- Воплощенный в бронзе, он наблюдает за тем, как несет свои воды Амур
- Знак?вечной памяти
- Жизнь в глазах Николая Задорнова всегда ликовала
- Краски сверкали, как сгустки планетных лучей
- «От вас беру Воспоминанье, А сердце Оставляю вам»
- Празднование Дня Русской культуры в Харбине
- Человек, который открывал горизонты
- Хабаровскому ТЮЗу — 55
- «Судьба вела меня в мою мечту...»
- Первый художник ТЮЗа
- Евгений Фентисов — композитор цвета
- Ностальгия о прошлом и мечты о будущем
- Зёрна-глаза на листе откровения Игоря Грабовского
- «Зеленеет мой родственник дальний, горемычный дорожный цветок...»
- «Хочешь, я выучусь шить...»
- Из Бурятии с любовью
- Неизвестный Арсеньев
- Рассказ
- Встречи с Джунем, хранящие тайны
- Экслибрисы Николая Холодка
- БАБУРОВ Владимир Филиппович
Эвенки (тунгусы) и буряты с древних времен являются коренным населением Прибайкалья и Забайкалья. Первое письменное упоминание о монголоязычных племенах содержится в «Сокровенном сказании» ХIII в. Это хори-туматы, икерссы и булия (буряты). По гипотезе исследователя Г. Н. Румянцева, «эти группы составляли то ядро, вокруг которого происходила консолидация племен, обитавших в бассейнах Ангары и Лены, по восточному побережью Байкала и в низовьях р. Селенги, приведшая к формированию бурятской народности».
Уже после открытия выставки я заглянула в фолиант «Азиатская Россия», изданный в 1914 году, и в разделе «Население» нашла очень интересный очерк о традиционной культуре бурят. Читала, а перед глазами возникали великолепные экспонаты выставки:
Выставка из фондов этнографического музея народов Забайкалья ярко подтвердила слова автора «Азиатской России» о любви бурятских красавиц к серебру и кораллам. Очень трудно описать словами те роскошные вещи, которые когда-то украшали буряток, а теперь стали экспонатами выставки. Во время работы выставки очень часто звучал вопрос: откуда у народа, кочевавшего в степях центральной части огромного континента, кораллы? Ответ прост. Торговля возникла не сегодня и даже не вчера. Кораллы поступали из Китая через Монголию и выменивались на продукты кочевого хозяйства.
Основой хозяйственной деятельности бурят являлось кочевое скотоводство, построенное на круглогодичном пастбищном выпасе скота с особыми правилами перекочевок, выработанными многовековым опытом и учитывающими природно-климатические условия данной местности. Буряты разводили лошадей, коров, овец, верблюдов и коз. Лошади местной породы отличались небольшим ростом, крепостью и выносливостью, могли перевозить от 15 до 25 пудов груза. Лошадь пользовалась большой любовью у бурят, воспевалась ими в песнях и сказаниях. Стрижка гривы и хвостов лошадей составляла особый торжественный обряд. Внешним выражением любви и благодарности человека к этому животному являлось убранство коня. Процесс создания седла подчинялся не только требованиям удобства, но и красоты. Нередко седло декорировалось таким количеством серебра, что даже называлось мунгэн емээл — серебряное седло. Именно таким седлом с многочисленными серебряными накладными орнаментированными пластинами и бронзовыми стременами с сине-голубой эмалью могли любоваться посетители выставки «Из Бурятии с любовью». Оно занимало свое традиционное место в почетной левой половине бурятской юрты.
В завершении своего рассказа хочу вернуться в день открытия выставки. Тогда мне довелось услышать один короткий, но знаменательный разговор между двумя замечательными представительницами бурятского и нанайского народов. А. С. Киле, преподаватель Хабаровского государственного педагогического университета, спросила Л. Г. Ракшаеву национальное бурятское название экспоната, указав на хорошо знакомый по культуре коренных народов Приамурья скребок для снятия мездры со шкур. «Хэдэргэ», — ответила Лариса Галсановна. «А мой народ называет этот инструмент кэдэрэку», — произнесла А. С. Киле... Культура каждого народа, населяющего нашу Землю, самобытна и неповторима. Но точки соприкосновения все же существуют, и это подтвердила прекрасная выставка «Из Бурятии с любовью». Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|