- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
В одном таком стойбище много лет рождались только девочки. Постепенно все мужчины вымерли. Остались в стойбище одни старушки, женщины и девушки. Не сказать, чтобы они голодали — копьем и луком умело владели женщины, да и зверя всякого тогда хватало, но тосковало женское стойбище без мужчин. Соберутся у костра и поют песню: Тохт, тохт — огонь, огонь! Мы бросаем тебе Огонь поедал мясо, потрескивал. Ничем он не мог помочь женщинам. Но они верили огню и продолжали вечерами петь. В стойбище жила одна красивая девушка с длинными черными косами и звали ее Ягды. Она тоже пела у костра, но когда все засыпали в юртах, она уходила в тайгу. Там Ягды забиралась на небольшую сопочку и начинала петь свою песню: Когда волчицу убивают, волк остается один, Однажды за ней следом пошла подруга. И когда Ягды запела про волков, она подошла к ней и спросила: — О чем ты поешь? Ведь мы живые. Вот потрогай меня, я — живая! Но Ягды продолжала петь: Я не зову вас, мужчины, от предков обратно к нам, —Что ты поешь, грешница? — закричала подруга, отнимая из рук Ягоды острый каменный нож, которым девушка уже отвалила длинную черную косу и бросила под ноги на холодные камни и, оттолкнув подругу, Ягды протянула к луне руки с распростертыми ладонями. Еще яростнее закричала подруга и побежала в сторону стойбища, когда Ягды отделилась ногами от сопки и полетела в звездное небо, растворяясь в лунном сиянии.
Однажды на плотах и в лодках-долбленках приплыли в стойбище по быстрой горной реке несколько юношей и мужчин. Удивились и те, и другие неожиданной встрече. Много мяса жарили над костром. Много пили чаю, заваренного пахучей березовой чагой. Много пили хмельного настоя из болотных трав и мухоморов. — Как вы нас нашли? — спросила юношу Отани-волна подруга Ягды. — Сидим как-то у костра и слышим: над нами в воздухе кто-то поет. Посмотрели в звездное небо, а там никого нет. Напугались и разбежались по юртам, старикам сказали. Те тоже напугались. «Арийтен — приведение», так все решили сначала. А песня над юртами кружится и звенит. Привыкли к ней вскоре и уже не обращали внимания, но у каждого в сердце что-то жгло такое, о чем не рассказать. Вот старейшина и говорит, собрав нас у костра: — Я тоже через силу терплю это, как и вы, мол, небесный дух покружит и улетит в никуда, потому что прилетел из ниоткуда. Но это, видно, не так, как мы думаем. Вяжите плоты и гоните вниз по реке. Разведайте. — Спой ту песню, которую слышали с неба, — попросила подруга Ягды. И юноша запел. В это время все собрались у костра: Я звала мужчин и юношей с далеких небесных звезд, Подруга Ягды сразу узнала песню. —Да это же Ягды пела! — воскликнула она и объяснила пришлым мужчинам и юношам, что у них случилось не так давно. Все вместе пошли на сопку, с которой улетела девушка. И нашли на ее вершине большую черную косу. И там же назвали люди эту сопку Икалкан-песня. Так девушка Ягды превратилась в песню. Дали люди имя Икалкан и речке, которая впадает в более крупную речку Нява. А Нява впадает в большую реку Улья в Охотском районе. На развилке речек и стоит эта сопка... Евгений ТРОФИМОВ
Сегодня уже готовы рукописи и рисунки к новым книгам — «Невеста северного ветра» и «Лебеди садятся отдыхать». Творчеством Трофимова и Овчинникова заинтересовались японцы, и, возможно, в скором времени в одном из издательств Токио будут напечатаны «Сказки северного оленя». Эвен (самоназвание), устар. русс. — ламуты («приморские жители» — от эвенкского «ламу» — «море»). Живут локальными группами в Якутии, Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономных округах, Хабаровском крае (Охотский район). Общая численность — 17,2 тыс. человека. В Хабаровском крае — 1 882 человек (по данным переписи 1989 г.). В XVII веке, с началом контактов с русскими, эвены испытали их сильное влияние. С двадцатых годов ХХ в. большая часть эвенов переходит к оседлости, распространяется массовое двуязычие. Традиционное хозяйство эвенов — крупнотабунное оленеводство, охота и рыболовство. По воде передвигались на лодках-долбленках, которые покупали у соседних народов. Мужчины занимались кузнечеством, обрабатывали кость, дерево, плели ремни, кожаные арканы и упряжки. Женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и т. д. Железо и серебро эвены получили путем обмена с якутами, а позднее с русскими. Жилища у эвенов было двух типов: конический чум дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и чорама — дю — чум цилиндро-конической формы. Оседлые эвены жили в землянках утан с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позднее появились срубные жилища уран. Традиционная одежда, мужская и женская, близка к эвенкийской. Родственные и не родственные семьи эвенов объединялись в стойбищную общину. Был распространен обычай нимат, который обязывал охотника отдавать часть добычи соседу. Несмотря на обращение в православие, у эвенов существовали промысловые культы: медведя, духов — хозяев природы, сохранялся шаманизм. |
|||
|