Северные фантазии Николая Менцера

Николай МенцерНиколай Николаевич Менцер (1910–1997), дальневосточный композитор и фольклорист, заслуженный деятель искусств РСФСР, был человеком огромной жизненной энергии. Он объездил почти весь Дальний Восток, не обходя вниманием даже самые отдаленные районы, и привозил из своих путешествий жемчужины этнической музыки. Потом он на их основе сочинял рапсодии, сюиты, симфонии, и в больших концертных залах звучали песни старой яранги, эвенкийские мелодии, маршевые эскимосские ритмы...

С детства полюбив музыку, Н. Н. Менцер не оставил ее даже в самые тяжелые дни своей жизни. Его музыкальный калейдоскоп, засиявший разными красками в Нижнем Поволжье, набирал силу и сложился в необыкновенную картину, наполненную национальным колоритом на Дальнем Востоке. С 1954 года, после гонений (немец!) в годы Великой Отечественной войны, он наконец-то смог свободно посвятить себя творчеству.

Николай Николаевич Менцер родился в Астрахани в самой обычной семье. Отец, Николай Николаевич Пономарев — слесарь, мать, Лидия Ивановна Менцер — портниха. Увлечение Николая музыкой всячески поддерживалось и развивалось матерью, а вот отца мальчик почти не знал. Николая Пономарева призвали в армию в 1914 году, он долго считался без вести пропавшим, а когда вернулся в 1922-м, ушел из семьи. Это наложило особый отпечаток на детство и юношество Николая Николаевича.

Время было тяжелым. В Нижнем Поволжье разруха — последствие интервенции и Гражданской войны. Менцер поступил в школу-девятилетку имени Клары Цеткин и в музыкальную школу по классу скрипки, но после восьмого класса ему пришлось пойти работать. В 1927 году Николая приняли скрипачом в кинотеатр в системе Управления зрелищных предприятий. Именно в первые годы самостоятельной жизни он пробует себя как композитор, занимается импровизацией, но вскоре ощущает нехватку глубоких, фундаментальных знаний и в 1929 году поступает в Саратовский музыкальный техникум.

Н.Н. Менцер с преподавателем музыки И.Н. Романовским. 1929 В Саратове, где ему приходилось не только учиться, но и работать, Менцер попал в класс скрипки профессора В. И. Зайца, который помог молодому музыканту с устройством на работу, с жильем, приютив его даже на некоторое время у себя в доме. Именно В. И. Зайц окончательно убедил ученика посвятить себя творчеству. С первого курса техникума Николай Менцер участвовал в ученическом квартете, где был первой скрипкой, а в 1931 году поехал в Москву, чтобы продолжить свое образование. Вначале в Третьем показательном государственном музыкальном техникуме1, позднее в областном техникуме при консерватории.

Годы учебы в Москве, с 1931-го по 1933-й, были напряженными и творчески наполненными: Николай Менцер проникал в тайны композиторского мастерства. С 1933 года молодой музыкант руководил оркестром передвижного коллектива Московского драматического театра МГСПС2 и работал в МТЮЗе3 в качестве скрипача. Переломным в творческой судьбе Менцера стал 1935 год: он встретился с заслуженным артистом РСФСР Гаврилой Владимировичем Гловацким, который набирал в Москве творческие кадры для Камчатского областного драматического рабочего театра и смог увлечь Менцера перспективой работы на Дальнем Востоке. В этом же году Николай Николаевич получил приглашение на работу в областной драматический рабочий театр4 в Петропавловск-Камчатский в качестве заведующего музыкальной частью. Здесь композитор впервые познакомился с самобытным музыкальным искусством камчатских этносов: коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Так началось его долгое путешествие в мир этнической музыки коренных народов Севера, которое продолжалось всю жизнь Николая Менцера.

Дальневосточный симфонический оркестр на гастролях в г. Южно-Сахалинске. Н.Н. Менцер во втором ряду первый справа. 1964 На Камчатке Менцер работал в театре, на радио, где заведовал музыкальным вещанием и руководил небольшим оркестром. Композитор писал музыку к спектаклям драматического театра: «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Путь далекий» Н. Шестакова, «Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше, «Таня» А. Арбузова, и одновременно участвовал в концертах как солист и ансамблист. Работал в струнном ансамбле, активно поддерживал самодеятельные театральные коллективы, а в 1936 году организовал музыкальные классы, куда приходили дети из школьной самодеятельности. Спустя год по камчатскому радио состоялась трансляция выступления оркестра народных инструментов под руководством Н. Н. Менцера, где играли камчадалы, коряки, чукчи, эскимосы — учащиеся культпросветшколы.

В 1941 году Менцер переехал во Владивосток на работу в Приморский комитет радиоинформации, но вскоре его жизнь круто изменилась. Причиной стала его национальная принадлежность. Приказом Ленинского райвоенкомата Владивостока Приморского края с 25 февраля 1942 года Николая Менцера выслали в Верхнебуреинский район. Музыкант и композитор стал спецпоселенцем. В поселке Чегдомын он строил Дом культуры, позднее ему позволили работать по специальности — вести музыкальные кружки и участвовать в зрелищных мероприятиях Умальтинского рудника. Среди таких же спецпоселенцев оказалось немало творческих людей. Вместе с Рудольфом Федоровичем Краузе Николай Николаевич собрал группу людей, умеющих играть на музыкальных инструментах, и они создали оркестр. В феврале 1948 года по ходатайству краевого радиокомитета спецпоселенцу Менцеру разрешили работать в симфоническом оркестре радиокомитета и театре музыкальной комедии в Хабаровске. Но буквально через год в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР, запрещавшим немцам возвращаться к прежнему месту жительства, вернули в Верхнебуреинский район, в поселок Чекунда, где он был принят на работу калькулятором в отдел рабочего снабжения Бурейшахтостроя. И только в 1951 году композитор смог переехать в Хабаровск: он стал работать в симфоническом оркестре Хабаровского радио, а также концертмейстером и дирижером оркестра Хабаровского театра музыкальной комедии.

Концерт симфонического оркестра Хабаровского краевого радиокомитета на заводе «Энергомаш». Выступает диктор радиокомитета Д.А. Сугробкин. Н.Н. Менцер в первом ряду справа. 1950-е Служа искусству, Николай Николаевич Менцер оставался спецпоселенцем, и каждое его движение контролировалось спецкомендатурой. На период гастролей первая скрипка театрального оркестра получала маршрутный лист, от которого нельзя было отклоняться. А по приезде в каждый населенный пункт надлежало делать отметки в спецкомендатуре о прибытии и убытии. Театральное руководство давало поручительство за Менцера в том, что Постановление № 5 Совета народных комиссаров СССР от 8 января 1945 года о правовом положении спецпоселенцев им не будет нарушено. Управление МГБ по Хабаровскому краю в свою очередь секретной почтой направляло в свои подразделения уведомления о предстоящих гастролях по пути следования театра — для взятия на временный учет опального скрипача. Лишь в 1992 году Николай Николаевич Менцер был реабилитирован.

Но даже такое унизительное положение не могло остановить этого творческого и энергичного человека. С 1954 года начались его путешествия по национальным селам, в которых он собирал неповторимые образцы песен и инструментальных наигрышей коренных народов. В этих поездках он черпал вдохновение, с которым позднее создавал музыкальные произведения с этническими мотивами. Увлечение этномузыкой развивалось параллельно с работой в Дальневосточном симфоническом оркестре, где Менцер был концертмейстером группы альтов. Этот период творчества принес ему полное признание, в первую очередь, в области музыки, созданной на основе песенного (реже инструментального) фольклора: «Ночная песня» — нанайская (слова А. Пассара), «Желтый песочек» — корякская (слова народные), «Великому другу» — ульчская (слова П. Дечули), «Моя песня» — нивхская (на собственные слова).

Николай Николаевич был частым гостем в национальных селах Хабаровского края — Булаве, Троицком, Богородском, Найхине, Дальже, Гвасюгах, Нижних Халбах и др. Композитор записывал песенные напевы и песни от исполнителей старшего поколения. Среди них негидальская сказительница Евдокия Иннокентьевна Спиридонова, старая ульчанка Ольчи Алтака. Знакомство с ульчем Петром Леонтьевичем Дечули, представителем сравнительно молодого поколения, позволило композитору узнать современный приамурский фольклор. И еще Николай Менцер поддерживал художественную самодеятельность национальных сел во время ежегодных празднеств и фольклорных экспедиций. В январе 1960 года состоялся большой авторский радиоконцерт Менцера, а осенью его приняли в Союз композиторов РСФСР.

Дальневосточные композиторы. Слева направо: Б.Д. Напреев, Ю.Я. Владимиров,  Н.Н. Менцер. 1960-е Неугомонная энергия Николая Николаевича требовала новых дел. Он делал попытки сформировать национальный ансамбль в нанайском селе Троицком. В 1966 году при Дальневосточном отделении Музыкального фонда СССР с его помощью образован женский вокальный ансамбль «Мелодии Севера», который с большим успехом гастролировал по краю. Репертуар ансамбля состоял преимущественно из обработок народных песен. В 1970 году Н. Менцер организовал вокальный ансамбль при училище искусств. Его не покидала идея создать профессиональный национальный ансамбль, и ансамбль должен был по замыслу композитора стать его основой. К сожалению, и на этот раз причины нетворческого порядка помешали осуществить мечту. Однако Менцер не оставил идею создать такое учреждение, которое сохранило бы богатство народного песнетворчества. Он много ездил по Дальнему Востоку, записывал, помогал самодеятельным коллективам, выступал в печати, на радио и телевидении, читал лекции, готовил доклады для научных конференций, находился в контакте со многими советскими и зарубежными учеными.

Участвуя в творческих конкурсах, песни Николая Менцера «По ягоды» (свободная обработка удэгейской мелодии), «Мелодии города» на стихи А. Карасика, «Прилетят весною птицы» на стихи Э. Линаск, «Баллада о Севере» на собственные стихи были признаны лучшими и отмечены премиями. Композитор создал много произведений в самых разных жанрах на фольклорном материале. Среди них «Эвенкийская рапсодия» (1958), сюита в четырех частях «Нивхские сюжеты» (1959), концерт для скрипки с оркестром в трех частях (1962), «Танцевально-игровая сюита» в трех частях (1965), «Ульчская сюита» в трех частях (1966), негидальский танец «Ходзё», симфоническая картинка «Катока» (1965), «Амурские фрагменты» (1966), неоконченная оперетта «Девушка из Найхина», балет «Анга» (в соавторстве с С. Томбаком и Ф. Садовым) по нанайской сказке, симфоническая поэма «Чайка и Буревестник» (1969). В сборник «Мой край» вошли песни Менцера «Мой край», «Нанайская рыбацкая», «Каюрок», песни «Удэгейские девушки», «Лодочка», «Край любимый», «Чикченку» и др.

Чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» («Рассвет»). 1977Особая страница в творческой биографии композитора — работа в чукотско-эскимосском ансамбле «Эргырон» («Рассвет»)5. Мечта Менцера о создании профессионального национального ансамбля сбылась. С 29 июля 1968 года по июнь 1970 года Н. Менцер являлся главным дирижером и музыкальным руководителем «Эргырона». Артистами ансамбля становились молодые чукчи и эскимосы — выходцы из самодеятельности и выпускники Магаданского и Петропавловского музыкальных училищ. В состав ансамбля вошли небольшая вокальная группа, инструментальный ансамбль из пяти человек и танцевальная группа. В первые месяцы была подготовлена программа, в которой прозвучали написанные на основе чукотского и эскимосского фольклора инструментальные произведения Менцера: «Маршевые ритмы эскимосов», «Северная фантазия», «Оленьи гонки»; песни «Просторы тундры», «Эймитгэкэй»; танцы «Руки чукчанки», «Танец радости». И даже уйдя на пенсию в 1970 году, Н. Менцер не порывал творческих связей с «Эргыроном». Принимал участие в работе над второй (1972) и третьей (1975) программами ансамбля, написал «Женские танцы Чукотки», песни, вокальные партии, обработки и оригинальные сочинения, базирующиеся на чукотском и эскимосском фольклоре. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1981 году за заслуги в области советского музыкального искусства Николаю Николаевичу Менцеру присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1997 году Николай Николаевич Менцер ушел из жизни. В Хабаровске, на доме по улице Ленина, где композитор прожил 35 лет, в 2004 году установили мемориальную доску. В 2002 году вдова Н. Н. Менцера передала в Государственный архив Хабаровского края его личные документы и нотные рукописи.

Марина САМЫНИНА
Фото из Госархива Хабаровского края


  1. С 1936 года — Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, ныне Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных, структурное подразделение Академии имени Гнесиных. ?
  2. Московский театр профсоюзов, ныне Государственный академический театр имени Моссовета. ?
  3. Московский ордена Трудового Красного Знамени театра юного зрителя (Московский театр юного зрителя). ?
  4. Камчатский областной рабочий театр (КОРТ) открылся 21 апреля 1933 г. Ныне Камчатский областной театр драмы и комедии. ?
  5. Н. Н. Менцер — один из основателей и первых руководителей чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон». В 1974 г. ансамблю присвоен статус государственного, в 2000 г. постановлением губернатора Чукотского автономного округа ансамбль «Эргырон» включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Чукотки. ?