Чаша, опрокинутая в зрительный зал

О Приморском драматическом театре им. Горького хабаровские театралы наслышаны. Те, кто имеет возможность бывать во Владивостоке, видели спектакли театра, посещение которого входит в обязательную программу всех приезжих. Однако для многих из нас творчество ближайших соседей до недавнего времени оставалось тайной за семью печатями. И вот, наконец, коллектив единственного на Дальнем Востоке академического театра в мае 2001 года приехал в Хабаровск.

Открылись приморцы спектаклем по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», ставшим, по общему мнению, визитной карточкой театра. Спектакль-покаяние, в котором счастливым образом совпало все: зрелая режиссура заслуженного деятеля искусств России Ефима Звеняцкого, образная сценография Владимира Колтунова, музыка Дерри Бола из мюзикла «Скрипач на крыше», хореография Андрея Нартова и удивительные актерские работы, которые запомнились и полюбились с первых минут. В спектакле наряду с признанными мастерами Владимиром Сергияковым, Александром Славским, Светланой Салахутдиновой, Александром Запорожцем работают и те, кто только собирается влиться в труппу — студенты Дальневосточного института искусств, принимая участие в массовых сценах.

Всю труппу хабаровчане также могли видеть и в другой этапной работе театра — спектакле по пушкинской трагедии «Борис Годунов», который Звеняцкий поставил к 200-летию со дня рождения поэта.

Можно много говорить о красоте царских одеяний, о великолепном парчовом заднике, о боярских шубах, о шапке Мономаха (Звеняцкий не зря подчеркивал, что ставить дорогие спектакли — это для него принципиально), однако главной темой спектакля остается больная измученная совесть. Борис Годунов в исполнении заслуженного артиста России Александра Славского вызывает сочувствие и сострадание.

И еще одна горинская история в постановке Звеняцкого — трагикомедия «Забыть Герострата». Вообще творчество Горина занимает особую страницу в репертуаре коллектива, ибо коллизии, лежащие в основе его драматургии, перекликаясь с современностью, узнаваемы и вечны. В работе театра последняя пьеса Горина «Шут Балакирев», которую приморцы собираются показать в Москве на фестивале горинских пьес.

Стоит упомянуть и о мюзикле «Биндюжник и король», который вот уже двенадцать лет не сходит со сценических подмостков и который в 1995 году был показан на фестивале, посвященном 100-летию театрального искусства на Дальнем Востоке. За 12 лет в спектакле сменилось не одно поколение исполнителей, но он по-прежнему живет и покоряет азартом всех без исключения его участников. Пьеса, положенная в основу спектакля, создана по мотивам произведений Исаака Бабеля, и, думаю, тот, кто посмотрел этот мюзикл, «забыл на время, что на носу у него очки, а в душе осень».

Несколько особняком стоит спектакль по пьесе Надежды Птушкиной «Рождественские грезы» — немного старомодная сказка о современной Золушке и одиноких сердцах трех женщин, которые обрели смысл и счастье, пока одна из них не умерла. В этом спектакле, поставленном актером театра Андреем Бажиным, нет эффектных сцен, богатого оформления. Зато есть замечательные актеры, которые поведали нам свою историю немного грустно, немного иронично, с ностальгией по тому старому доброму театру, который встречается все реже.

Спектакли, которые приморские артисты привезли на суд хабаровчан, — это лишь часть репертуарной афиши театра им. Горького. Однако знакомство с творчеством коллектива еще раз убеждает в том, что театр — это не отдельные, пусть даже очень талантливые, режиссерские изыски и эксперименты, а единство многих компонентов, начиная с актеров и заканчивая работой самой скромной закулисной службы. «Театральной географии не существует, — уверен художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. — Если чаша происходящего на сцене опрокидывается в зрительный зал, значит, мы не зря существуем. А это произошло здесь, в Хабаровске».

Александра ПЛАТОВА