- Дорогие читатели, братья и сестры!
- Вера – основа любви
- Вера. Надежда. Любовь
- Обретая веру и надежду
- Вера. Надежда. Любовь
- Святые образа
- Белый храм, летящий над городом
- Воссоздание иконы
- Церковная реставрация
- Крест с Абрикосовой сопки
- Начало церковной жизни в Хабаровске
- Церковные просветители из династии Протодиаконовых
- Колокола на рубежах Отечества
- Небом данные храмы
- Стихи-молитвы матушки Елизаветы
- Путь. Прикосновение
- «Любовь никогда не перестает…»
- Православные айны
- Неугасимый светоч древнего Православия
- Протоиерей Иоанн Кудрин: 100 лет на ниве Христовой
- Современная румынская иконопись
- Литература
- Единое пространство культуры
- Александр ЛЕПЕТУХИН
В апреле 2006 года литературный отдел Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова организовал вечер памяти протопопа Аввакума, посвященный Великий светильник благочестия и столп божественной ревности за чистоту Православной веры протоиерей Аввакум Петров своею верой, жизнью и писаниями встал преградой церковным реформам Русской Православной Церкви в XVII веке. Мужественно, когда кротостью, когда твердостью, обличая отступление патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и за ними последовавших людей, протопоп Аввакум явился столпом веры и своеобразным рупором борцов за древнее благочестие. Пострадавший за Христа, причисленный к лику святых, он и поныне для всех старообрядцев мира является примером стойкости и вдохновителем на сохранение древнего Православия. Сочинения Аввакума, общее число которых доходит до 60, можно разделить, помимо его автобиографии, на три части: истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников. Главное произведение Аввакума «Житие» представляет величайшую ценность и как свидетельство о жизни священномученика и исповедника Церкви Христовой, и как исторический источник, характеризующий русское общество середины XVII века в его отношении к церковной реформе. Единственный обнаруженный автограф его «Жития» был подарен И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского дома РАН в С.-Петербурге. В 1975 году под редакцией В. И. Малышева автограф был опубликован в факсимильном издании под названием «Пустозерский сборник». Последователи Древнего Православия, или как принято сейчас называть Старообрядчества, независимо от согласий и толков сходятся на безусловном почитании знаковой фигуры Русской Православной Церкви XVII века священномученика и исповедника протопопа Аввакума. Известнейший старообрядческий светильник — протопоп Аввакум — родился 20 ноября 1621 года в семье священника — отца Петра Кондратьева, в селе Григорове Закудминского стана Нижегородской губернии. Воспитанием детей в семье занималась мать, Мария, во инокинях Марфа, сумевшая передать детям свою горячую веру во Христа. Под ее влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею любовью к книгам.
Аввакум женился на Анастасии, дочери кузнеца Марка. На Аскетизмом первых христианских веков веет от фигуры Аввакума. Перед тем как служить литургию, он почти не спит, читая книгу. Приспеет время заутрени — сам идет благовестить; прибежит на звонницу пономарь — тогда отдаст ему колокол, а сам идет в церковь читать полунощницу. Продолжительная заутреня сменяется причастным правилом. На службе велит стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читает поучение. Пообедав и отдохнув два часа, Аввакум опять берется за книгу. Вечерня и павечерница не заканчивают молитвенного правила: после ужина читаются каноны, молитвы, и уже в потемках вновь кладутся земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице; супруге делает снисхождение, «понеже ребятишки у нее пищать» — 200 поклонов и 400 молитв. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных чад, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Особенно характерны столкновения его с неким начальником в Лопатицах, которого Аввакум укорял за неправду: Аввакума избили, волочили по земле в ризах, в него стреляли «из пистоли» и, наконец, отняв имущество, выгнали из села, не ранее 1646 года. После этого Аввакум уезжает в Москву, где находит покровительство у царского духовника отца Стефана Вонифантьева и у отца Иоанна Неронова. Назначенный в 1652 году протопопом в город Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области), Аввакум прибыл туда вдохновленный идеей «ревнителей благочестия» об исправлении церковных нравов. Не прошло и двух месяцев, как Аввакум обличительной проповедью, требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия (что делало богослужение продолжительнее) восстановил против себя юрьевецкое духовенство и часть прихожан. И снова пришлось ему уезжать в Москву. К этому времени патриархом становится Никон. В феврале 1653 года, на первой неделе Великого поста, патриарх единоличным циркуляром объявляет об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехперстное. Эти новшества вызвали широкий протест в русском народе. На стороне протестующих был и Аввакум. Патриарх не замедлил откликнуться репрессиями. В августе 1653 года Аввакум, обличая нововведения, читал поучение и «лишние слова говорил». В тот же день Аввакум был схвачен во время совершения всенощного бдения, доставлен на патриарший двор и посажен на цепь. Взятые вместе с ним более 60 человек были посажены в тюрьму. На следующий день Аввакума, скованного, отвезли в Андроньев монастырь (на реке Яузе), где он находился около месяца, а затем был сослан в Тобольск. Там, испытывая всяческие невзгоды, он не забывал своего главного дела, «бранил и укорял от писания ересь Никонову». Через два года, когда до Москвы дошли вести, что Аввакум не прекратил своих обличений никоновых реформ, оттуда был послан указ об отправке бунтаря на Лену, в Якутский острог. Однако перевод его туда не состоялся. В 1656 году его вместе со всей семьей отправили, как белого попа, с экспедицией воеводы А. Ф. Пашкова в Даурию (Забайкалье).
Ссылку в даурские земли, в Забайкалье, сам протопоп Аввакум воспринимал как один из самых ярких эпизодов в своей жизни. В своем автобиографическом труде «Житие», написанном страдальцем уже под конец его земного пути в селении Пустозерск, Аввакум неоднократно мысленно и описательно возвращается к этому периоду своей жизни. И это не случайно. К тому времени за плечами у «непокорного» священника было 10 лет «стояния» за правду. Все то, что пришлось пережить Аввакуму в Сибири, оставило неизгладимый след в его судьбе. За время Поход Пашкова в Даурию вплоть до Нерчинска был сопряжен со всевозможными лишениями: не только служилым людям, но и семье опального священнослужителя приходилось переносить холод, голод и различные опасности. У Аввакума сложились напряженные отношения с Пашковым, человеком буйным по отношению к подчиненным, что приводило к резким столкновениям. Не раз протопоп испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который позволял себе бить не только казаков, но и священника. Но период пребывания Аввакума в Забайкалье являет нам его с новой стороны. Именно тогда возникают многие чудеса в его жизни, проявляется некое особенное покровительство Божие этому человеку. О многих чудесах, происходящих с ним в Даурии, позже, уже в пожизненном заточении в земляной яме города Пустозерска, писал сам огнепальный протопоп. По праву сибирская ссылка Аввакума являет нам образ необоримого, мужественного человека, который не только способен стоять за правду, но и терпеливо сносить всяческие тяготы и лишения. В 1661 году после усиленных хлопот его московских друзей, после удаления патриарха Никона ему было дозволено по государеву указу возвратиться из ссылки. Обратный путь занял около трех лет. До Байкала с семьей и малым количеством ослабевших казаков, которых он выпросил у воеводы больше не для охраны, но чтобы спасти их от верной смерти на чужбине, Аввакум сплавлялся на худом дощанике по реке Хилок. Помимо всех трудностей и опасностей, связанных с «путешествием» по землям воинственных племен, были и радостные моменты. В своей книге он описывает красоты Забайкалья, открывшиеся ему по дороге домой. Эти эмоциональные впечатления явно связаны с его внутренним подъемом, с надеждой на разрешение волнующего его вопроса о возвращении Русской Церкви к древним Православным основам. На всем протяжении пути он энергично проповедует против никоновых новин. В городах и селах, в церквах и на торжищах раздавалась его страстная речь, имевшая огромное влияние на православный народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, противниками Никона, «яко ангел». Достаточно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле. Царя и бояр сильно смущала ревностное отношение Аввакума к вере. Успех его проповеди привел в ярость духовные власти, они решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». 29 августа 1664 году Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. Но до этого острога он не доехал и полтора года прожил с семьей на Мезени, опять же вследствие ходатайств его московских друзей. 1 марта 1666 года он был привезен в Москву на суд большого собора с участием восточных «патриархов», но и там «новинам» не покорился. В следующем году он был вновь отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии заключен в «земляную тюрьму». Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за Древлеправославную веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То взывал он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, укрепляя их в стоянии за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. За годы пустозерского заключения Аввакум написал свыше 40 сочинений, в том числе и всемирно известное свое «Житие». По преданию, его казнили в Страстную пятницу 14 апреля 1682 года, уже в период царствования Федора Алексеевича. Формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически — за религиозные убеждения. По настоянию тогдашнего патриарха Иоакима Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими исповедниками и мучениками за веру. Умирая, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: «Будете этим крестом молиться — вовеки не погибнете». Последователи святого протоиерея Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами. В конце XVII века появились первые иконописные изображения святого, предстоящего Спасителю. В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам за веру — протопопу Аввакуму и другим святым. 31 мая 1917 года состоялась официальная канонизация протопопа Аввакума на Освященном Соборе Древлеправославной Церкви Христовой. О нем написана масса книг и монографий, научных работ и не только как о знаковом религиозном деятеле, но и как о талантливейшем писателе, чьи произведения переведены на многие языки мира. Не случайно «Житие» протопопа Аввакума давно и прочно вошло в школьную программу по русской литературе. В селе Григорове 5 июня 1991 года состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). В районном центре села Большое Мурашкино Горьковской области в 1993 году преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума. Особое отношение к огнепальному защитнику Древнего благочестия складывается в Забайкалье и на Дальнем Востоке России. Для старообрядцев этих мест Аввакум едва ли не наиболее чтимый святой. Они считают его «своим», т. к. он, как чуть позже и предки сегодняшних старообрядцев Забайкалья, прибыл в эти края не по своей воле, но терпя лишения за «аз един», за «два перста», за «Третий Рим» и за всю святую Русь, осколки которой так бережно сохраняют староверы.
В Иркутско-Амурской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, раскинувшейся от Байкала до Тихого океана, и сто лет назад, и сегодня священномученник Аввакум является одним из самых почитаемых святых. Трудно найти приход на востоке России, в котором не имелось бы одного и более иконных образов Аввакума. Общины называются в его честь и в Чите, и в Приморье, во многих регионах России проходят научно-практические конференции с названием «Аввакумовские чтения». В приморском поселке Шкотово строится единственная в мире церковь во имя сподвижницы Аввакума мученицы Феодоры (боярыни Морозовой). На центральной площади Читы на одной из колонн в числе самых знаменитых людей Забайкалья изображен протопоп Аввакум, как выдающийся писатель и общественный деятель этих мест. В честь святого протоиерея христиане-старообрядцы называют своих детей. Именно на Дальнем Востоке при пострижении в иночество кандидат во епископы на Иркутско-Амурскую епархию протоиерей Алексий Старков в С 1996 года в Приморском крае существует созданное староверами Русской Православной Старообрядческой Церкви общественное объединение «Приморское Аввакумовское Братство». Основными целями и задачами Братства являются благотворительность, издание церковных газет и журналов, а также богослужебной и иной душеполезной литературы, создание церковных библиотек и архивов, научно-исследовательская, просветительская деятельность, начетничество, организационная помощь в создании и становлении старообрядческих общин, организация досуга и обучения детей, организация паломничества и иных форм досуга христиан. Староверы Иркутско-Амурской епархии не забывают, что именно в этих местах, по словам поэта, в «Даурии дикой пустынной», находятся места первых и самых незабываемых страданий протоиерея Аввакума и его семьи. Яблоневый хребет, озера Иргень и Арахлей, реки Ингада и Хилок, описанные в автобиографическом «житии» Аввакума, являются для христиан местом почитания и паломничества. Сюда, к месту, где ранее располагался Иргенский острог, совершают паломнические поездки и миряне, и священство, и епископы РПСЦ. Староверы приступили к подготовке паломничества по местам, где прошел священномученик. Разработка паломнического (а с точки зрения светских организаций — туристического) маршрута «По Аввакумовской Даурии», запланированного на летние месяцы, привлекла внимание христиан-старообрядцев России и даже тех, кто проживает вдалеке от исторической родины. Почитают священномученика Аввакума как подвижника древнего благочестия некоторые представители Русской Православной Церкви в Забайкалье. Так, в 2000 году новообрядцы Улан-Удэ делали запрос своему епископу Евстафию (Читинскому и Забайкальскому) с просьбой причислить к лику святых Русской Православной Церкви Московской Патриархии протопопа Аввакума.
При осознании этого становится понятным и не удивляет, что именно на востоке России мог быть осуществлен грандиозный проект, подготовленный правительством Республики Бурятия, «Встреча старообрядцев мира — Путь Аввакума». Его посвятили Об Аввакуме (Духовный стих)*
В Даурии дикой пустынной
Жена с ним и малые дети
Не солнце над ними сияет
Вот стонет жена голодая
«Петрович, да долго ль за правду
«До самыя, Марковна, смерти», —
«Бредем мы, Петрович, о, Боже!» —
И ветер в Даурии дикой
И речи той с ужасом внемлют ЛИТЕРАТУРА:
* Сохранена пунктуация источника. Протоиерей Елисей Елисеев. Иконом (управляющий делами) Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Уроженец Приморского края. Редактор журнала-газеты «Дальневосточный старообрядец», автор ряда статей и научных публикаций, участник научных конференций по истории старообрядчества. |
|||
|