- Дорогие читатели, братья и сестры!
- Вера – основа любви
- Вера. Надежда. Любовь
- Обретая веру и надежду
- Вера. Надежда. Любовь
- Святые образа
- Белый храм, летящий над городом
- Воссоздание иконы
- Церковная реставрация
- Крест с Абрикосовой сопки
- Начало церковной жизни в Хабаровске
- Церковные просветители из династии Протодиаконовых
- Колокола на рубежах Отечества
- Небом данные храмы
- Стихи-молитвы матушки Елизаветы
- Путь. Прикосновение
- «Любовь никогда не перестает…»
- Православные айны
- Неугасимый светоч древнего Православия
- Протоиерей Иоанн Кудрин: 100 лет на ниве Христовой
- Современная румынская иконопись
- Литература
- Единое пространство культуры
- Александр ЛЕПЕТУХИН
В 2007 году исполнилось 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия Московского (Вениаминова) – просветителя Сибири, Дальнего Востока и Америки. Его незаурядная во всех отношениях личность оставила неизгладимый след в истории нашей приамурской земли. Но как истинный миссионер он оставлял след в сердцах тех людей, с которыми жил и трудился на этой земле, и самое главное – он оставлял за собой преемников, продолжавших начатое им благородное дело просвещения. Из таких преемников святителя Иннокентия были священники из хабаровской династии Протодиаконовых. До революции одна из улиц нашего города была названа Протодиаконовской в знак благодарности и признательности этой семье. Одним из известнейших представителей фамилии является протоиерей Александр Протодиаконов. Отец Александр родился 22 октября 1835 года в Иркутской губернии. Образование получил в Якутском уездном училище. Вскоре способного молодого человека заметил архиепископ Иннокентий (Вениаминов) и в 1864 году посвятил его в диаконы к кафедральному собору города Благовещенска. В том же году двадцатисемилетний диакон был рукоположен в священники. В это время одной из главных забот святителя Иннокентия было просвещение христианской верой местных амурских народностей, и для этого как никогда были нужны энергичные и ревностные священники. Поэтому вскоре после рукоположения архиепископ Иннокентий назначает отца Александра миссионером нанайского народа в низовьях Амура. В этой должности он пробыл два года и затем возглавил Горинскую туземную духовную миссию. Горинская православная миссия была учреждена по инициативе владыки Иннокентия в 1858 году. Ее деятельность распространялась на многие русские деревни и стойбища коренных жителей Амура и его притоков Горин и Хунгари. В стойбище Кондон архиепископ хотел построить церковь и открыть школу с ремесленным классом, но сделать это в связи с переводом на Московскую кафедру он не успел. Церковь и школа были открыты во время начальствования Горинской миссией отцом Александром Протодиаконовым. Просвещая амуро-горинских нанайцев, отец Александр последовал завету своего учителя владыки Иннокентия — прежде всего он изучил языки нивхов, негидальцев, нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, которые находились в его пастырском попечении. Причем он не ограничивался одним умением говорить с амурскими народами на их родных языках, а приступил к составлению «Туземного словаря» и «Грамматики гольдского языка». За эти книги амурский миссионер был награжден серебряной медалью, а за издание работы «Миссионерская работа в Амуро-Горинском стане» — золотой медалью Императорского Русского географического общества. В 1878 году протоиерей Александр Протодиаконов был назначен благочинным всех уссурийских церквей. На его долю выпал труд устроения церковной жизни в огромном Уссурийском крае и на Амуре. К амурским народам батюшка относился с большой любовью: строил в их стойбищах церкви и часовни, открывал церковно-приходские школы. Он скорбел, слыша о том, как их обманывали китайские торговцы, как они, воспринимая цивилизацию, предавались разным порокам и вымирали. По свидетельствам современников, он всегда помогал всем, чем только мог. Отец Александр не раз путешествовал по Горино-Амгуньской тайге, неоднократно бывал на озерах Эворон и Чукчагирское, на реке Амгунь. Не раз его застигала в дремучей тайге пурга, неоднократно его нарты проваливались в полыньи рек и озер. Он подвергал свою жизнь опасности, рискуя умереть от холода и голода, но при этом был, по его же словам, счастлив, когда кругом шумела зеленая листва тайги Баджальских гор, когда ему, ночевавшему на нартах на снежных амгуньских марях, сибирская пурга пела свои песни или убаюкивала волна, когда он плыл в лодке по Амуру. В 1888 году протоиерей Александр Протодиаконов стал настоятелем хабаровской Свято-Инннокентьевской церкви. В этой должности он находился до 1895 года, когда был назначен настоятелем Градо-Хабаровского Успенского собора. Именно отцу Александру принадлежала идея строительства каменной Иннокентьевской церкви взамен деревянной, именно его трудами и неутомимой энергией в 1898 году это строительство завершилось. Нужно отметить, что, окормляя хабаровских прихожан, батюшка не оставлял и своей миссионерской работы — в то время он являлся начальником Гольдской духовной миссии. При жизни современники называли отца Александра живой реликвией амурской старины, он пользовался глубоким уважением со стороны приамурских генерал-губернаторов: барона Л. Н. Корфа, С. М. Духовского и Н. И. Гродекова. В 1898 году протоиерей Александр Протодиаконов был избран депутатом от духовного ведомства в Хабаровскую городскую думу.
Умер отец Александр в 1902 году, находясь в это время в должности священника полковой церкви С 1889 по 1892 год нес свое служение в Хабаровске в качестве штатного священника Иннокентьевской церкви близкий родственник отца Александра, священник-миссионер Афанасий Протодиаконов. Биографический материал о нем передает С. Браиловский в газете «Приамурские ведомости» от 5 декабря 1899 года. Отец Афанасий был первым начальником Горинской миссии. Позже он возглавил Камчатскую духовную миссию. «Замечательные миссионеры края Афанасий, Александр Протодиаконовы, — писал первый губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич в 1867 году, — приложили немало сил и энергии по распространению и утверждению христианства и цивилизации в среде иноверцев — гольдов, гиляков, чукчагирцев, самагирцев на Амуре, Амгуни и Горине. Их деяниями во многих амурских селах и стойбищах были построены и открыты часовни, а затем и церкви». Кроме собственно миссионерской работы отец Афанасий собирал сведения о жизни, быте и мировоззрении инородцев. Как миссионер батюшка отличался, прежде всего, ясным пониманием важности и сложности своего служения. «Не испытавшие подвигов миссионерского служения могут думать, — пишет он в отчете за 1895 год, — что небольшой труд — обличить нелепость языческих суеверий и убедить идолопоклонников к принятию истинной веры Христовой; но ближайшее ознакомление с суевериями язычников, обитающих в пределах Приамурья, достаточно убеждают, что христианство нелегко прививается к ним. При глубоком сознании своего малосилия в этом высоком и святом деле Камчатская духовная миссия не может не видеть над собой силы благословения Божия. Вот уже протекло тридцать лет, как положено начало этой миссии, и теперь отрадно вспомнить, когда обращаем взор на прошедшее, несмотря на то, что огорчения, скорби, лишения и многоразличные искушения были постоянными спутниками истинных деятелей в вертограде Господнем. Зато теперь вы видите храмы Божии и служителей в них. Но при этом отрадном воспоминании о развитии Камчатской духовной миссии нельзя позабыть о тех трудах, которые ожидают ее в виду десятков тысяч идолопоклонников, погибающих в нашем крае без веры в Евангельское учение». Отец Афанасий лишь четыре года служил приходским священником при хабаровской Иннокентьевской церкви. Девственное Приамурье звало его к себе. Можно с уверенностью сказать, что отец Афанасий первым из местных этнографов посетил такие уголки Приамурья, как реки Тумнин, Сюркум, Окуми и Улика. Последние годы своей жизни протоиерей Афанасий Протодиаконов провел в должности ключаря Владивостокского кафедрального собора и умер в 1899 году. Другой представитель известной фамилии священник Прокопий Протодиаконов был родным братом протоиерея Александра Протодиаконова.
В 1878 году отец Прокопий служил в Болонской церкви и одновременно заведовал миссионерской школой. Согласно метрическим книгам Иннокентьевской церкви города Хабаровска, отец Прокопий служил ее штатным священником в начале Благодаря переводам Прокопия Протодиаконова многие учителя миссионерских и приходских школ Приамурья могли вести обучение амурских народностей на родных для них языках. Работая в Хабаровском училищном отделении с 1900 по 1905 годы, своими усилиями он добился открытия десяти новых церковно-приходских школ в Приамурском крае. Таковы истории-судьбы самых известных в свое время и незаслуженно забытых в наши дни церковных просветителей из династии Протодиаконовых. Но, к счастью, их род не прервался. Летом 2006 года автору этой публикации довелось познакомиться с прямым потомком протоиерея Александра Протодиаконова, его праправнуком Яном Альбертовичем Протодьяконовым. Он рассказал мне, что после революции семью заносило в разные уголки страны, пока, наконец, его родители не вернулись на Дальний Восток. Сам потомок известной фамилии живет в Магадане и работает в милиции. Периодически по службе он бывал в Хабаровске, где и узнал о жизни своего прапрадеда. Хочется надеяться, что имена священников Протодиаконовых — продолжателей и преемников дела святого Иннокентия (Вениаминова) уже никогда не будут вычеркнуты из истории Приамурского края, который они так и любили и служили ему до последних дней своей жизни.
Иван СТРЕМСКИЙ, |
|||
|