- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Адвокат ительменов
- Записки о «розовом городе»
- Живое слово
- Северная Даурия*
- Письма Арсеньева
- Исследователь живых языков
- Северные фантазии Николая Менцера
- Визит к шаману
- Праздник Белого медведя
- Попытка узнать свою страну
- В сотый раз подняться на вершину
- Путешествие в двух измерениях
- Под синим шелком иерусалимских небес
- Аюттая — средневековая столица Сиама
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Совсем иное дело — паломничество. Занимаясь почти тем же, что и турист, паломник ищет свою духовную родину, которую глазами увидеть нельзя. Иначе говоря, он ищет встречи с Богом, личной встречи с Царством Небесным. Как же так, скажете вы, Бог — Дух, он трансцендентен, его глазами увидеть нельзя! Правильно. Искать Бога в реальном мире — занятие странное. Точно так можно купить новое издание «Войны и мира» и перелистывать его в надежде найти реальный волос Льва Николаевича Толстого.
Если считать, что туризм есть путешествие по горизонтали, а паломничество — поиск пути наверх, то оказывается, что все мы, даже никуда не уезжая, туристы или паломники по жизни. Разумеется, можно совместить эти два направления, такой путь доступен каждому.
Итак, отец Игорь о Греции: «Первый раз я поехал в Грецию в 2007 году. Разумеется, хотел побывать на Афоне. После бензиново-резиновой Москвы с ее дождями, шумом-грохотом оказался в благоуханной греческой осени. В Греции везде пахнет морем, и каждая травинка имеет свой запах. Для местных Эгейское море было уже холодным, но в нем купались две женщины из Нижневартовска. Я тоже полез, потому что земля и море еще дышали теплом прошедшего лета.
Тут я без разрешения прерву собеседника и скажу несколько слов о святом Димитрии Солунском. Жил он в III веке, был римским проконсулом и открыто проповедовал христианство. Многие жители Салоник стали христианами благодаря его проповедям. Когда император Максимилиан возвращался с войны против скифских племен, то остановился в Салониках. Святой Дмитрий раздал свое имущество бедным и стал готовиться к мученичеству постом и молитвой. Призванный на суд кесаря, он объявил себя христианином и был заключен в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия.
Солоники знамениты еще и тем, что здесь проповедовал иудеям и язычникам апостол Павел. Мы знаем два его послания, адресованных жителям Салоник». Здесь я прерываю рассказ, чтобы напомнить несколько слов из первого Послания к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Отец Игорь: «Напомню, что в Салониках жили святые Кирилл и Мефодий. Здесь они начали дело просвещения славянских народов (перевод Евангелия, богослужебных книг и так далее). Здесь было много наемных солдат, купцов и рабов из славян. Греция — небольшая страна. По оценке Евростата по состоянию на 1 января 2010 года, население Греции составляет 11 309 000 человек. Около 60 процентов его живет в городах Салоники, столице Северной Македонии Фракии и в Афинах. Афины, столица Греции, знамениты своими древностями. Мировая известность принадлежит огромному музею под открытым небом, включающему Акрополь с Парфеноном. Интересно, что длительное время Парфенон был христианским храмом. Именно это позволило ему сохраниться до наших дней. В руины же его превратил „удачный“ выстрел венецианского наемника, попавшего в турецкий пороховой склад. Храм был разрушен основательно, и по сей день вся Европа занимается его реконструкцией и реставрацией. Когда входишь в Парфенон, невольно чувствуешь свое единство с ним. Построен он по законам золотого сечения, пропорции которого использовались при изображении человека». От себя могу добавить: греки верили, что душа и тело человека совпадают «по контуру». Поэтому, изображая тело, они всегда думали о душе. Не в этом ли секрет воздействия древних греческих скульптур?
Мы видим в этом музее, как греки бережно хранят свою историю и культуру. Большая экспозиция показывает, как можно „срезать“ со стен фрески в храме, который оказался в зоне затопления ГЭС. У нас же нередко такие храмы с уникальной росписью просто забывали в рукотворных морях. Титаническая работа, говорящая о любви к Богу и Родине». А мне в связи с этим вспомнились мерцающие всю ночь лампадки. Они горели на кладбище в рыбачьем поселке, где мы временно остановились в отеле. Смотрел я на живые огоньки на могилах и думал: вот она, материализованная любовь, которая сильнее смерти. И сердце отогревалось...
Отец Игорь: «В Афинах запомнился небольшой храм, построенный на одной из городских высот. Холм Ликавитос весь порос кактусами. Вершину можно „покорить“, поднявшись туда на фуникулере. Ликавитос, Ликабетт — гора в центре Афин, столицы Греции. Высота около 300 метров над уровнем моря. Гора знаменита расположенной на ней византийской церковью Святого Георгия. Ее возведение (XI–XII века) было связано с укреплением могущества Византийской империи и христианства в результате балканских военных походов императора Василия II. Старые афиняне называли ее церковью Святого Сидерея. В 1930 году здание было разрушено пожаром и восстановлено в 1931 году.2 Когда-то в начале XIX века один из христианских подвижников — священник Эммануил Лулудис поднялся сюда и... исчез. Его пытались найти, но вскоре почему-то решили, что он умер, и поиски прекратили. Прошло некоторое время, и холм стал местом активного паломничества горожан, ибо обнаружилось, что старец жив и крепок духовно. К пещере, в которой он поселился, нескончаемым потоком шли люди за советом, утешением, благословением.
Попав в Афины, иностранец легко и незаметно входит в жизнь города. Он свой в любом многолюдном ресторанчике, где люди общаются больше, чем едят, где старики могут просидеть целый день, рассказывая молодым то, что кроме них уже никто не знает...» В Афинах мне побывать не удалось. Заболел и провалялся в тени у моря, делая наброски с пляжных фигур. Но зато мы вместе с отцом Игорем буквально прорвались на Афон. Чтобы туда въехать, нужен особый пропуск. У нас, по нерадивости турфирмы, его не оказалось. И тогда мы, заплатив не очень большую сумму нужным людям, вполне легально с ветерком примчались на катере и причалили наконец-то к вожделенной афонской земле. Меня поразила внутренняя тишина и спокойствие, которые были разлиты в воздухе Святой Горы. Похожее состояние бывает в православном храме, если зайти в него после службы. Может, это состояние следует назвать намоленностью?
Женщинам сама Пресвятая Богородица запретила вход на эту территорию. Однако у дам, желающих прикоснуться к святыне, есть возможность совершить круиз по западной стороне полуострова на специальном декоративном, «загримированном» под пиратский галеон судне. При этом есть шанс, что к судну с благочестивыми паломницами из ближайшей обители Святой Горы прибудет на лодочке священник и помажет их освященным елеем, наставив на путь истины. Путешествовать по Святой Горе можно двумя способами. Первый — «галопом по Европам», стараясь охватить множество монастырей, чтобы увидеть как можно больше святынь. Второй — посетить один монастырь, выстоять ночные службы, понаблюдать за повседневной жизнью братии, вкусить монастырской трапезы, периодически выбираясь в окрестные живописные скиты и кельи, принадлежащие этому же монастырю.
Мне Кутлумуш показался древней крепостью, впрочем, так оно и есть. В былые годы набеги пиратов были частыми, и, чтобы спастись, монахи строили так, чтобы без осадных орудий в монастырь проникнуть было нельзя. Запомнились ночные службы. Незнакомая греческая речь доносила главное: смирение и внутреннее равновесие молящихся. Есть в греческих службах какая-то хорошая обыденность. Привычно людям предстоять перед Богом, потому что это и есть жизнь, самая главная ее составляющая. Еще запомнилась необыкновенно вкусная вода из святого источника. Пьешь и радуешься. Весь организм радуется, оживает. И, конечно, запомнилось посещение скита Андрея Первозванного — когда-то русского, но теперь греческого. Скит — памятник былому духовному величию России и ее падению перед искушением революции. Именно в скиту мне подумалось, что, отходя от Христа, мы оказываемся не в пустоте безверия. Нас с вожделением принимают лапы врага, и мы утрачиваем свободную волю, к которой так стремились.
Помню, как один англичанин, сидя в монастырской беседке, доказывал греку, что Сибирь и Дальний Восток давно заселены китайцами. Беседа шла на интернационально-ломаном английском. Мне пришлось вмешаться в беседу, чтобы опровергнуть заблуждение. В одну из поездок на Афон у меня сильно поднялось давление. Уже на пристани почувствовал, что путешествие по Афону нереально. И тут меня неожиданно окликнул старый приятель Сергей Голубев, предприниматель из Москвы. Год назад я уже странствовал с ним по Святой горе. В общем, не пришлось мне тогда много ходить пешком. Покидая Святую Гору, он передал меня из рук в руки другим благочестивым людям, с которыми мы сразу сблизились духовно. С новыми друзьями я на арендованной машине благополучно объехал весь Афон и вернулся на „большую землю“. Наше общение превратилось в христианское братство, о котором я с удовольствием вспоминаю в Хабаровске, а мои друзья — в Москве, Швейцарии и Брюсселе. Так являет себя любовь и заступничество хозяйки Святой Горы Богородицы в отношении паломников». Александр ЛЕПЕТУХИН
|
|||
|