- Воплощенный в бронзе, он наблюдает за тем, как несет свои воды Амур
- Знак?вечной памяти
- Жизнь в глазах Николая Задорнова всегда ликовала
- Краски сверкали, как сгустки планетных лучей
- «От вас беру Воспоминанье, А сердце Оставляю вам»
- Празднование Дня Русской культуры в Харбине
- Человек, который открывал горизонты
- Хабаровскому ТЮЗу — 55
- «Судьба вела меня в мою мечту...»
- Первый художник ТЮЗа
- Евгений Фентисов — композитор цвета
- Ностальгия о прошлом и мечты о будущем
- Зёрна-глаза на листе откровения Игоря Грабовского
- «Зеленеет мой родственник дальний, горемычный дорожный цветок...»
- «Хочешь, я выучусь шить...»
- Из Бурятии с любовью
- Неизвестный Арсеньев
- Рассказ
- Встречи с Джунем, хранящие тайны
- Экслибрисы Николая Холодка
- БАБУРОВ Владимир Филиппович
Больше пятнадцати лет Алексей Васильевич Шишкин работал художником в ТЮЗе, а также в мастерских Всекохудожника, в Художественном фонде РСФСР. К тому моменту Шишкин прожил в Хабаровске уже около двадцати лет. Еще при жизни его называли певцом дальневосточной природы, мастером дальневосточного искусства. К чему сегодня эти пышные фразы... Нет, он не был коренным дальневосточником. Родился в Москве и находился там до начала двадцатых годов. Скупые строки автобиографии Алексея Васильевича вряд ли вместят то горе, которое он пережил совсем еще маленьким мальчиком. Когда его отец, железнодорожник, погиб в катастрофе, мать осталась одна с пятью детьми. Два года страшной нужды, и разум бедной женщины не выдержал. Однажды соседи обнаружили в подвале пятерых ребятишек и сообщили властям. Сестер и братьев разместили по разным приютам, разорвав ниточку, которая соединяла семью. Алеше Шишкину было тогда всего шесть лет.
Дальний Восток. В архиве Алексея Васильевича сохранился набросок его выступления на радио, где он рассказывал о своих первых впечатлениях о суровом крае: «В мае двадцать четвертого года я подъезжал к Хабаровску. Величавый Амур преградил дорогу поезду. Мост, соединяющий оба берега реки был взорван отступающими белогвардейцами. Пришлось переправляться на пароме. Город не произвел большого впечатления. Узкими настилами и незамощенными улицами он, скорее, походил на растянувшуюся большую деревню. Усугублял это впечатление деревянный вокзал и грязная длинная улица, ведущая в центр города. Но вот город начал строиться, и меня захватила эта кипучая созидательная энергия...» Когда-то Алексей Шишкин мечтал превратить города Дальнего Востока «в волшебные и увлекательные картины». Он даже написал статью, которая была опубликована в 1939 году в газете «Тихоокеанская звезда». Восторженная тональность романтика, мечтателя, энтузиаста в каждой строке: «Почему бы не сделать фрески или сграффито (способ живописи на стенах домов) на зданиях? Нужно использовать все средства, чтобы превратить наш город в волшебные и увлекательные картины. И тогда мир для нас раскроется в еще более чарующей прелести света, цвета, гармонии...» Любовью художника к своему городу была продиктована серия его графических работ «Старый и новый Хабаровск».
Спустя год художника не стало. Незадолго до смерти сбылась мечта — ему все-таки дали мастерскую. Но Алексею Васильевичу не пришлось по-настоящемунасладиться этим счастьем. Его сердце не выдержало. Смерть художника была символичной — он отправился на этюды и умер на берегу такой прекрасной, такой любимой им реки. В Дальневосточном художественном музее собрана коллекция работ Алексея Шишкина. Автопортреты, акварель, масляная живопись, графика. Все это хранится в запасниках музея, но когда-нибудь снова придет к зрителю. И тогда в тишине зала придет иное понимание давно ушедших времен. А «скрипка живописи» — акварель напомнит забытые мелодии. Елена СОЛНЦЕВА, |
|||
|