развивалось народное изобразительное искусство. Появились народные иконы — очень простые, графичные по своему художественному языку. Они отличались ярким колоритом, но небольшим количеством цветов. Рамы изготавливали с лепным декором и живописным орнаментом. Многие народные иконы имели авторскую подпись.

В XIX веке иконопись полностью преобразилась в народную живопись. Уже с начала столетия в Румынии под влиянием западных соседей распространилась иконопись на стекле, унаследовав народный художественный язык предшествующего времени. Такие иконы создавали преимущественно для домашнего обихода.

Среди образцов, привезенных румынской делегацией в Хабаровск, были представлены современные иконы на стекле художницы Адрианы Бадя. Упрощенность рисунка, чистота колорита создают впечатление наивности и в то же время незыблемости веры как естественной потребности души человека. Работы Адрианы Бадя имеют традиционную для иконы такого типа авторскую подпись, состоящую всего из двух латинских букв: «B. A.». Адриана избегает новаторства и строго следует румынской иконописной традиции XIX века.

Византийский канон иконописания представлен на работах Иоана Попа, Камелии Попа, Димитру Михая, Василе Карпа в образах Иисуса Христа, архангела Гавриила, св. Николая, св. Георгия. Соблюдая византийскую традицию, современные мастера духовной живописи становятся новаторами.

В одной из работ Иоана Попа читается образ святого Георгия с иконы XII века. На оригинальной иконе святой имеет поясное изображение. Иоан Попа выполнил только лик, значительно укрупнив его. Такая трактовка традиции при строгом соблюдении стилистики византийского письма усиливает выразительность сакрального образа. Это та сила воздействия, когда все внимание зрителя поглощено созерцанием лика святости.

Архангел Гавриил Камелии Попа написан на деревянной доске без необходимого подготовительного грунта. Художница признается: «Для меня была важна структура самого дерева, чтобы у зрителя создалось впечатление образа, родившегося из движения его естественных линий». Сквозь изображение архангела просвечивает фактура деревянной доски, и кажется, будто святой образ сотворен самой природой.

Действительно, новаторство современных румынских иконописцев усиливает впечатление. Хотя иной зритель может не согласиться с открытиями авторов. Выработанный веками художественный язык иконописи обладает особой самодостаточной силой воздействия. Возможно, современная икона привлечет больший интерес зрителя-исследователя, находящегося в состоянии духовного поиска. Румынская иконопись увлечет его знакомством с особенностями исторической традиции, откроет авторскую позицию в современной духовной культуре, форму творческого мышления, развившегося посредством проживания религиозного опыта, духовного поиска. Возможно, такому зрителю откроется путь современного мастера-иконописца.

Анастасия БЕРКОВСКАЯ