- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Адвокат ительменов
- Записки о «розовом городе»
- Живое слово
- Северная Даурия*
- Письма Арсеньева
- Исследователь живых языков
- Северные фантазии Николая Менцера
- Визит к шаману
- Праздник Белого медведя
- Попытка узнать свою страну
- В сотый раз подняться на вершину
- Путешествие в двух измерениях
- Под синим шелком иерусалимских небес
- Аюттая — средневековая столица Сиама
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
С детства полюбив музыку, Н. Н. Менцер не оставил ее даже в самые тяжелые дни своей жизни. Его музыкальный калейдоскоп, засиявший разными красками в Нижнем Поволжье, набирал силу и сложился в необыкновенную картину, наполненную национальным колоритом на Дальнем Востоке. С 1954 года, после гонений (немец!) в годы Великой Отечественной войны, он наконец-то смог свободно посвятить себя творчеству. Николай Николаевич Менцер родился в Астрахани в самой обычной семье. Отец, Николай Николаевич Пономарев — слесарь, мать, Лидия Ивановна Менцер — портниха. Увлечение Николая музыкой всячески поддерживалось и развивалось матерью, а вот отца мальчик почти не знал. Николая Пономарева призвали в армию в 1914 году, он долго считался без вести пропавшим, а когда вернулся в 1922-м, ушел из семьи. Это наложило особый отпечаток на детство и юношество Николая Николаевича. Время было тяжелым. В Нижнем Поволжье разруха — последствие интервенции и Гражданской войны. Менцер поступил в школу-девятилетку имени Клары Цеткин и в музыкальную школу по классу скрипки, но после восьмого класса ему пришлось пойти работать. В 1927 году Николая приняли скрипачом в кинотеатр в системе Управления зрелищных предприятий. Именно в первые годы самостоятельной жизни он пробует себя как композитор, занимается импровизацией, но вскоре ощущает нехватку глубоких, фундаментальных знаний и в 1929 году поступает в Саратовский музыкальный техникум.
Годы учебы в Москве, с 1931-го по 1933-й, были напряженными и творчески наполненными: Николай Менцер проникал в тайны композиторского мастерства. С 1933 года молодой музыкант руководил оркестром передвижного коллектива Московского драматического театра МГСПС2 и работал в МТЮЗе3 в качестве скрипача. Переломным в творческой судьбе Менцера стал 1935 год: он встретился с заслуженным артистом РСФСР Гаврилой Владимировичем Гловацким, который набирал в Москве творческие кадры для Камчатского областного драматического рабочего театра и смог увлечь Менцера перспективой работы на Дальнем Востоке. В этом же году Николай Николаевич получил приглашение на работу в областной драматический рабочий театр4 в Петропавловск-Камчатский в качестве заведующего музыкальной частью. Здесь композитор впервые познакомился с самобытным музыкальным искусством камчатских этносов: коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Так началось его долгое путешествие в мир этнической музыки коренных народов Севера, которое продолжалось всю жизнь Николая Менцера.
В 1941 году Менцер переехал во Владивосток на работу в Приморский комитет радиоинформации, но вскоре его жизнь круто изменилась. Причиной стала его национальная принадлежность. Приказом Ленинского райвоенкомата Владивостока Приморского края с 25 февраля 1942 года Николая Менцера выслали в Верхнебуреинский район. Музыкант и композитор стал спецпоселенцем. В поселке Чегдомын он строил Дом культуры, позднее ему позволили работать по специальности — вести музыкальные кружки и участвовать в зрелищных мероприятиях Умальтинского рудника. Среди таких же спецпоселенцев оказалось немало творческих людей. Вместе с Рудольфом Федоровичем Краузе Николай Николаевич собрал группу людей, умеющих играть на музыкальных инструментах, и они создали оркестр. В феврале 1948 года по ходатайству краевого радиокомитета спецпоселенцу Менцеру разрешили работать в симфоническом оркестре радиокомитета и театре музыкальной комедии в Хабаровске. Но буквально через год в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР, запрещавшим немцам возвращаться к прежнему месту жительства, вернули в Верхнебуреинский район, в поселок Чекунда, где он был принят на работу калькулятором в отдел рабочего снабжения Бурейшахтостроя. И только в 1951 году композитор смог переехать в Хабаровск: он стал работать в симфоническом оркестре Хабаровского радио, а также концертмейстером и дирижером оркестра Хабаровского театра музыкальной комедии.
Но даже такое унизительное положение не могло остановить этого творческого и энергичного человека. С 1954 года начались его путешествия по национальным селам, в которых он собирал неповторимые образцы песен и инструментальных наигрышей коренных народов. В этих поездках он черпал вдохновение, с которым позднее создавал музыкальные произведения с этническими мотивами. Увлечение этномузыкой развивалось параллельно с работой в Дальневосточном симфоническом оркестре, где Менцер был концертмейстером группы альтов. Этот период творчества принес ему полное признание, в первую очередь, в области музыки, созданной на основе песенного (реже инструментального) фольклора: «Ночная песня» — нанайская (слова А. Пассара), «Желтый песочек» — корякская (слова народные), «Великому другу» — ульчская (слова П. Дечули), «Моя песня» — нивхская (на собственные слова). Николай Николаевич был частым гостем в национальных селах Хабаровского края — Булаве, Троицком, Богородском, Найхине, Дальже, Гвасюгах, Нижних Халбах и др. Композитор записывал песенные напевы и песни от исполнителей старшего поколения. Среди них негидальская сказительница Евдокия Иннокентьевна Спиридонова, старая ульчанка Ольчи Алтака. Знакомство с ульчем Петром Леонтьевичем Дечули, представителем сравнительно молодого поколения, позволило композитору узнать современный приамурский фольклор. И еще Николай Менцер поддерживал художественную самодеятельность национальных сел во время ежегодных празднеств и фольклорных экспедиций. В январе 1960 года состоялся большой авторский радиоконцерт Менцера, а осенью его приняли в Союз композиторов РСФСР.
Участвуя в творческих конкурсах, песни Николая Менцера «По ягоды» (свободная обработка удэгейской мелодии), «Мелодии города» на стихи А. Карасика, «Прилетят весною птицы» на стихи Э. Линаск, «Баллада о Севере» на собственные стихи были признаны лучшими и отмечены премиями. Композитор создал много произведений в самых разных жанрах на фольклорном материале. Среди них «Эвенкийская рапсодия» (1958), сюита в четырех частях «Нивхские сюжеты» (1959), концерт для скрипки с оркестром в трех частях (1962), «Танцевально-игровая сюита» в трех частях (1965), «Ульчская сюита» в трех частях (1966), негидальский танец «Ходзё», симфоническая картинка «Катока» (1965), «Амурские фрагменты» (1966), неоконченная оперетта «Девушка из Найхина», балет «Анга» (в соавторстве с С. Томбаком и Ф. Садовым) по нанайской сказке, симфоническая поэма «Чайка и Буревестник» (1969). В сборник «Мой край» вошли песни Менцера «Мой край», «Нанайская рыбацкая», «Каюрок», песни «Удэгейские девушки», «Лодочка», «Край любимый», «Чикченку» и др.
В 1997 году Николай Николаевич Менцер ушел из жизни. В Хабаровске, на доме по улице Ленина, где композитор прожил 35 лет, в 2004 году установили мемориальную доску. В 2002 году вдова Н. Н. Менцера передала в Государственный архив Хабаровского края его личные документы и нотные рукописи. Марина САМЫНИНА
|
|||
|