Колокола на рубежах Отечества

Значение  иных событий  люди  осознают  не всегда и не сразу. Наверное, и сейчас мы не до конца понимаем,  чем было для нашей страны открытие, совершенное в 1853 году  лейтенантом русского флота Николаем Константиновичем Бошняком. Спускаясь на нивхской лодке из пролива Де-Кастри на юг по Татарскому проливу, исследователь  внезапно  вошел  в  глубокий закрытый залив, удобный для стоянки и причала судов. Такие заливы на Руси называют гаванями. Бошняк описал новую гавань и назвал ее именем своего тезки – императора Николая I.

Понимая важность открытия для дальнейшей истории России, лейтенант собрал местных жителей — орочей, и торжественно объявил им о присоединении гавани к России. У входа в залив исследователь поставил деревянный крест с надписью: «Гавань Императора Николая открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года на туземной лодке со спутниками-казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым и амгинским крестьянином Иваном Мосеевым».

Мыс у входа в гавань тоже назвали Николаевским. В 1885 году здесь, в 60 метрах от берега, построили первый маяк на побережье Великого океана. Трехъярусная башня маяка высотой в 9 метров покрыта куполом. Нижний ярус башни восьмигранный — восьмерик, верхние — цилиндрические. Под куполом, в верхнем ярусе располагается святая святых маяка — фонарь. Сейчас это мощная электрическая лампа, окруженная зеркалами-отражателями. Верхние ярусы имеют металлическое ограждение. Внутри винтовая лестница, по которой каждый вечер наверх поднимаются служители маяка — маячники. Башня маяка вписана в одноэтажное, прямоугольное в плане, здание. Оно было построено для служителей маяка. Главный фасад домика маячников обращен к востоку, в сторону Татарского пролива.

Сейчас у Николаевского мыса и маяка другое имя — «Красный партизан». Здесь в 1919 году моряки-маячники, члены партизанского отряда П. Курикши, приняли неравный бой с карательным отрядом белогвардейцев. Комплекс Николаевского маяка, включающий здание маяка и старинный маячный колокол, отлитый на заводе П. И. Оловянишникова в конце XIX века, стал выявленным памятником истории и культуры.

Богато украшенный, удивительно гармоничный и внушительный церковный колокол добросовестно служил на маяке до упразднения и замены электронной сиреной в 1995 году. Всякий раз, когда на море был сильный туман, над поверхностью бухты плыл мощный колокольный звон.

Когда и почему появился этот колокол на Дальнем Востоке России, неизвестно. Быть может, из закрытого церковного прихода в европейской части России привезли его сюда, на маяк, к Великому океану по причине имеющейся сквозной трещины. Не исключено, что на маяке колокол был установлен в 1920-х гг. годах, после издания советской властью первого «Извещения мореплавателям» в марте 1923 года, когда вновь вводились в строй маяки Тихого океана. Снятые с разрушенных церквей колокола подвергались переплавке. Повезло немногим из них — тем, что попали на маяки.

Отслужив на флоте, колокола вновь возвращаются в церковь. Старинные колокола стали большой редкостью, через своих земляков-офицеров стали обращаться к морякам священники с просьбами о передаче в церковные приходы списанных маячных колоколов. Словно предвидя это, директор совгаванского краеведческого музея Р. Ф. Кириллова в 1986 году выпросила для своего музея колокол с мыса Белкин с изображением святого Николы Чудотворца.

Из девяти маячных колоколов, которые несли вахту на побережье Татарского пролива, специально для маяка был отлит, очевидно, колокол, установленный в 1897 году на маяке Орлова. Он отличается меньшими размерами, без надписей, по форме напоминает корабельную рынду.

Колокол с маяка Датта имеет для дальневосточников особую ценность. Вместе с другими безвестно сгинувшими собратьями он был пожертвован Николаем II для церквей, сооруженных в районе Транссибирской магистрали. Всего таких колоколов было шесть. Отлили его на заводе В. Орлова в Санкт-Петербурге в самом начале XX века. Об этом говорит надпись на поверхности колокола: «ЗВОНЪ СЕЙ ОТЛИТЪ В ЛЕТО ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1900-Е ИЗЪ МЕДИ ВЫСОЧАЙШЕ». Звон — другое название колокола, которое долго использовалось в церкви для замены языческого «колокол», в котором присутствуют отголоски дохристианских понятий, т. к. «коло» — это круг или столб в центре круга, символизирующий солнце.

Мне удалось осмотреть этот звон в 2005 году, когда он находился на ремонте в механических мастерских Ванинского порта. Рабочие порта осознавали свою высокую культурную миссию, но, к сожалению, работали без помощи реставратора, поэтому начистили бронзовую поверхность до зеркального блеска, стерев, таким образом, с колокола все следы времени.

Он не такой нарядный и внушительный, как «Красный партизан». Все его украшения — надпись в три строки да полоса рельефного орнамента из окруженного завитками креста-четырехлистника, в который вписаны чаша (потир) на фоне восьмиконечного креста, расположенного между скрижалями Завета и Евангелием.

Внизу два выступающих, полукруглых в профиле пояска. Для своего сравнительно небольшого размера он довольно тяжел: весит 50 пудов 10 фунтов (824 килограмма). По борту, напротив друг друга, две довольно большие утраты металла, которые продолжаются горизонтальными трещинами. На поверхности колокола небольшие раковины и глубокие царапины. Взамен утраченного языка в механических мастерских порта Ванино выполнено новое стальное било в форме гранаты.

Самый старый из маячных колоколов Тихого океана служил на маяке Жонкиер, куда он попал в год постройки маяка в 1985 году из Синеозерского монастыря Благовещенья Пресвятой Богородицы. На колоколе надпись: «Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси дал сей колокол животворныя Троицы в святые Богородицы Благовещенью Пустыню Синозерскую при строителе черном попе Моисее лета 7159 марта 8 дня». Сведения об этом колоколе известны по справке гидрографов, в которой в надписи проставлена дата 7159 год, написанная арабскими цифрами, на самом деле в то время даты записывались буквами. Летосчисление шло от сотворения мира. 7159 год соответствует 1651 году. Сейчас этот колокол находится в церкви г. Александровска-Сахалинского. Колокол с мыса Милютин уехал в Тюмень, сейчас он находится на колокольне Знаменского кафедрального собора.

Вокруг колокола с маяка Сюркум шумели настоящие баталии: он тоже должен был уехать на Урал, в Екатеринбург. Но совместными усилиями Хабаровской епархии, министерства культуры Хабаровского края и общественности удалось отстоять его. Теперь этот колокол тоже памятник истории и культуры краевого значения. Он отлит во второй половине XIX — начале XX века на заводе Финляндского в Москве, где были изготовлены колокола для Храма Христа Спасителя в Москве в 1877 году. До 1986 года звон этот честно служил маячным колоколом. Он достаточно большой: верхняя окружность 140 см, нижняя — 400 см, вес — 58 пудов 32 фунта (963 кг). Поверхность его украшена полосами орнамента и овальными медальонами с изображениями Спаса Вседержителя, Богоматери «Умиление» Серафимо-Дивеевской, святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. На валу, в районе боя три рельефные изображения герба Российской империи (пятая разновидность, 1859–1917 гг.). Этот колокол тоже имеет утраты и трещины на внутренней поверхности.

Находится он на территории военной части в поселке Заветы Ильича, где создан самодельный мемориальный комплекс, в который и включен этот колокол животворящей Троицы. Здесь моряки принимают присягу, здесь награждают героев. Эти торжественные события сопровождает звук колокола — благовест — колокольный звон, который может своей силой освящать воздух, прогонять из него вредоносные силы, утишать и прекращать бури, вихри, громы и грады, укреплять человека в вере и придавать ему силы противостоять злу.

Галина ЕГОШИНА,
искусствовед, главный специалист  Управления Росохранкультуры по ДФО