Мифический сюжет на древнем суцуку

Л. А. Бельды — основатель школьного музея в Найхине.    Увесистый камень на первый взгляд кажется обычным булыжником, если бы не отверстие посередине. Присмотревшись, на его бугристой поверхности можно разглядеть тонкую сетку рисунков. Вот человек, бегущий с копьем, вот — раненый лось. Этот камень находится среди экспонатов музея школы-интерната села Найхин Нанайского района, где уже несколько лет существует детский музейный коллектив со своими экскурсоводами и хранителями.

Местные мальчишки нашли камень где-то на окраине, почти у самого берега Амура, а учитель истории Максим Петрович Бельды и сегодняшний директор музея объяснил им, что подобные камни когда-то использовались в качестве жерновов или как грузила для рыбацких сетей. То, что находка действительно обладает исторической ценностью, выяснилось позже. Очищал как-то Максим Петрович поверхность грузила и неожиданно из-под отошедшего слоя открылись какие-то изображения. Вот только вопрос — кем они сделаны? Древним художником или нынешним озорником? Максим Петрович человек дотошный, и потому стал советоваться со знающими людьми. Спустя какое-то время в Найхин приехали археологи из Хабаровска и японские ученые из этнологического музея города Осака. После детального обследования ученые пришли к выводу, что два изображения на камне подлинные.

М. П. Бельды с ребятами из детского музейного коллективаЧто же касается назначения этого предмета, по мнению хабаровского археолога Николая Спижевого, автора научной публикации «Новая интерпретация «каменных грузил», вряд ли найденный камень выполнял функции грузила. В прежние времена сети для рыбной ловли нанайцы плели из крапивы, и на них нанизывались грузила значительно меньших размеров. Скорее всего, считает Николай Евдокимович, камень с отверстием посередине — не что иное, как навершие песта для каменной ступы (нанайцы называли его «суцуку»), с помощью которых растирали зерно, траву и т. д. А если говорить об изображениях на камне, то нанайцы всегда украшали предметы своего быта орнаментами, рисунками. На суцуку из найхинского музея древний мастер нанес мифическую сцену, похожую на сюжет, изображенный на одном из камней с петроглифами в Сикачи-Аляне.

Это мнение ученого. А учитель истории Максим Петрович Бельды называет ценную находку магическим камнем солнца — сиун. Кто знает, размышляет он, может быть, на его поверхности изображен первый житель Найхина, который жил на этой земле, охотился, почитал богов...

Этнографическому музею школы-интерната почти полвека. И магический камень солнца не единственный его ценный экспонат. Совсем не случайно на экскурсии сюда привозят школьников из соседних сел и деревень. Между прочим, бывают здесь и москвичи, и зарубежные гости. Коллекция школьного музея на самом деле интересна. Когда-то по крупицам ее собирала Раиса Алексеевна Бельды — основатель музея, этнограф, исследователь. Из экспедиций она привозила такой уникальный материал, которым мог бы гордиться любой крупный музей. А все потому, что Раиса Алексеевна из тех людей, кто может приподняться над серой обыденностью и увидеть яркие, неординарные вещи. И что самое главное, этот дар переходит к детям. Для них берестяные туеса и вышитые халаты не просто экспонаты, которые хранятся на стеллажах. Они живые. Прикасаешься к старинной вышивке — и как будто сказку читаешь, берешь в руки табакерку дэкту — и словно отправляешься в прошлое. А там, на берегу Амура, сидит старик, попыхивает трубкой, засмотрелся на серебряную воду.

Елена ГЛЕБОВА,
Фото автора и Николая Спижевого