Когда оружие приводит к храму

Казалось бы, какое нам дело до римских легионеров, ордынских батыров и немецких ландскнехтов, некогда рубившихся тяжелыми мечами? Но многие мужчины до седых волос зачитываются историческими романами о тех славных временах, а порой и создают военно-исторические клубы, мастерят «старинное» оружие и даже разыгрывают батальные сцены, облачившись в доспехи былых эпох.

Доспехи и оружие, разумеется, бутафорские, вызывающие порой снисходительную улыбку. Но иногда встречаются настоящие мастера-оружейники, которые, если бы жили в стародавние времена, наверняка бы обзавелись собственной кузницей, заложили бы в устье горна магический кирпич с отпечатком ладони и на клинки и латы свои ставили бы затейливое клеймо. Один из таких умельцев живет в Хабаровске. И жена у него тоже мастерица, может воссоздать и старинное японское кимоно, и домотканую рубаху русского витязя.

Только не подумайте, что для этих и прочих доспехов и оружия Сергей Романов использует папье-маше, фанеру и пластмассу.

Доспехи и оружие точнейшие, вплоть до заклепок, рукояток и веса. Разве что клинки и наконечники алебард, пик и штыков не заострены.

Конечно, выбирая профессию модельера, Светлана Романова и не предполагала, что в будущем ей придется снимать мерку не только с милых и изящных барышень, но и с... грозного покорителя Сибири Ермака, точнее, его скульптуры, что хранится в Дальневосточном художественном музее, и это необычное задание поручил ей муж Сергей, профессиональный художник-бутафор, решивший воссоздать доспехи легендарного землепроходца.

А Сергей никогда не опускался до халтуры, и картонный шлем на голове какого-нибудь бравого молодца, участника спектакля или театрализованного представления, всегда вызывал у него грустную улыбку. К тому же тогда, в Белгороде, наступил как бы творческий застой, нужна была подпитка извне. Потому в восемьдесят пятом он и перебрался в Хабаровск, где тогдашний директор театра юного зрителя С. Ю. Черепанова пообещала то, что необходимо художнику, — хорошо оборудованный бутафорский цех и свободу творчества. Светлана Юрьевна потом не раз с удовольствием говорила: ну вот, перетянула в наш город настоящего мастера, постановщика к тому же!

Да и сам Сергей тепло вспоминает шесть лет работы в Хабаровском ТЮЗе. Была у него тогда задумка поставить свой спектакль по рассказу японского писателя Акунагавы о доблестном самурае, лишившемся в бою головы. И хотя сюжет жутковатый, рассказ этот исполнен высокого гуманизма, изящества и даже духовности оружия, его эстетики. Кстати, именно тогда Сергей и приобщил к оружейному делу свою жену Светлану.

— Конечно, — шутит она, — мне как модельеру приходилось осваивать и шитье современной спецодежды — пожарной там или военной, но чтобы кимоно самураев...

Да, великолепные кимоно, воссозданные по старинным гравюрам, это, согласитесь, здорово! Не случайно Канаи-сан, директор Токийского молодежного театра, познакомившись с работами Светланы и Сергея Романовых, лишь восхищенно развел руками. В память о том несостоявшемся спектакле у Сергея хранятся великолепные копии самурайских мечей и доспехов, изготовленные им с особой тщательностью. Быть может, когда-нибудь они пригодятся.

А вообще с годами Сергей Романов все больше тяготеет к православию, русской культуре и оружию предков. Работая в музее Дальневосточного военного округа, собрал парней, интересующихся изготовлением «старинного» оружия. Тогда же его пригласили в одно из книжных издательств в качестве консультанта, где он вместе с педагогом и литератором Павлом Белых и другими парнями создал военно-исторический клуб «Град Китеж». Но просто заниматься фехтованием, пусть даже в отличных доспехах, Сергею показалось скучновато. Поэтому он и участвовал в массовках ансамбля ДВО, хотя и скептически поглядывал на картонные шлемы тамошних «богатырей»: у него-то доспехи были настоящие! В одном из массовых театрализованных представлений под открытым небом он даже чуть было не попал под лошадь, «свирепого ордынца». Что ж, и на театральной войне, как на войне!

И к делу своему, как и положено мастеру, Романов относится уважительно, без халтуры и профанации, которые, к сожалению, свойственны некоторым рукодельцам, делающим бизнес на старинном оружии и его копиях. Для него пивные, ресторанные шоу и прочие развлекалочки с девицами в декоративных кольчужках и накачанными парнями, изображающими римских легионеров и тевтонских рыцарей, это позорище и издевательство над оружием.

А то, что оружие предков, обращенное во благо, для защиты Отечества, духовно, Сергей не сомневается. И еще он считает, что военно-исторические клубы, переживавшие бум в начале девяностых годов, стали разваливаться, когда назрел конфликт между духовным и материальным, стал нарушаться кодекс профессиональной чести. Вот и Сергей Романов по доброте душевной не раз делился секретами с теми, кто позднее выдал их... за свои, быстрехонько и, разумеется, не с таким качеством смастерив доспехи для оформления одного из хабаровских кафе. Знаете ли, коммерция — дело шустрое, где уж тут профессиональная этика...

Впрочем, речь не об этом, а о мастере-оружейнике Сергее Романове, его жене-рукодельнице Светлане, их друзьях Павле Белых, Петре Рванове и других парнях и девушках, для которых вера и оружие предков, славянские корни — не пустой звук. Благодаря им и выстоял военно-исторический клуб «Град Китеж», самый квалифицированный и заметный среди хабаровских объединений любителей-оружейников. Были и другие группы, хотя в целом, считает Сергей Романов, этот процесс сейчас находится в кризисе.

И все же, считает Сергей, оружейное дело, дополненное поисковой работой и умелой режиссурой, способно подарить яркие и незабываемые моменты, превратиться в большие театрализованные представления и праздник души, как говорили в старину. И, разумеется, способствовать духовному и патриотическому воспитанию, что в клубе «Град Китеж» считается главным. Поэтому они частые гости на погранзаставах, где богатырские игрища в великолепных доспехах, да еще с приемами славяно-горицкой борьбы, не уступающей по разнообразию приемов джиу-джитсу и карате, особенно смотрятся! И вообще, добавляет Сергей, старинное оружие для нас — это не забава, а возможность приобщиться к культуре и традициям предков, если хотите — дорога к храму, к православной вере, к надежде...
Владимир ИВАНОВ,
старший научный сотрудник Хабаровского музея археологии.
Фото автора