Забытая история

Марии Степановне Бельды посвящается

О нанайском национальном театре

Мария Степановна Бельды (1916 г.р.), актриса Нанайского национально театраНачало

С 1936 по 1940 год в селе Найхин Нанайского района существовал уникальный коллектив — Нанайский национальный театр.

Он начинался с драматического кружка, который был создан в середине 1934 года в селе Найхин Нанайского района по инициативе комсомольцев. В декабре того же года, в дни, когда проходил Дальневосточный краевой съезд Советов, группа делегатов Нанайского района встретилась с первым секретарем Далькрайкома КПСС Лавреньевым и рассказала ему об идее создания Нанайского национального самодеятельного театра на базе этого кружка. По возвращении делегации Нанайского района с краевого съезда Советов были сделаны первые шаги по реорганизации драматического кружка села Найхин в театр. «Организатором» театра был назначен выпускник Института народов Севера (г. Ленинград) комсомолец Борис Ходжер. В его труппу вошли 16 человек — «лучших колхозников, из них большинство комсомольцев». В дальнейшем количественный состав труппы менялся. В конце же 1934 года, в условиях отсутствия финансирования и в силу характера назначенного «организатора» (в Институте народов Севера Борис Ходжер был активным участником театральных постановок, однако он и «там уже проявлял капризы») дело по созданию театра «не вышло», но Найхинский драмкружок сохранился.

К вопросу об организации Нанайского передвижного агитационного театра на базе драмкружка при клубе села Найхин районные власти вернулись осенью 193 года. 1 октября 1935 года Нанайский передвижной политтеатр наконец-то был создан. Перед новым театром Нанайский райисполком поставил задачу «поднятия и развития национальной и общей культуры» колхозников, рабочих и служащих четырех районов Дальневосточного края. Его основной учебно-производственной базой утвердили Найхинский колхоз «Красный путь». Общее руководство театром, а также его «хозяйственное и финансовое укрепление» были возложены на отдел народного образования Нанайского района, руководителем театра стал Петр Бельды, заведующим художественной частью Александр Оненко. В ходе становления молодого театрального коллектива произошла смена назначенных руководителей на истинных вожаков. Так, на роль организатора и начальника театра выдвинулся Байга (Сергей) Григорьевич Заксор — один из активистов нанайского комсомола.

В 1935 году коллектив самодеятельного театра имел в своем составе три группы: драматическую, хоровую, музыкальную.

Однако театр постоянно испытывал значительные финансовые и производственные трудности. В 1936 году на приобретение декораций, костюмов, париков, заработную плату требовалась дотация 70 тыс. рублей. Члены коллектива остро чувствовали потребность в повышении своего профессионального уровня.

Уже с 1937 года Нанайский национальный театр фактически считался учреждением, подведомственным Дальневосточному краевому управлению по делам искусств и должен был сдавать туда годовой отчет, хотя юридически это было оформлено позже. 1 октября 1938 года Президиум Далькрайисполкома (постановление № 1217) предложил краевому управлению по делам искусств ознакомиться с работой «самодеятельного Нанайского театра в с. Найхин», решить вопрос о включении его в сеть государственных театров и «оказывать систематическую помощь и руководство по развитию этого театра». С 1 января 1939 года приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР № 686 от 31 декабря 1938 года Нанайский национальный театр был преобразован из самодеятельного коллектива в профессиональный. Однако управление практически им не занималось, разве что присылаемые от случая к случаю специалисты из Хабаровска способствовали развитию пьянства. Материальная база у театра отсутствовала: не было собственного здания, реквизита, средств передвижения. Дотация из госбюджета в сумме 70 тыс. рублей не обеспечивала его нормальной деятельности.

Если в1936 году театр выезжал со своими постановками только в близлежащие села, то к 1940 году он значительно расширил географию своих гастролей. С искусством артистов из Найхина познакомились жители национальных пунктов Кур-Урмийского, Комсомольского, Ульчского, Нижне-амурского районов Хабаровского края. Они выступали в Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске и регулярно в селах Нанайского района. По деревням ездили на большой весельной лодке, в которой гребли 5 человек, или на «моторе».

Репертуар

Драматическая карьера Нанайского национального театра началась с постановки переведенной с русского на нанайский язык пьесы «Конго Пояхта» («Глухая трава»). Следующая пьеса — «Ми балаты» («Я помогу») была написана самими артистами на местном материале и рассказывала об эксплуатации русскими и нанайскими кулаками нанайских бедняков. Хоровая группа исполняла старинные нанайские и новые молодежные, бытовые песни: «Балана балдюка» («Старые жили давно, давно жили»), «Андоха эктэ на яух ху су» («За гостем, женщины, ухаживайте»), «Бу к да мари а па си пу» («Поедем — умирать не будем, учиться будем») и др. Музыкальная группа играла на мандолинах, гитарах, балалайках, исполняла 4 произведения собственного сочинения и около 10 — по народным мотивам и песням. Программа выступления самодеятельного театра завершалась музыкальным номером на оборонно-физкультурную тему.

В 1936 году в репертуаре Нанайского национального театра появились пьесы «Сайла» и «Канительная свадьба», написанные сотрудниками Нанайского комитета нового алфавита и представителями театрального коллектива. Сюжет пьесы «Сайла» являлся типичным для фольклорных произведений нанайцев. Новорожденную девочку Сайлу родители обручили с шаманом. Прошли годы, подошла пора идти ей жить в дом мужа, а она полюбила молодого охотника и рыбака по имени Морика. Поэтому убежала в тайгу и заблудилась. Там на нее напал тигр. Тигра играл один из артистов театра, перевоплощаясь в грозного хозяина тайги посредством желтого с черными полосами тканевого костюма. Сайлу нашел в лесу брат, привез ее домой, где ее вылечили. Пьеса заканчивалась свадьбой Сайлы и молодого охотника Морика. Для спектакля мама Марии Степановны Бельды, актрисы, игравшей Сайлу, сшила настоящий нанайский свадебный халат «сикэ».

Общественный резонанс этого спектакля был значителен. Во второй половине 30-х годов устои традиционного нанайского общества быстро разрушались под воздействием перемен, происходивших в стране. Зрители становились как бы соучастниками событий, проникались духом борьбы с традициями, вступившими в противоречия с реалиями нового общества. Наряду с созданными коллективным творчеством пьесами артисты театра разыгрывали на сцене фрагменты из традиционных обрядов нанайцев, небольшие сцены камлания, свадьбы, а также сцены из местной жизни.

По воспоминаниям актрисы театра Марии Степановны Бельды, для написания пьесы весь театральный коллектив собирался вместе. Посидев какое-то время молча, каждый рассказывал о своих идеях, их бурно обсуждали. Так рождались целые пьесы, песни и танцы. Репетировали в клубе на берегу Амура. Здесь же давали спектакли и концерты для местных жителей.

Нанайский поэт Андрей Александрович Пассар (1925 г. р.) на вопрос, видел ли он выступления Нанайского национального театра, ответил: «А как же! Мне даже было поручено встречать их. Я артистам цветы дарил». Было это в его родном селе Муху. Были в программе сцена о любви и история о девушке, которая пела, что не пойдет замуж за Торчи. По ходу развития сюжета на девушку напал тигр и забрал ее к себе в жены. Знакомое описание, не правда ли? Пьеса «Сайла» оставила в душе А. А. Пассара след на всю жизнь. Он до сих пор помнит, как заливисто смеялся во время выступления Тимофея Киле, исполнявшего в пьесе «Сайла» роль немого, влюбленного в главную героиню. Мимикой и жестами талантливый актер высмеивал старого шамана, намерившегося взять в жены юную девушку, рассказывал о своей безответной любви к Сайле.

Неизменным успехом пользовался у зрителей номер «Борьба нанайских мальчиков» в исполнении Чунчули Пассара. Замечательно пел нанайские песни Гензо (Андрей) Оненко — «красиво пел, разными голосами»: женскими за красавицу Пудин, мужским — за богатыря Мэргэна. В репертуаре хорового коллектива театра были песни «Нанайский вальс», «Мой край», «Эморон хэвэни», «Нярги боацани», частушки. Солировала Мария Степановна Бельды.

К 20-летию (1937 год) Великой Октябрьской социалистической революции в репертуаре театра появились отрывок из пьесы «Мятеж» и специальная концертная программа.

Действующие лица

В 1935 году в труппе Нанайского национального театра было 18 человек (из них 5 женщин), в 1938 году — 12, а в 1940 году Нанайский райком партии предложил расширить труппу до 25 человек.

Самой красивой и певучей актрисой театра была Мария Степановна Бельды. Она родилась в 1916 году в селе Найхин, в Нанайский национальный театр пришла в 1936 году. В августе 2001 года мне посчастливилось пообщаться с Марией Степановной. Она до сих пор живет в родном селе и очень любит смотреть различные телепередачи. Мне с некоторым усилием удалось отвлечь ее внимание от очередного фильма, который она смотрела вместе с внуком. Но, может быть, ей не хотелось вспоминать. Ведь никого из тех, с кем она играла в спектаклях, давно нет в живых.

Мария Степановна Бельды неизменно играла девушку Сайлу — главную героиню в одноименном спектакле театра. По воспоминаниям А. А. Пассара, когда родители сватали Сайлу за шамана, и согласно сценарию она исполняла печальную песню, на глаза у затаивших дыхание зрителей навертывались слезы, а напевам счастливой девушки подпевали.

В то время артистам театра присуждались категории, начинающим присваивали первую, а Мария Степановна Бельды имела третью. Она была не только ведущей актрисой, но и солисткой хоровой и танцевальной группы.

Актерами Нанайского национального театра были Чунчули Пассар, Михаил Киле, Ява Пассар, Нюра (Андреевна) Бельды, Дуня Гейкер, Уруска Гейкер, Матвей Николаевич Бельды, Тимофей Константинович Бельды и другие. Чунчули Пассар талантливо исполнял роли пожилых героев, шамана играл Тимофей Бельды.

Ведущие артисты одновременно были передовиками производства, среди них Даша Бельды, комсомолка, ударница, бригадир, делегат Хабаровского областного съезда Советов; Чунчули Пассар (Посар) комсомолец, ударник; Тимофей Бельды — комсомолец, ударник и др. Приведу здесь скупые строчки комсомольских характеристик на некоторых актеров театра. Артист Гейкер Уруска Кириллович родился в 1917 году, имел образование 4 класса, в 1939 году вступил в комсомол. Артист Бельды Кирилл родился в 1914 году, по социальному происхождению рыбак-охотник, образование 3 класса, член ВЛКСМ с 1932 года, в 1939 году стал кандидатом в члены ВКП(б). Режиссер театра Байга (Сергей) Заксор родился в 1916 году, по социальному происхождению рыбак-охотник, имел среднее образование, вступил в члены ВЛКСМ в 1933 году, стал кандидатом в члены ВКП(б) в 1939 году. Он учился в Ленинграде. В составе труппы была Евдокия Оненко, тетя М. З. Бельды. Во время представления она показывала гимнастические упражнения. Упоминавшийся выше комсомолец и ударник Тимофей (Кангавич) Бельды играл в струнном оркестре на баяне, Исара Пассар — на скрипке. Оба были музыкантами-самоучками: «с полета играли», по выражению М. С. Бельды.

В годы Великой Отечественной войны все мужчины, игравшие в Нанайском национальном театре, ушли на фронт. Многие из них погибли, в том числе Тимофей Кангавич Киле — муж Марии Степановны Бельды.

Эпилог

29 июня 1939 года художественным руководителем Нанайского национального театра был назначен режиссер Григорий Семенович Самарский. К сожалению, он подошел к работе в этом необычном театре с общими мерками. Последствия его творческой деятельности оказались катастрофическими. С одной стороны, под его руководством велась работа по актерскому мастерству. С другой — он кардинально изменил направление репертуарной политики. Из национального театра оказались изгнанными богатейший нанайский фольклор, песни, танцы, музыка, красочный национальный костюм. Они были «заменены переводными пьесами, плохо и неряшливо сделанным и обыденным костюмом, не отличающим нанайского актера от общей массы». В начале 1940 года в репертуаре Нанайского национального театра были небольшой отрывок «Врачебный долг» из пьесы «Очная ставка», «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Платон Кречет», «Без вины виноватые» А. Н. Островского и пьеса, посвященная событиям Гражданской войны. Хабаровское краевое управление по делам искусств оценило работу С. Г. Самарского в следующей формулировке: «Театр доведен до полного развала». Он был снят с поста художественного руководителя. Чтобы исправить сложившееся положение, начальник управления по делам издал приказ, в котором говорилось о восстановлении репертуара театра, созданного на основе народного творчества нанайского народа.

В целях оказания помощи театру в создании своеобразного народного репертуара, отражающего радостную жизнь нанайского народа, его лучших людей-стахановцев сельского хозяйства, рыбной промышленности, охоты и др. Было предложено командировать с 15 мая в Нанайский район бригаду из представителей управления по делам искусств, Союза писателей, художников, музыкантов сроком на один-полтора месяца и т. д.

Режиссером Нанайского национального театра был назначен Б. Ф. Зац, директором Ч. Н. Ходжер. Но новые руководители уже не могли спасти театр. И хотя в 1940 году был поставлен спектакль «Народу правду», который получил «положительную оценку общественности района», Хабаровское краевое управление по делам искусств поставило перед крайкомом партии вопрос о ликвидации Нанайского национального театра.

Действительно ли «театр зашел окончательно в тупик» или за этим крылось простое нежелание тратить силы на работу с непростым явлением, требующим повышенного внимания ввиду непрофессионального коллектива и национальной специфики?

Возможно, не последнюю роль в ликвидации Нанайского национального театра сыграло его местонахождение. В условиях отсутствия хорошей дороги дело порой доходило до анекдотических ситуаций. В январе 1940 года завотделом народного творчества краевого управления А. Г. Браммер был направлен в Найхин с инспекционной проверкой. Но из-за пурги он доехал лишь до 105-го км и вернулся в Хабаровск. Так и не увидев выступления найхинских артистов, он обрушился на театр с резкой критикой на краевом совещании директоров и художественных руководителей театров края. «Если театр ничего не дает», — заявил он с трибуны, — такой театр вредный". Ни одного доброго слова в адрес Нанайского национального театра из уст Арона Григорьевича не прозвучало. В вину театру ставилось отсутствие профессиональных актеров, низкий уровень грамотности артистов.

Рисунок Г. ПавлишинаНанайский райком ВКП(б) выступил против ликвидации Нанайского национального театра. Секретарь райкома апеллировал к секретарю Хабаровского краевого комитета ВКП(б) Боркову, однако ... Не знаю, что склонило чашу весов не в пользу уникального театра, но с 1 августа 1940 года он был преобразован в Дом народного творчества Нанайского района.

Такова история первого и пока единственного профессионального театра коренных народов Дальнего Востока России.

Автор выражает благодарность Марии Степановне Бельды, Андрею Александровичу Пассару, Несульте Борисовне Гейкер, Михаилу Зоросовичу Бельды, Зинаиде Николаевне и Константину Мактовичу Бельды, директору краеведческого музея Нанайского района Ларисе Петровне Пассар за помощь, оказанную в подготовке данной статьи.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова