Аюттая — средневековая столица Сиама

Тропы почти всех туристов в Таиланде непременно ведут к многолюдной и шумной столице страны — Бангкоку, которая удивляет каждого неожиданным сочетанием урбанизации и архаики. Повсюду на улицах украшенные цветочными гирляндами, нарядные, почти игрушечные, домики духов со свежими подношениям. А рядом ревущие ленты многоярусных скоростных магистралей и крыши небоскребов с разметкой посадочных площадок для вертолетов.

Свидетели старины мегаполиса — ребристые высокие башни храмов на берегах быстрой реки Чуапраи, буквально кипящей от стремительных движений священных белобрюхих сомов. Экзотика, безмерная яркость цвета и изощренность форм архитектурного декора дворцов в сочетании с невыносимо влажной жарой просто ошеломляют. Шестиметровые статуи великанов-ракшасов, охраняющие от злых духов павильоны Большого Королевского дворца и храм Изумрудного Будды, устремленные к небу золотые шпили реликвариев невероятно далеки от привычно сдержанного облика европейских столиц. Блеск и мерцание красочных форм как-то незаметно погружают в восторженные детские видения волшебного царства, полного невиданных красот и несметных богатств. Если вы никогда не были в Большом Королевском дворце Бангкока в солнечный день — это значит, что о яркости цвета у вас самые прозаичные представления.

Современное состояние руинированного ансамбля Ват Чай Ваттанарам 1630 г. Руины другого некогда великого города — средневековой столицы Сиама, изумлявшей своей красотой европейцев, находятся примерно в 80 километрах от Бангкока. Приехать сюда в сезон завершения дождей непросто. Туристический бум пока еще не начался, да и, к сожалению, у русских туристов Аюттая (Аюттхая, Аюттхайя, Аютия), часто характеризуемая в путеводителях как полностью разрушенная древняя столица Сиама, не вызывает большого интереса, представляясь грудами битого камня и кирпича. Между тем руины некогда прекрасного города занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, могут и сейчас поразить воображение.

Уже с XIV столетия в нижнем течении Менама князь Утонга основал в 1350 году новую столицу — Аюттаю. Вскоре она стала центром государства Сиам, распространив свое влияние на центральный Таиланд и на юг — на часть Малаккского полуострова. С XIV по XVIII век Аюттая была мощным культурным центром. Прочные торговые связи соединяли ее с Китаем, Японией, странами Юго-Восточной Азии и Европы. Король Франции Людовик XIV отправлял в Сиам своих послов, а британские и португальские купцы приезжали сюда за ароматными специями. Историки отмечают, что «столица Сиама в XVII в. превосходила Париж. Считалось, что в Аюттае проживают подданные (или представители) 43 государств. Подданным каждого иностранного государства предоставлялся особый квартал, или слобода, где они могли жить, следуя законам и обычаям своей страны, под управлением старшины, выбранного из их числа и ведшего дела с сиамскими чиновниками» (Э. О. Берзин. История Таиланда. 1973). Интенсивная торговая жизнь города привела к стремительному расцвету его культуры. Аюттая стала центром художественной жизни и ремесленного производства. Великолепие отстраиваемых дворцов и храмовых ансамблей, искусно украшенных умелыми мастерами прикладного искусства, было отмечено в восторженных описаниях, побывавших здесь европейцев: купцов, путешественников и миссионеров.

Обряд укрывания статуи Лежащего Будды покрывалом в действующем храме АюттаиМежду тем история столицы не была безмятежной: страна часто страдала от военных походов Бирмы. Сиам пережил огромное потрясение, когда после продолжительных войн бирманцы на боевых слонах все же сумели в 1767 году окончательно покорить город. Жители Аюттаи надеялись, что разлив реки спасет их, оттеснив завоевателей, но этого не произошло. Бирманцы, зная коварный нрав стихии, предусмотрительно заняли возвышения, сохранив осаду. Покорение страны было жестоким. К сожалению, в огне войны погибли исторические летописи и архивы Аюттаи, поэтому о печальной участи города мы узнаем из других письменных источников. Оказалась уничтоженной гражданская деревянная архитектура и великолепные дворцы правителей Сиама. Завоеватели расплавили золотые статуи Будды и ограбили реликварии, некоторые из них в поисках ценностей были разрушены до основания, ведь тайские храмы того времени были истинными сокровищницами. Со временем в обезлюдевшей столице исчезли пруды для лотосов и водоемы у храмов для разведения священной живности. Опустевшие ряды маленьких и больших ниш храмовых комплексов, заполненные ранее статуями святых, постепенно зарастали травой. Руины города были преданы полному забвению.

Уличная торговля перед входом в храмСейчас о былом величии столицы Сиама свидетельствуют панорамы храмовых ансамблей. Здесь тихо и спокойно, хорошо думается, не отвлекают разноголосица и толкотня ошалевших от влажного и горячего воздуха полчищ туристов. Культовые памятники Аюттаи предстают перед посетителем как гигантские полуразрушенные пазлы, и прошлое здесь особенно осязаемо. Многочисленные утраты и разрушения настойчиво требуют мысленного восстановления. Каменные статуи Будды, украшавшие храмовые комплексы, утратили свои головы, разбитые бирманцами. Завоеватели также были буддистами, но не побоялись обезглавить богов в сиамских храмах, показывая, что тайцы не в состоянии защитить даже свои святыни. Так и остались до современного времени аллеи обезглавленных священных статуй в ансамбле Ват Махатхат, строительство которого было завершено в 1384 году при короле Рамесуане. Сам храм был королевским монастырем, и здесь сохранилась не разбитой от варварской акции бирманцев лишь одна средневековая голова Будды. Срубленная с плеч статуи и погребенная под обломками, она одновременно простым и чудесным образом явилась миру только через века. Корни дерева оплели и постепенно подняли над поверхностью земли спокойный, медитирующий лик с полуприкрытыми глазами. Древний образ Будды в объятиях корней — одна из главных святынь в Аюттае для исповедующих буддизм, рядом с которой можно фотографироваться лишь присев на корточки, дабы не возвышаться над святыней, с которой у тайцев связано множество легенд.

Панорама комплекса Ват Пхра Си Санпхет. XV в. В реликвариях захоронен прах короля Боромарача II и двух его сыновейОдин из замечательных руинированных архитектурных комплексов Аюттаи, стоящий на берегу реки Ват Чай Ваттанарам, основан в 1630 году. Рядом с храмом установлена модель реконструкции всего ансамбля, но даже без нее можно видеть зримое воплощение не только универсалий средневековой эстетики буддизма, но и традиции классической точной пространственной упорядоченности форм. Панорама храмового комплекса — отражение глубокого понимания пропорций и соотношений постепенно нарастающих объемов башен, создающих эффект грандиозности величественного замысла. Массивные ребристые башни напоминают выросшие из земли гигантские кристаллы. При создании архитектурных ансамблей зодчие Юго-Восточной Азии, конечно, были связаны многочисленными канонами. По-видимому, ансамбль воспроизводил в буддийской версии уменьшенную модель Вселенной. Центральная башня — стройная, 35-метровой высоты, как бы задает собой вертикальную доминанту и символизирует легендарную гору Меру, состоящую из золота и драгоценных камней. Согласно мифу гора — центр вселенной, на ней живут боги, а вокруг вращаются солнце, луна и планеты. Четыре меньших башни словно вторят формам центральной башни, подготавливая ее медленное движение кверху. Они олицетворяют четыре континента, плывущих в стороны света. Ват (храм) принадлежал королевской династии и был построен в правление Прасаттхонга. Грандиозный ансамбль был связан с религиозными обрядами тайцев и предназначался для культовых церемоний с участием членов королевской семьи. На его территории также проходила кремация принцев и принцесс. Здесь было установлено более ста статуй Будды, также обезглавленных бирманцами в 1767 году. Храм, веками страдавший от наводнений, не был пощажен стихией и в позапрошлом году, когда в Таиланде случилось самое большое за последние 50 лет наводнение, Ват Чай Ваттанарам не спасла даже стационарная дамба. Поэтому не удалось пройти по священной тропе процессий мимо реликвариев и других культовых сооружений. Но не только река, но и жаркий влажный климат разрушает древние памятники, способствуя бурному росту растений прямо в каменном декоре руин. Их цепкие корни постепенно разрывают тщательно выполненную кирпичную кладку и даже блоки латерита (горная порода). Изумление вызывает бесстрашная работа уборщиков, которые без страховочных веревок и ремней на многометровой высоте выдергивают ярко-зеленые побеги, закрепившиеся на стройных башнях. Даже в руины Ват Чай Ваттанарама вызывают восхищение красотой пропорций и соразмерностью форм. Стройный и гармоничный, он навсегда останется таким, каков есть сейчас — разрушенным ослепленными, обезумевшими от ненависти людьми, стихией воды и временем, и все же удивительно прекрасным. Хотя еще в 1956 году правительством Таиланда было принято решение о реставрации архитектурных памятников Аюттаи, этот ансамбль из-за значительных утрат может быть восстановлен лишь частично.

Голова Будды, извлеченная корнями из культурного слоя – символ средневековой столицы Сиама Аюттаи.  Ансамбль Ват Махатхат. 1384Средние века — это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Юго-Восточной Азии. Многочисленные руины реликвариев можно видеть в каждом храмовом комплексе Аюттаи. Часто они образуют композиционно продуманные группы с другими памятниками, а иногда своеобразные микроансамбли. Появление этого типа сооружений уводит на родину буддизма — в Индию и связано с известным событием из жизни Просветленного. Согласно легенде, ученики Будды однажды спросили его: «Как поминать тебя, Учитель, когда ты уйдешь?» В ответ Будда молча расстелил на земле свою накидку, поставил на нее вверх дном чашу для подаяний и зонт. То есть три обязательных компонента реликвария означают одежду монаха, чашу для подаяний и зонт, защищающий от солнца и дождя. Так в соответствии с традицией возник индийский реликварий (ступа). Ступа также воплощает собой космическое начало вселенной и всегда состоит из основания, полусферы, шеста на ее вершине с нанизанными на него кругами, символизирующими небо. В Сиаме этот тип культового сооружения несколько изменился в пропорциях и получил название пранг. Тайский пранг иногда называют разновидностью прачеди (Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии, 1978). Реликварий всегда имеет вытянутую форму, его высокий шпиль часто состоит из нанизанных друг на друга дисков, условно передающих многоярусные зонтики индийских ступ. Эти сооружения первоначально строили для хранения реликвий Будды или просто в память о Просветленном, позднее некоторые из них тайцы строили для хранения пепла членов королевских династий.

На переднем плане многогранное основание разрушенного  в поисках сокровищ реликвария. Ансамбль Ват Ратбурана. 1424 Как известно, «колесо учения» (дхармачакра) — один из главных символов буддизма. Согласно традиции оно было приведено в движение Буддой после его просветления во время первой проповеди в роще близ Сарнатха (Индия). В Аюттае также ощутимо символическое присутствие Будды. Верующие приносят дары и цветы лотоса — символа чистоты и духовного просветления к действующим святилищам. Преклоняются перед огромным почти полуметровым отпечатком ноги Будды (Буддапада), являющимся священным знаком его присутствия. Как это часто бывает, здесь одновременно уживаются святое и житейское, обыденное. Всего за 500 батов можно укрыть золотистым покрывалом многометровую белоснежную статую Лежащего Будды и решить этим обрядом личные финансовые проблемы. В литературных источниках часто отмечается, что ни в одной другой стране Юго-Восточной Азии не изготавливалось такого количества статуй Будды, как в Таиланде. Камень, металл, терракота, а сейчас даже литье из разноцветного пластика служат для создания миниатюрных и больших статуй. Несмотря на то, что миниатюрные фигурки буддийских святых продаются совершенно свободно и не только на территории храмов, вывоз из страны даже современных изображений Будды не поощряется. По словам экскурсоводов, исключение делается только для фигурок высотой не более 8 сантиметров.

Действующие монастыри в Таиланде есть повсеместно и играют заметную роль в обществе. До сих пор во многих семьях принято на сезон дождей отправлять туда сыновей. Если же отпрыски огорчают своих близких непутевостью, то родные отправят их в монастырь обязательно. Строгие правила поведения, удаленность от мирских соблазнов и утех, ежедневный физический и духовный труд, по словам тайцев, творят чудеса, часто возвращая в лоно семьи исправившихся юношей.

Панорама загородной летней резиденции тайских королей. В центре озера павильон Айсаван Типпайя Асна. XIX в. На втором плане дворец Банг Па-Ин. XVII в. АюттаяВ окрестностях Аюттаи находится загородная резиденция монархов Таиланда, посещаемая ныне королевской семьей. Живописная парковая территория, включающая систему искусственных каналов с фонтанами, перекинутыми мостами и водоемами с островками — один из примеров ландшафтного мышления тайских мастеров. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах. Первый летний дворец Банг Па-Ин был построен королем Прасат Тхонгом еще в XVII веке, но весь ансамбль создавался постепенно, на протяжении нескольких веков. Одной из достопримечательностей королевской резиденции является павильон Айсаван Типпайя Асна, построенный в XIX веке. Он находится в центре искусственного озера и напоминает хрупкий цветок. Легкая многоярусная крыша с тонким резным шпилем — характерный пример тайской архитектуры — создает эффект парения над водой. С течением времени здесь были выстроены дворцы и павильоны в традициях неоклассики и водонапорная башня, решенная как неоготическая постройка. Издалека заметна двухъярусная черепичная крыша, украшенная драконами и сложной резьбой. Окрашенные в красный цвет элементы декора позволяют безошибочно отличить дворец, построенный в «китайском стиле». Весь загородный ансамбль представляет собой образец эклектики, невероятного и даже забавного смешения европейских и тайских традиций архитектуры. Парк королевской резиденции оформлялся с таким расчетом, чтобы посетитель мог чувствовать себя окруженным природой, пышными тропическими растениями, цветами и с разных точек обзора ему открывались новые ландшафтные перспективы. В каналах и прудах парка кипит жизнь. Здесь привольно живется черепахам, рыбам и кайманам. Увидеть сонную рептилию, отдыхающую на ухоженной травке, считается хорошей приметой. Комплекс по своему характеру и назначению перекликается с парижским Версалем и отечественным Петергофом. Он такой же пышный, эффектный, но очень... тайский.

Бывшая средневековая столица Сиама Аюттая живет сейчас вполне тихой жизнью сравнительно небольшого провинциального города, оживающей только в туристский сезон. Ее бурное и яркое прошлое отражено в замечательных памятниках архитектуры, способных вызвать в сознании отчетливые исторические реминисценции. Здесь, среди величественных развалин, где неспешно ведутся реставрационные работы, невольно возникают раздумья о противоречивой сущности человеческой натуры, наделенной как способностью к безудержному творческому созиданию, так и к безумному разрушению.

Виктория ШИШКИНА
Фото автора