Волшебный театр Михаила Шемякина

«Мощное искусство Шемякина сродни театру, необычному и непредсказуемому. В этом театре, в котором изобилуют маски и так прихотливы пересечения линий, и так озадачивают краски, и столько кажущегося хаоса — на самом деле господствует внутренний порядок и разумная цель, и под масками обитают вполне доступные трагедии и вполне достойные надежды».

Б. Окуджава, Москва, 1989г.

 

Михаил ШемякинВ интерьерах Дальневосточного художественного музея можно увидеть удивительные произведения художника, чья причудливая фантазия и загадочные образы неизменно привлекают внимание посетителя. Имя автора этих произведений — Михаил Шемякин.

Шемякина-художника воспитал Петербург — город мистический и прекрасный. Город богатой истории и неразгаданных тайн. Город Великого Петра с весельем ассамблей, маскарадов, фейерверков и всяческого шутовства. Именно Петр, по выражению Д. С. Лихачева, «Россию, как сценическую площадку, придвинул к самому краю своего государства: смотрите, любуйтесь через огромную оркестровую яму Балтийского моря. И сам выглядел как маскарадная фигура: огромного роста, преображающийся в простых людей: плотников, бомбардира, но и в императора...». С тех самых пор Европа и весь мир наблюдали не только бравые парады, но и любовались русскими балетами, наслаждались операми и выставками.

Весна священная. 1984 г.Творчество Михаила Шемякина своими корнями глубоко уходит в историческую почву. Созданные им образы вызывают прямые ассоциации с формами ушедших эпох и всегда театральны. Маски и костюмы, жесты и позы неизменно создают ощущение театрального действа. Исторический театр Шемякина, воплощенный в сериях «Карнавалы Санкт-Петербурга» и «Стравинский», исключительно достоверен. Это стало возможным благодаря серьезной исследовательской деятельности автора.

С упорством настоящего ученого Михаил Шемякин изучает искусство различных эпох, проникая в самую его сущность и структуру. Результатом колоссальной научной деятельности стала уникальная коллекция репродукций и фотографий предметов искусства, научно систематизированная и прекрасно описанная. За создание этого архива Михаил Шемякин получил почетную докторскую степень Университета Сан-Франциско (1984) и Европейской академии искусств (1986).

Дама с гранатом. 1976 г.Интерес к творчеству художника Шемякина на Западе и в России проявляют самые авторитетные критики и эксперты. Его произведения экспонировались во всех столицах мира, в престижных галереях и лучших музеях. И зрители, и специалисты неизменно отмечают необычайность образов, богатый декор, четкий и ясный рисунок, оригинальную форму, сложность пространства, насыщенность цвета и безграничную творческую фантазию художника.

В 1994 году в рамках программы «Русское зарубежье» в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка произведений Михаила Шемякина из собрания Александра Глезера. А в 1997 году по приглашению самого автора сотрудники музея посетили его мастерскую в Нью-Йорке. Именно тогда художник передал в дар дальневосточному собранию ряд своих произведений, а также книги по искусству для музейной библиотеки. Не так давно эти работы экспонировались на выставке новых поступлений, посвященной 70-летию создания Дальневосточного художественного музея. А сегодня и читателям «Словесницы» представилась редкая возможность ощутить себя зрителями волшебного театра русского художника Михаила Шемякина.

Светлана СОЛОВЬЕВА,
ведущий научный сотрудник ДВХМ, завотделом современного искусства