«От вас беру Воспоминанье, А сердце Оставляю вам»

Среди огромного множества архивных документов особый пласт составляют личные фонды. Сегодня в государственном архиве Хабаровского края их пятьдесят три. Это фонды писателей и поэтов Вс. Н. Иванова, П. С. Комарова, С. А. Смолякова, В. П. Сысоева, художника А. В. Шишкина, преподавателя Хабаровского государственного педагогического университета, автора учебников корякского и чукотского языков Н. А. Богдановой и многих других наших земляков. Среди них — имя Антонины Константиновны Дмитриевой, почетного члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Приамурского географического общества.

Антонина Константиновна сама передавала документы в архив по мере их накопления. В последний раз она это сделала незадолго до смерти, 13 февраля 1999 года. Но в рукописи своей биографии, в письмах друзьям и коллегам, в книгах и набросках статей жива эта неутомимая, наполненная удивительной энергией женщина. Такая беззащитная и хрупкая на первый взгляд, она преподнесла нашему городу великие дары. Во многом благодаря ее усилиям реконструирован памятник А. С. Пушкину, у которого каждый год в день рождения поэта собираются люди, влюбленные в его творчество. Вернулся на родную землю восстановленный памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Сегодня это называют основными вехами жизни А. К. Дмитриевой, ее главной заслугой перед общественностью. И все же осталось нечто большее: вера в то, как много может сделать человек, когда он по-настоящему предан своему делу. Без громких и пышных фраз.

Антонина Константиновна родилась в 1914 году в селе Рудня Саратовской губернии (ныне Волгоградская область). Вот как она сама писала о своем детстве: «Отец служил регентом церковного хора, в котором пела и мать, оба обладали прекрасными голосами. Одновременно они участвовали в спектаклях на сцене Народного дома, где ставили пьесы, оперетки русских и украинских классиков, звучали песни и романсы. В зимние длинные вечера отец вслух читал повести Гоголя, рассказы Чехова, Льва Толстого. В доме была небольшая библиотека русских и зарубежных классиков. „Запоем“ читала сказки Пушкина, Жуковского, Андерсена, а позже все, что попадалось. В школе легко заучивала стихи, которые сохранились в памяти навсегда. Считалась первой ученицей русского языка и литературы...».

Однако по окончании семи классов Антонина Константиновна поступает в зооветтехникум, расположенный в семи километрах от городка Уральска в Западном Казахстане. «Училась успешно, хотя к сельскому хозяйству меня не тянуло. Я-то мечтала, имея хороший голос и любовь к музыке, поступить в консерваторию», — пишет Дмитриева. Ранняя смерть матери, изменившиеся семейные обстоятельства помешали осуществлению ее мечты. Далее — обычная жизнь: замужество, рождение сына.

С началом войны муж ушел на фронт, а вскоре и сама Антонина Константиновна, отправив сына к родственникам, уехала в город Камышин, ставший прифронтовым, где работала санитаркой в госпитале. Позднее ее направили в качестве повара в действующую армию на Первый Украинский фронт. После ранения и госпиталя Антонина Константиновна получила отпуск и оказалась в родном селе Рудня. Там она получила скорбное сообщение о без вести пропавшем муже и в 1947 году уехала в Хабаровск. Здесь А. К. Дмитриева работала по специальности в различных учреждениях системы сельского хозяйства, возглавляла крайком профсоюза работников этой отрасли.

Антонина Дмитриевна была человеком неутомимым, поэтому неудивительно, что и на пенсии активно занималась общественной работой. Стала внештатным корреспондентом хабаровского радио и газеты «Сельская новь», лектором общества «Знание». И что самое главное, принимала живое участие в деятельности Общества охраны памятников и Приамурского географического общества.

В личном архиве А. К. Дмитриевой хранятся документы, связанных с реконструкцией памятника А. С. Пушкину. Их не много, но все же они позволяют проследить, как идея реставрации памятника великому поэту претворялась в жизнь. В очерке «Наш Пушкин» А. К. Дмитриева пишет: «Все началось с моего посещения музея А. С. Пушкина в Москве в сентябре 1976 года. В одном из залов я увидела увеличенные фотографии памятников Пушкину в нашей стране и за рубежом. Разглядывая их, я невольно вспомнила о нашем памятнике поэту... и мне пришло в голову предложить его фотографию музею. Все-таки, Дальний Восток... Не долго думая, я зашла в кабинет директора музея Крейна... Я обещала выслать фотографию нашего памятника... Вернувшись домой, попросила знакомого фотографа поехать со мной к памятнику, а увидев его, ахнула. Фигура поэта была обезображена трещинами, подтеками, белыми пятнами. На нее было больно и стыдно смотреть, не то что фотографировать для музея...»

Попытки проследить историю появления памятника в Хабаровске привели Дмитриеву к первым преподавателям педагогического института Моисею Григорьевичу Штейну и Евгению Ефимовичу Желтоухову. Они рассказали ей о том, что в 1934 году при закладке здания его первый директор Василий Иванович Вишняков и коллектив преподавателей решили присвоить пединституту имя А. С. Пушкина. С этой целью в Краснопресненских художественных мастерских Москвы приобрели скульптуру, но вовремя ее не установили, а потом просто-напросто о ней забыли. Между тем долгое время из северных окраин приходили письма с адресом на конверте: «Хабаровск, педагогический институт им. А. С. Пушкина».

В 1949 году пленные японцы, строившие общежитие пединститута, наткнулись на ящики. В них оказалась скульптура, разбитая на части. Один из японцев оказался архитектором, он предложил собрать фигуру поэта, но не успел, так как пленных вскоре отправили на родину. Дело завершилось в 1950 году, когда скульптуру собрали, окрасили под цвет старой бронзы и установили неподалеку от института. Ежегодно, ко дню рождения поэта, студенты художественно-графического факультета во главе с заведующим художественной мастерской факультета Виктором Джунем приводили памятник в порядок, делали все, что было в их силах: закрашивали трещины, пятна. С историей хабаровского памятника А. С. Пушкину связано имя Александра Сильвестровича Комовского, пенсионера, который начал ходить по различным инстанциям с просьбой провести реставрацию постепенно приходящего в негодность памятника.

Антонина Константиновна к этому времени была внештатным корреспондентом краевого радио, в эфире часто звучали ее рассказы о посещении пушкинских мест. Постепенно тема, посвященная памятнику великому поэту, становилась центральной, в радиопередачах принимали участие художники, литераторы, почитатели творчества поэта. Среди хабаровчан возникла небывалая волна интереса к Пушкину, гармонично она слилась с общесоюзным в то время движением пушкинистов. В ответ на публикации в газетах «Вечерняя Москва», «Московский художник», посвященных памятнику Пушкина в Хабаровске, из разных городов Советского Союза пошел поток писем на радио, в краеведческий музей. Письма передавались Антонине Константиновне. Позднее она вспоминала: «Так, благодаря Пушкину, у меня появилась масса близких по духу людей, с которыми установилась не только переписка, но и встречи при посещении этих городов, в том числе с правнуком поэта Григорием Григорьевичем Пушкиным, которому я подарила увеличенную фотографию нашего памятника». Подобную фотографию Дмитриева направила и в московский музей имени А. С. Пушкина, а ее имя внесли в «Книгу даров» музея.

Документы, находящиеся в личном фонде А. К. Дмитриевой, рассказывают о том, что памятник был взят на учет хабаровским советом охраны памятников и управлением культуры. Кроме того, создана комиссия при горисполкоме по его капитальной реставрации, которой непосредственно занимались скульпторы из Комсомольска-на-Амуре Надежда Семеновна Ивлева и Сергей Васильевич Николин. Позднее именно к ним обратилась Антонина Константиновна с просьбой о помощи в восстановлении памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому.

Любой исследователь, обратившийся к документам, может самостоятельно восстановить весь ход реставрации, а также проследить вопрос выяснения авторства памятника, который до сих пор остается открытым. Интересную информацию дает письмо Николая Николаевича Малова, доктора физико-математических наук, профессора из Москвы, увлеченного почитателя Пушкина, собравшего многочисленную коллекцию (более 150 ) фотографий памятников Пушкину в нашей стране и за рубежом: «Недавно один из моих друзей прислал мне вырезку из какой-то газеты. Вот текст: „Памятник Пушкину в Хабаровске — дипломная работа выпускников художественно-графического факультета пединститута Анатолия Ванакова, Анатолия Вилкова и Олега Кобина“. К сожалению, ни названия газеты, ни города, в котором находится пединститут (а их много!) не сообщается».

Забегая вперед, стоит сказать, что авторы так и не были установлены, выписка из протокола заседания сектора монументального искусства научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР от 1 августа 1986 года гласит: «... ознакомившись с фотографией памятника А. С. Пушкину в городе Хабаровске, комиссия констатирует, что этот скульптурный монумент является профессиональной интересной работой советского скульптора 30-х годов (авторства, к сожалению, пока установить не удалось)».

Письма дают общее представление о том, каким в то время было массовое (не профессиональное) пушкиноведение. Георгий Дровянников из Ярославля — еще один корреспондент А. К. Дмитриевой. Из 290 известных памятников Пушкину он собрал сведения о 227 (статуи, бюсты, барельефы, горельефы, памятные доски). Эта исследовательская работа проводилась для Всесоюзного музея А. С. Пушкина, куда Дровянников передавал все собранные материалы. Кроме сведений о памятниках он составил картотеку газетных статей, посвященных памятникам поэту начиная с 1922 года и до 1984 года, а также каталог книг и журналов с 1880 по 1988 годы по материалам библиотеки Пушкинского Дома. В одном из номеров «Пушкинского временника» за 1990 год, изданного Пушкинским Домом, должен был быть напечатан каталог памятников, над которым с таким рвением трудился Г. А. Дровянников.

Большинство из тех, кто писал Антонине Константиновне, были «одержимы Пушкиным», они стремились поделиться своими знаниями, чувствами с подрастающим поколением. В личном фонде Дмитриевой есть дело: «Письма из школьных музеев А. С. Пушкина». Здесь можно найти интересное упоминание о музее средней школы № 29 города Одессы, который возглавлял Илья Лазаревич Попелюхер. Вместе с детьми он собрал большую коллекцию произведений великого русского писателя, изданных на различных языках, включая эсперанто.

Еще один фрагмент жизни Антонины Константиновны — выставка, организованная к 180-летию со дня рождения поэта. Она проходила в хабаровском кинотеатре «Сатурн» и привлекла большое внимание самых разных людей. Среди отзывов об этой экспозиции есть отклики народного артиста РСФСР Георгия Жженова, писателя Анатолия Иванова.

В пушкинскую часть фонда Дмитриевой вошло немало интересных документов. Сегодня они рассказывают нам о том, как жила и чем дышала удивительная женщина — Антонина Константиновна Дмитриева. Имя Пушкина особым светом озарило ее путь, наполнило жизнь особым смыслом. Этот свет, яркий и теплый, она подарила всем нам, живущим сегодня, и тем, кто придет вслед за нами.

Ольга ИВАНОВА,
ведущий методист отдела организационно-методической работы
государственного архива Хабаровского края