Неугасимый светоч древнего Православия

В апреле 2006 года литературный отдел Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова организовал вечер памяти протопопа Аввакума, посвященный 385-й годовщине со дня его рождения. Как показала эта встреча, имя, творчество и земная жизнь протопопа Аввакума значимы для культурной жизни Хабаровского края. Интерес к личности Аввакума Петрова в ХХ веке не ослабевал у писателей, поэтов, художников, несмотря на различные перипетии российской истории. Более того, для всех читателей его книги «Житие Аввакума» он является яркой путеводной звездой и до сих пор, а историки литературы считают протопопа первым русским дальневосточным писателем, так как он был сослан в верховья Амура.

Великий светильник благочестия и столп божественной ревности за чистоту Православной веры протоиерей Аввакум Петров своею верой, жизнью и писаниями встал преградой церковным реформам Русской Православной Церкви в XVII веке. Мужественно, когда кротостью, когда твердостью, обличая отступление патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и за ними последовавших людей, протопоп Аввакум явился столпом веры и своеобразным рупором борцов за древнее благочестие. Пострадавший за Христа, причисленный к лику святых, он и поныне для всех старообрядцев мира является примером стойкости и вдохновителем на сохранение древнего Православия.

Сочинения Аввакума, общее число которых доходит до 60, можно разделить, помимо его автобиографии, на три части: истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников. Главное произведение Аввакума «Житие» представляет величайшую ценность и как свидетельство о жизни священномученика и исповедника Церкви Христовой, и как исторический источник, характеризующий русское общество середины XVII века в его отношении к церковной реформе. Единственный обнаруженный автограф его «Жития» был подарен И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского дома РАН в С.-Петербурге. В 1975 году под редакцией В. И. Малышева автограф был опубликован в факсимильном издании под названием «Пустозерский сборник».

Последователи Древнего Православия, или как принято сейчас называть Старообрядчества, независимо от согласий и толков сходятся на безусловном почитании знаковой фигуры Русской Православной Церкви XVII века священномученика и исповедника протопопа Аввакума.

Известнейший старообрядческий светильник — протопоп Аввакум — родился 20 ноября 1621 года в семье священника — отца Петра Кондратьева, в селе Григорове Закудминского стана Нижегородской губернии. Воспитанием детей в семье занималась мать, Мария, во инокинях Марфа, сумевшая передать детям свою горячую веру во Христа. Под ее влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею любовью к книгам.

Аввакум. ПрорисьАввакум женился на Анастасии, дочери кузнеца Марка. На 21-м году жизни он был рукоположен в диаконы, а к 24-м годам был поставлен в священники на приход в село Лопатицы, или Лопатищи (ныне Большемурашкинский район Нижегородской области).

Аскетизмом первых христианских веков веет от фигуры Аввакума. Перед тем как служить литургию, он почти не спит, читая книгу. Приспеет время заутрени — сам идет благовестить; прибежит на звонницу пономарь — тогда отдаст ему колокол, а сам идет в церковь читать полунощницу. Продолжительная заутреня сменяется причастным правилом. На службе велит стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читает поучение. Пообедав и отдохнув два часа, Аввакум опять берется за книгу. Вечерня и павечерница не заканчивают молитвенного правила: после ужина читаются каноны, молитвы, и уже в потемках вновь кладутся земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице; супруге делает снисхождение, «понеже ребятишки у нее пищать» — 200 поклонов и 400 молитв.

Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных чад, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Особенно характерны столкновения его с неким начальником в Лопатицах, которого Аввакум укорял за неправду: Аввакума избили, волочили по земле в ризах, в него стреляли «из пистоли» и, наконец, отняв имущество, выгнали из села, не ранее 1646 года. После этого Аввакум уезжает в Москву, где находит покровительство у царского духовника отца Стефана Вонифантьева и у отца Иоанна Неронова. Назначенный в 1652 году протопопом в город Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области), Аввакум прибыл туда вдохновленный идеей «ревнителей благочестия» об исправлении церковных нравов.

Не прошло и двух месяцев, как Аввакум обличительной проповедью, требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия (что делало богослужение продолжительнее) восстановил против себя юрьевецкое духовенство и часть прихожан. И снова пришлось ему уезжать в Москву.

К этому времени патриархом становится Никон. В феврале 1653 года, на первой неделе Великого поста, патриарх единоличным циркуляром объявляет об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехперстное. Эти новшества вызвали широкий протест в русском народе. На стороне протестующих был и Аввакум. Патриарх не замедлил откликнуться репрессиями.

В августе 1653 года Аввакум, обличая нововведения, читал поучение и «лишние слова говорил». В тот же день Аввакум был схвачен во время совершения всенощного бдения, доставлен на патриарший двор и посажен на цепь. Взятые вместе с ним более 60 человек были посажены в тюрьму. На следующий день Аввакума, скованного, отвезли в Андроньев монастырь (на реке Яузе), где он находился около месяца, а затем был сослан в Тобольск. Там, испытывая всяческие невзгоды, он не забывал своего главного дела, «бранил и укорял от писания ересь Никонову».

Через два года, когда до Москвы дошли вести, что Аввакум не прекратил своих обличений никоновых реформ, оттуда был послан указ об отправке бунтаря на Лену, в Якутский острог. Однако перевод его туда не состоялся. В 1656 году его вместе со всей семьей отправили, как белого попа, с экспедицией воеводы А. Ф. Пашкова в Даурию (Забайкалье).

Епископ Герман на о. АрахлейВ Даурии дикой, пустынной

Ссылку в даурские земли, в Забайкалье, сам протопоп Аввакум воспринимал как один из самых ярких эпизодов в своей жизни. В своем автобиографическом труде «Житие», написанном страдальцем уже под конец его земного пути в селении Пустозерск, Аввакум неоднократно мысленно и описательно возвращается к этому периоду своей жизни. И это не случайно. К тому времени за плечами у «непокорного» священника было 10 лет «стояния» за правду. Все то, что пришлось пережить Аввакуму в Сибири, оставило неизгладимый след в его судьбе. За время 11-летней сибирской ссылки Аввакуму с семьей пришлось претерпеть немало мучений, пережить смерть двоих сыновей.

Поход Пашкова в Даурию вплоть до Нерчинска был сопряжен со всевозможными лишениями: не только служилым людям, но и семье опального священнослужителя приходилось переносить холод, голод и различные опасности. У Аввакума сложились напряженные отношения с Пашковым, человеком буйным по отношению к подчиненным, что приводило к резким столкновениям. Не раз протопоп испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который позволял себе бить не только казаков, но и священника.

Но период пребывания Аввакума в Забайкалье являет нам его с новой стороны. Именно тогда возникают многие чудеса в его жизни, проявляется некое особенное покровительство Божие этому человеку. О многих чудесах, происходящих с ним в Даурии, позже, уже в пожизненном заточении в земляной яме города Пустозерска, писал сам огнепальный протопоп. По праву сибирская ссылка Аввакума являет нам образ необоримого, мужественного человека, который не только способен стоять за правду, но и терпеливо сносить всяческие тяготы и лишения.

В 1661 году после усиленных хлопот его московских друзей, после удаления патриарха Никона ему было дозволено по государеву указу возвратиться из ссылки. Обратный путь занял около трех лет. До Байкала с семьей и малым количеством ослабевших казаков, которых он выпросил у воеводы больше не для охраны, но чтобы спасти их от верной смерти на чужбине, Аввакум сплавлялся на худом дощанике по реке Хилок. Помимо всех трудностей и опасностей, связанных с «путешествием» по землям воинственных племен, были и радостные моменты. В своей книге он описывает красоты Забайкалья, открывшиеся ему по дороге домой. Эти эмоциональные впечатления явно связаны с его внутренним подъемом, с надеждой на разрешение волнующего его вопроса о возвращении Русской Церкви к древним Православным основам.

На всем протяжении пути он энергично проповедует против никоновых новин. В городах и селах, в церквах и на торжищах раздавалась его страстная речь, имевшая огромное влияние на православный народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, противниками Никона, «яко ангел». Достаточно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле.

Царя и бояр сильно смущала ревностное отношение Аввакума к вере. Успех его проповеди привел в ярость духовные власти, они решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». 29 августа 1664 году Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. Но до этого острога он не доехал и полтора года прожил с семьей на Мезени, опять же вследствие ходатайств его московских друзей. 1 марта 1666 года он был привезен в Москву на суд большого собора с участием восточных «патриархов», но и там «новинам» не покорился.

В следующем году он был вновь отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии заключен в «земляную тюрьму». Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за Древлеправославную веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То взывал он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, укрепляя их в стоянии за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. За годы пустозерского заключения Аввакум написал свыше 40 сочинений, в том числе и всемирно известное свое «Житие».

По преданию, его казнили в Страстную пятницу 14 апреля 1682 года, уже в период царствования Федора Алексеевича. Формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически — за религиозные убеждения. По настоянию тогдашнего патриарха Иоакима Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими исповедниками и мучениками за веру. Умирая, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: «Будете этим крестом молиться — вовеки не погибнете».

Епископ Герман на месте Иргенского острогаПоследователи святого протоиерея

Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами. В конце XVII века появились первые иконописные изображения святого, предстоящего Спасителю. В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам за веру — протопопу Аввакуму и другим святым. 31 мая 1917 года состоялась официальная канонизация протопопа Аввакума на Освященном Соборе Древлеправославной Церкви Христовой.

О нем написана масса книг и монографий, научных работ и не только как о знаковом религиозном деятеле, но и как о талантливейшем писателе, чьи произведения переведены на многие языки мира. Не случайно «Житие» протопопа Аввакума давно и прочно вошло в школьную программу по русской литературе.

В селе Григорове 5 июня 1991 года состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). В районном центре села Большое Мурашкино Горьковской области в 1993 году преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.

Особое отношение к огнепальному защитнику Древнего благочестия складывается в Забайкалье и на Дальнем Востоке России. Для старообрядцев этих мест Аввакум едва ли не наиболее чтимый святой. Они считают его «своим», т. к. он, как чуть позже и предки сегодняшних старообрядцев Забайкалья, прибыл в эти края не по своей воле, но терпя лишения за «аз един», за «два перста», за «Третий Рим» и за всю святую Русь, осколки которой так бережно сохраняют староверы.

В Иркутско-Амурской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, раскинувшейся от Байкала до Тихого океана, и сто лет назад, и сегодня священномученник Аввакум является одним из самых почитаемых святых. Трудно найти приход на востоке России, в котором не имелось бы одного и более иконных образов Аввакума. Общины называются в его честь и в Чите, и в Приморье, во многих регионах России проходят научно-практические конференции с названием «Аввакумовские чтения». В приморском поселке Шкотово строится единственная в мире церковь во имя сподвижницы Аввакума мученицы Феодоры (боярыни Морозовой). На центральной площади Читы на одной из колонн в числе самых знаменитых людей Забайкалья изображен протопоп Аввакум, как выдающийся писатель и общественный деятель этих мест. В честь святого протоиерея христиане-старообрядцы называют своих детей. Именно на Дальнем Востоке при пострижении в иночество кандидат во епископы на Иркутско-Амурскую епархию протоиерей Алексий Старков в 30-х годах ХХ столетия берет себе имя Аввакум.

С 1996 года в Приморском крае существует созданное староверами Русской Православной Старообрядческой Церкви общественное объединение «Приморское Аввакумовское Братство». Основными целями и задачами Братства являются благотворительность, издание церковных газет и журналов, а также богослужебной и иной душеполезной литературы, создание церковных библиотек и архивов, научно-исследовательская, просветительская деятельность, начетничество, организационная помощь в создании и становлении старообрядческих общин, организация досуга и обучения детей, организация паломничества и иных форм досуга христиан.

Памятник Аввакуму в ГригоровеСтароверы Иркутско-Амурской епархии не забывают, что именно в этих местах, по словам поэта, в «Даурии дикой пустынной», находятся места первых и самых незабываемых страданий протоиерея Аввакума и его семьи. Яблоневый хребет, озера Иргень и Арахлей, реки Ингада и Хилок, описанные в автобиографическом «житии» Аввакума, являются для христиан местом почитания и паломничества. Сюда, к месту, где ранее располагался Иргенский острог, совершают паломнические поездки и миряне, и священство, и епископы РПСЦ. Староверы приступили к подготовке паломничества по местам, где прошел священномученик. Разработка паломнического (а с точки зрения светских организаций — туристического) маршрута «По Аввакумовской Даурии», запланированного на летние месяцы, привлекла внимание христиан-старообрядцев России и даже тех, кто проживает вдалеке от исторической родины.

Почитают священномученика Аввакума как подвижника древнего благочестия некоторые представители Русской Православной Церкви в Забайкалье. Так, в 2000 году новообрядцы Улан-Удэ делали запрос своему епископу Евстафию (Читинскому и Забайкальскому) с просьбой причислить к лику святых Русской Православной Церкви Московской Патриархии протопопа Аввакума.

При осознании этого становится понятным и не удивляет, что именно на востоке России мог быть осуществлен грандиозный проект, подготовленный правительством Республики Бурятия, «Встреча старообрядцев мира — Путь Аввакума». Его посвятили 250-летию начала массового заселения старообрядцами Забайкалья и 350-летию пребывания Аввакума в Даурии. Событие проходило с 30 мая по 3 июня 2007 года в Улан-Удэ и во многих районах Бурятии. На «Встречу» были приглашены митрополит и епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви и другие старообрядческие согласия, многие представители науки и старообрядцы со всего мира. В рамках «Встречи старообрядцев мира» прошли мероприятия, направленные на сохранение и развитие культуры и традиций старообрядцев: фестиваль-конкурс фольклора, республиканский детский фестиваль семейской песни, народные игры, выставки, международный конкурс телевизионных фильмов «Мы — Русь изначальная», а также Пятая международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». В местах, где проходил путь протопопа Аввакума, установили памятные знаки. Похоже, что история священномученика и исповедника Аввакума еще далеко не закончена, особенно для Забайкалья и Дальнего Востока, где этим святым человеком оставлен значительный след.

Об Аввакуме

(Духовный стих)*

В Даурии дикой пустынной
Отряд воеводы идет
В отряде том поступью чинной
Великий страдалец бредет

Жена с ним и малые дети
Изгнание вместе несут
За правую проповедь в свете
Жестокий им вынесен суд

Не солнце над ними сияет
Не радостный отдых их ждет
Мороз до костей пробирает
И голод по нервам их бьет

Вот стонет жена голодая
И силы кидают ее
И дети к ней жмутся рыдая
Пеняет она на житье

«Петрович, да долго ль за правду
Изгнание будем нести
Ужели не встретим отраду
И долго ли будем брести...»

«До самыя, Марковна, смерти», —
Ей скажет Аввакум-борец, —
«До самыя, Марковна, смерти,
Когда мой наступит конец»

«Бредем мы, Петрович, о, Боже!» —
Вздохнувши, промолвит жена
Должно быть, ей правда дороже
Спокоя, здоровья и сна

И ветер в Даурии дикой
Унылую песню поет
И отзвуки речи великой
В Россию он смело несет

И речи той с ужасом внемлют
Гонители правды святой.
Но с радостью в сердце приемлют
Кто верит заре золотой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Духовные стихи» / Новосиб. старообряд. православ. епархия. — 1992. — Т. 1. — С. 16–17.
  2. Священномученник и исповедник: (к 50-летию со дня канонизации и 285-летию со дня мученической кончины) // Старообрядческий церковный календарь на 1967 год. — С. 55–56.
  3. Бороздин, А. Протопоп Аввакум / А. Бороздин. — Ростов-на-Дону, 1998.

* Сохранена пунктуация источника.


Протоиерей Елисей Елисеев. Иконом (управляющий делами) Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Уроженец Приморского края. Редактор журнала-газеты «Дальневосточный старообрядец», автор ряда статей и научных публикаций, участник научных конференций по истории старообрядчества.