- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
Село Кондон (Солнечный район Хабаровского края) считается одним из самых древних поселений Приамурья. Не случайно к этому месту на протяжении десятилетий приковано внимание научного мира. Ведь именно здесь обнаружены такие уникальные археологические находки, как базальтовая фигурка медведя, статуэтка женщины, которую называют «Кондонской Венерой» или «Кондонской Нефертити». Нередко здесь работают научные экспедиции, в том числе и международные. Одним словом, Кондон — настоящий кладезь археологических ценностей для ученых. Тем более что их предварительные изыскания показали: на данной территории в разные эпохи располагалось более 50 поселений. Подобный факт не связан больше пока ни с одним местом на Амуре. Добраться до Кондона не так уж и просто. Для этого нужно вначале оказаться в Комсомольске-на-Амуре, а потом часа два трястись в довольно неуютном автобусе. Но зато когда приезжаешь, ощущение усталости улетучивается в один миг. Возможно, именно удаленность спасла Кондон, пусть и не в полной мере, от разрушительного действия цивилизации. Жизнь здесь тиха и размеренна, и все кажется гармоничным и естественным. Извилистая река Девятка, берущая начало в озере Эворон, Кондо-сопка, с которой связано немало легенд и преданий, средняя школа имени Акима Самара, отмечающая скоро свое А еще Кондон — это березы. Большие, с ветвями-орнаментами, сквозь которые Кондо-сопка (еще говорят «Кондо хурэни» — священная сопка) выглядит особенно таинственно. Если присмотреться, отделенная от села быстрой Девяткой, она и впрямь похожа на тело лежащего дракона: округлое «изголовье», вытянутое «туловище», неподалеку от которого притулился домик местного шамана, теперь, правда, заброшенный, и «хвост» — в самом конце Кондона. Старые люди рассказывали, что когда-то давным-давно летал над этими местами Дракон. Устал, приземлился за рекой и уснул. Сто лет, наверное, проспал, а когда очнулся и хотел взлететь, не сумел: выросшие на его теле деревья прочно приковали к земле (помните аналогичную историю в русском фольклоре о Чуде-юде рыбе-ките?). Решил тогда Дракон еще отдохнуть, так и спит по сей день. Говорят, «изголовье» Дракона — место особенное. Ему поклонялись, собираясь на охоту, во время праздников здесь совершали жертвоприношения. Рассказывали, что и в наши дни сельчане, отправляясь на соревнования (а в Кондоне сильная команда по северному спортивному многоборью) или на какой-нибудь конкурс, ставили бутылочку в изголовье сопки и просили Дракона об удаче. А еще старики строго-настрого наказывали: если пошел к «голове» сопки, ступай осторожно, не шуми, не трогай камни. «Хвост» тоже имел свою магическую силу. В прежние времена (возможно, не такие уж давние), если у женщины случались трудные роды, ее увозили в «хвост» сопки, веря, что Дракон облегчит ее страдания. С Кондонской средней школой тоже связано немало интересного. Да и сама история ее создания чего стоит. О ней рассказала нынешний директор Софья Дмитриевна Самар. В 1900 году собрались на сход представители местных стойбищ — Ямихта, Сорголь, Кондон, Синдан — и решили: нужно обучать своих детей и построить для этого школу. Всем мужчинам, кто платил казне подать, предписали принять участие в заготовке древесины. В общем, за два года всем миром школу, состоящую из одной комнаты, построили. Только вот незадача: не было в селе грамотных людей. Тогда самые отважные мужчины сели в лодки и отправились в дальнее плавание: по Девятке спустились к Горину, оттуда — к Амуру. Так и добрались до Нижней Тамбовки — в те времена центра Нижнетамбовской волости. Приехали и сказали как есть: мы построили школу, нужен учитель. Удивительно, но нашелся человек, который рискнул и отправился в Кондон. Это учитель Агеев. К сожалению, имя и отчество его никто не помнит, но вот чудом уцелевшая фотография симпатичного бородача находится сегодня в школе. Полмесяца добирался Агеев вместе со своей женой и восьмилетней племянницей на лодке до Кондона. Поселились прямо в школе, перегородив единственную комнату ширмой. Поначалу Агеева местный люд побаивался, а детишки кричали: «Амба, амба!». Им казалось, что к ним явился сам черт в обличье бородатого мужчины. Но постепенно страх прошел, и потекли будни кондонской церковно-приходской школы. Позднее первые ученики Агеева (а он прожил в Кондоне шесть лет) стали самыми грамотными людьми села. Среди них — первый председатель колхоза, председатель сельсовета, прокурор. Но это было позднее, в тридцатые годы, когда в Кондоне установили советскую власть и на смену церковно-приходской школы пришла «Красная юрта». Представители новой власти — А. Путинцева, Е. Пякхель и М. Каплан также занимались образованием аборигенов, и среди их выпускников, к примеру, первый нанайский поэт Аким Дмитриевич Самар. Спустя десятилетия портрет кондонской школы стал совсем иным. Пережив отрыв от своих корней, осознав, как важно вернуться к ним, педагоги уже несколько лет работают по программе «Возрождение»: учат детей родному языку, дают азы традиционной культуры нанайцев, развивают национальные виды спорта. И вот что самое главное. Если прежде школьники даже во время выступлений стеснялись надеть национальную одежду, сегодня они с гордостью облачаются в расшитые халаты и рубахи. Они уже понимают, сколь бесценно наследие их народа. Жаль, что не слишком радостная судьба оказалась у местного этнографического музея, в коллекции которого находились редкие экспонаты. Два раза его жестоко грабили, забрав практически все ценное. Сегодня музей стоит с замурованными окнами. В этом полумраке хранится уникальный макет жилища, стены которого обмазаны глиной — летнего домика. А еще уцелела редкая коллекция ритуальной скульптуры. И все же в чем секрет этого нанайского села, которое на фоне многих других выглядит крепким, благополучным именно с точки зрения духовности? Я задала этот вопрос Любовь Федоровне Самар, потомственной вышивальщице, директору музея и руководителю театрального кружка при местном клубе. Она сказала: «Секрет Кондона, наверное, в его людях». Да, конечно же в людях, которые сохранили лицо села, не вырубили великолепные березы. Остальные же штрихи дорисовала сама природа, подарив речку Девятку, красивый берег и священную сопку. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|