Театральные деятели Дальнего Востока 1890 — 1920 годы

Иван Макарович АрнольдовПринято считать, что дореволюционная театральная культура Дальнего Востока не выдвинула крупных имен актеров, режиссеров. Действительно, на нашей окраине не родилось Станиславских, Ермоловых, Мейерхольдов. Но провинциальные театральные деятели посильно выполняли свое предназначение, именно они были властителями дум хотя бы в пределах небольшого города, несли театральную культуру в самые отдаленные уголки региона.

Восстановить биографии театральных деятелей дореволюционного Дальнего Востока чрезвычайно сложно: текучесть кадров в антрепризе была явлением времени, связанным с особенностями организации театрального процесса. Многие из тех, кто начал театральную карьеру на Дальнем Востоке, добились признания уже в других регионах страны, при этом смена сценического псевдонима была явлением обыденным. Факты из биографий собирались автором этой статьи десятилетиями, по крупицам из воспоминаний, из периодической печати, в сравнении с другими исследованиями. Сегодня хочется рассказать о двух театральных деятелях, имена которых вписаны в историю развития театра на Дальнем Востоке.

Талантливая актриса и блестящий антрепренер

Мария Николаевна Нинина-Петипа — выдающийся представитель актерского искусства на Дальнем Востоке. Происходила она из знаменитой театральной династии Петипа, основателем которой стал балетмейстер Мариус Петипа. Мария Николаевна приходится внебрачной дочерью Мариуса Мариусовича Петипа, внучкой Мариуса Ивановича Петипа. Впервые на дальневосточной сцене Нинина-Петипа выступила в 1897 году в благовещенской труппе П. С. Станиславской. Очень скоро молодая актриса завоевала признание зрителей. Работала Нинина-Петипа по всему региону Дальнего Востока, но жила в основном во Владивостоке, и поэтому именно с этим городом связаны ее артистические достижения. Амплуа Марии Николаевны — драматическая героиня, ею сыграны многие роли этого артистического диапазона: Катерина в «Грозе» А. Островского, Татьяна «Татьяна Репина» А. Суворина, Симбирцева «Дама их Торжка» Ю. Беляева. Обладала она и высокими личностными качествами: предприимчивая, энергичная, она была зачинателем целого ряда благотворительных спектаклей, любительских объединений. М. Н. Нинина-Петипа имела высокий профессиональный статус, хабаровский рецензент писал о ней в 1899 году: «Впечатление, которое мы получили от ее игры ... вполне оправдало те лестные отзывы, которые мы читали о ней, и нам стали понятны те симпатии, которые г-жа Нинина-Петипа заслужила как во Владивостоке, так и в Благовещенске. Добросовестное, вдумчивое отношение к ролям, прекрасная, выигрышная для сцены наружность и талантливое, умелое исполнение делают ее игру привлекательной». Понятно, что талантливую артистку не могло удовлетворять положение драматического театра, и Нинина-Петипа предпринимает первую на Дальнем Востоке попытку создания Общедоступного театра во Владивостоке.

В 1903 году журнал «Театр и искусство» писал: «И во Владивостоке нашелся человек, который, сам истинно любя и зная сцену, сам будучи опытным и хорошим артистом, рискнул вступить в борьбу с местными нравами, желая поднять начинающее падать здесь значение драмы». Нинина-Петипа была не только талантливой актрисой, но и предприимчивым антрепренером. Именно она сделала в 1913 году ставку на театр миниатюр, сначала во Владивостоке, а затем в Хабаровске создала не только прибыльное, но и художественное предприятие. Коммерческая жилка была, по всей вероятности, присуща этой энергичной женщине, поняв успех нового дела (театры миниатюр стали появляться в столицах с 1908), Нинина-Петипа, не оставляя театрального предприятия в Хабаровске, организовывает свой театр миниатюр в Петровских линиях в Москве. В истории русского провинциального театра известны примеры, когда предприимчивые антрепренеры «держали» два города (казанско-саратовская антреприза М. Бородая), но чтобы Москву и Хабаровск одновременно, хотя бы и в течение одного сезона, это пример уникальный. Вероятно, Нинина-Петипа уже подумывала об отъезде с Дальнего Востока, и, открыв свой театр в Москве, в 1916 году перебралась туда. Но и в Москве Нинина-Петипа не потерялась, ее театр стал известен, прежде всего потому, что именно она открыла миру новое театральное имя — Александр Вертинский. Его первые выступления состоялись в Мамоновском театре, но предприимчивой антрепренерше с Дальнего Востока удалось перетянуть его в свой театр, где к исполнителю пришла широчайшая известность. Также Нинина-Петипа выступала и в качестве импресарио первых гастролей Вертинского в Европе. В 1918 году Мария Николаевна Нинина-Петипа покинула Россию вместе с первой волной театральных эмигрантов, не нашедших себя в новой, советской России.

Один из трех китов

Иван Макарович Арнольдов служил на Дальнем Востоке почти 25 лет. Это был очень крупный антрепренер, один из трех китов дальневосточного театрального дела: Арнольдов, Долин, Кумельский попеременно держали антрепризы в крупнейших дальневосточных городах. И. М. Арнольдов родился в Подольской губернии в 1870 году. Окончил Одесскую гимназию, поступил на сцену в товарищество артистов в городе Каменец-Подольском, служил в малоросской труппе Г. О. Деркача, М. Н. Строителева. Антрепренерскую деятельность Арнольдов начал с организации гастролей Рафаила Адельгейма, бывшего в ту пору мало кому известным артистом. Познакомились они в сезон 1896 — 1897 годов в Евпатории, где Арнольдов служил актером. «...мой импресарио Арнольдов предложил мне составить свою труппу, и работать с постоянным ансамблем. Эта мысль мне очень улыбалась и вполне совпадала с моими замыслами». Вскоре в труппу Рафаила вошел Роберт Адельгейм, с тех пор знаменитый дуэт братьев вел гастрольную деятельность. В сезоне 1897 — 1898 годов Арнольдов задолжал труппе и предложил перейти на товарищество, но возник скандал, труппа распалась, братья перешли к гастролерской деятельности с местными коллективами. Из «Словаря сценических деятелей, очевидно, что в 1898 — 1899 годах Арнольдов пытался держать антрепризу в Умани, Одессе, Симферополе, но потом вернулся к актерской деятельности. Активно работал в сибирском регионе, став одним из ярких актеров омской драматической антрепризы. В 1902 году И. М. Арнольдов и В. П. Варина ангажированы на летний сезон в антрепризу Иванова во Владивосток. И больше уже Арнольдов Дальний Восток не покидал, в 1904 году корреспондент «Театра и искусство» И. Миллер сообщает, что дела в харбинском театре идут неплохо, из труппы следует отличить «... г. Хохлова, хорошего комика, и самого Арнольдова (антрепренер — А. Ш.), актера, как говорится, на все руки». И уже через три месяца из Харбина в «Театр и искусство» приходит известие о том, что Арнольдов снял театр Коммерческого собрания, формирует опереточно-драматическую труппу на весь сезон из московских актеров, для чего туда выехал его уполномоченный. «По-видимому, Арнольдов думает окончательно основаться на Дальнем Востоке, так как им приобретено все театральное имущество бывшего антрепренера А. А. Иванова».

В 1906 году столичный журнал «Театр и искусство» опубликовал очерк режиссера А. А. Брянского «На Дальнем Востоке». Среди впечатлений, которые он вынес из службы, мы находим и рассказ о том, как, «по мнению местных жителей», нажил свое состояние антрепренер Арнольдов (на 1906 год 200 тысяч рублей). «Он был приглашен в качестве артиста в антрепризу, кажется, г. Иванова. После окончания сезона осталось несколько человек артистов, не имевших возможности за отсутствием средств выехать. Среди них был и г. Арнольдов. Раздобыв 300 р., Арнольдов пригласил в компанию некоего Вольского, оперного компримарио, и, составив таким образом капитал в 600 р. , снял городской театр на несколько спектаклей, но пошли дожди, сборов никаких, и 600 рублей исчезли. В это время в Хабаровске застряла труппа малороссов; Арнольдов предложил Вольскому опять в компании выписать их и вместе со своими артистами продолжать ставить спектакли. Вольский, напуганный потерей 300 р. отказался; тогда Арнольдов, перехватил где-то денег, поехал за малороссами, привез их в Харбин, и тут-то началась Калифорния — в продолжение всего лета он брал полные сборы, дело стоило ему гроши, и каждый день он клал в карман тысячи; закончив так блистательно сезон и нажив десятки тысяч, Арнольдов берет Коммерческое собрание на зиму и привозит оперетку, кстати, весьма слабую по составу. Однако сборы продолжали быть по-прежнему полные, одним словом, этот человек, не имевший три года назад ничего, в настоящее время обладает крупным состоянием. При такой удаче и отношения его к артистам должны были бы быть хорошими, но, по отзывам служивших у него, «он человек достаточно тяжелого характера».

Свое состояние Арнольдов нажил не только авантюрным путем, хорошо понимал он и выгоду работы с гастролерами. В разные годы своей антрепренерской деятельности на Дальнем Востоке он работал с Мамонтом Дальским, братьями Адельгейм, Константином Шорштейн. Иван Макарович Арнольдов остается на Дальнем Востоке вплоть до 1925 года, когда Советская власть стала активно привлекать старых «спецов» для организации новых театров. Арнольдову было поручено возглавить в объединенной краевой театральной организации «Труппу миниатюр и революционной сатиры». Труппа просуществовала недолго, вместе с ее исчезновением и теряются следы Арнольдова.

Анна Шавгарова,
театровед