- Листая семнадцатый год
- Рожденные в семнадцатом
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Простой странник*
- Семикнижие о святителе Иннокентии*
- Православный крест на Муринде
- Главное дело капитана Дьяченко
- Под именем цесаревича Алексея
- Человек Арктики
- Один из нас
- Творить благо, дарить добро
- Венгерские страницы
- Праздники и юбилеи Хабаровска
- Дальневосточные гастроли Исаака Дунаевского
- Важнейшее из искусств
- МАНТКАВА Гиви Михайлович
В годы Великой Отечественной войны перед деятелями культуры и искусства ставились особые задачи, продиктованные условиями военного времени — воспитание в советских людях патриотизма, социалистического интернационализма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. Но, несмотря на такой идеологический заказ, именно в эти годы произошел мощный подъем во всех областях художественного творчества. Основные силы в 1941–1945 гг. направлялись на творческое обслуживание фронта и тыла. Дальний Восток не был исключением, сюда с гастролями приезжали известные коллективы и музыканты. В Хабаровске побывали Государственный ансамбль народного танца СССР Игоря Моисеева, Государственный джаз-оркестр БССР Эдди Рознера, джаз-оркестр Центрального дома культуры железнодорожников Дмитрия Покрасса, Московский джаз-ансамбль Макса Южного, Государственный Теа-джаз Леонида Утесова, Черновицкий государственный джаз-оркестр Сергея Каштеляна и другие. В конце 1941 г. на Дальний Восток приехали 150 музыкантов из ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) под художественным руководством «заслуженного деятеля искусств, орденоносца» Исаака Осиповича Дунаевского, видного советского композитора, автора популярной музыки. Как отмечает исследователь его творчества Т. Айзикович, в музыкальной среде отечественных авторов он как профессионал высочайшего уровня выделялся яркой индивидуальностью, и широким диапазоном музыкального таланта. Дунаевский возглавил ансамбль в 1938 г. и был его художественным руководителем в течение 10 лет. Все это время творческий коллектив активно гастролировал по всей стране, и неслучайно его называли «ансамблем на колесах». С началом войны композитор получил бронь от Наркомата просвещения и поступил в распоряжение особого идеологического отдела. В сентябре 1941-го Главное политическое управление РККА сформировало агитпоезд, и ансамбль направили в длительную гастрольную поездку для обслуживания воинов Уральского, Сибирского, Дальневосточного и других округов, а также оборонных предприятий и населения Сибири и Дальнего Востока. Агитпоезд был оборудован радиоузлом, в распоряжении артистов находилось большое количество документальных и художественных фильмов. Агитационная работа в то время имела особое значение, поэтому коллектив в поездках всегда сопровождали лекторы-агитаторы и выступали перед каждым концертом. За два года ансамбль Дунаевского объехал весь Урал, Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию, побывал в 154 городах и крупных населенных пунктах, дав 615 концертов. В конце 1941 г. артисты прибыли на дальневосточную землю, объехав за время гастролей самые отдаленные уголки. В Хабаровске концерты проходили в феврале-марте 1942 г. в театре Дома Красной армии. Вспоминая о дальневосточных гастролях, Дунаевский писал, что побывали они тогда «во Владивостоке, на Сучане, в бухте Находка и Ворошилове, Комсомольске-на-Амуре», выступали перед тружениками тыла и военными в частях Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Говоря о зрителях, композитор отмечал, что и в «больших помещениях Дома Красной армии, Флота или в маленьких клубах пограничных застав» коллектив встречал «замечательную аудиторию», людей, «жадно впитывающих культуру», которые «все, что получают от жизни, переплавляют в себе в железную волю», и это проявляется «в подвигах во славу Родины». В годы Великой Отечественной многие известные композиторы, артисты, балетмейстеры, музыканты связали свою судьбу и творчество с деятельностью крупных песенно-танцевальных коллективов. Композитор В. И. Мурадели руководил ансамблем песни и пляски Военно-морского флота, Н. П. Будашкин — ансамблем песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. Исследователи отмечают, что «в песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей наряду с маршами, фольклором и классической музыкой стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки». Танцевальный репертуар строился не только на традициях народной хореографии, но и на соединении элементов классического и эстрадного танцев. В предвоенном репертуаре ансамбля ЦДКЖ было 160 песен и два десятка танцевальных номеров. В военное время он пополнился песнями и танцами, которые вселяли в тружеников тыла и воинов Красной прмии уверенность в победе над врагом. Режиссером-постановщиком всех программ военных лет выступал С. И. Агранян, умевший делать их зрелищными, эффектно соединяя песенные и танцевальные номера,. Концерты всегда проходили при переполненных залах, и, по словам художественного руководителя анамбля, с «подлинным увлечением и подъемом». Они традиционно открывались популярной песней «На врага за Родину — вперед!», написанную Дунаевским еще в первый месяц войны. Иногда перед зрителями выступал и сам автор. Он находил время и для общения с начинающими провинциальными композиторами, обсуждал их произведения, давал ценные советы. В «Тихоокеанской звезде» 6 марта 1942 г. сообщали, что в Хабаровске незадолго до отъезда ансамбля в студии краевого радиокомитета состоялась встреча И. О. Дунаевского с начинающими авторами Жуковой, Буденным, Лозовским, Калмыковым, Зайцевым, Томбаком, Рейнардтом и Шишениным. Ранее газета писала, что местные композиторы создали целый ряд «оборонных песен». Так, Л. Т. Жукова к началу 1942 г. сочинила более 30 произведений, в том числе «Русские штыки», «Краснофлотская клятва», «Ода Красной Армии». Композитор Л. Д. Шишенин написал около 15 песен, среди которых «Песня о лейтенанте Лукине», «Мы победим». Дунаевский слушал эти сочинения, делал некоторые критические замечания, вместе с участниками размышлял о том, какой должна быть песня о Великой Отечественной войне. Завершилась встреча выступлением Исаака Осиповича о необходимости «повышения музыкальной грамотности и культуры начинающих композиторов» за счет организации лекций и семинаров. Несмотря на тяжелый график, на то, что в годы войны композитор «ощущал только всеобщее крушение надежд и чувств, душевный хаос и смятение» (он повторял, что его муза — «муза мирного времени»), в годы войны он создал более 40 песен, кантаты «Ленинград, мы с тобой!» и «Мы придем!», сделал многочисленные обработки и переложения произведений советских композиторов, русских народных песен и песен народов мира для хора. Творчество 1940-х гг. у Дунаевского, как и у всех советских композиторов, главным образом было связано с патриотической тематикой. Исследователи отмечали, что «его дарование было вдохновляюще оптимистичным, его музыка всегда живописала праздник, и в этом „вселении духа“ состоял его патриотизм в трудные военные годы; скорбные же тона музе Дунаевского запечатлеть не удалось». Сам композитор в одном из писем размышлял о своем творческом состоянии так: «Бывали и периоды раздумья, неверия, неудовлетворенности. Слишком бурна наша жизнь, чтобы художнику можно было бы чувствовать себя спокойным и уверенным в себе. Иногда перед очередным творческим скачком долго и мучительно раскачиваешься, хочешь сделать лучше, мобилизуешь все душевные силы. В таких случаях говорят: „Дунаевский молчит“, а кто злобно шипит: „Дунаевский кончился“. А он работает, работает, спускает в корзину ворох музыкальных тем, набросков, мыслей, которые перед сном кажутся ему заманчивыми, а наутро гадкими и серыми. Так идет жизнь». О поездке на Дальний Восток И. О. Дунаевский вспоминал, что все увиденное здесь дало «огромную творческую зарядку». Несмотря на трудности, с которыми он сталкивался в той гастрольной поездке, а связано это было с отсутствием произведений профессиональных авторов, именно здесь он создал несколько песен на стихи местных поэтов. Во Владивостоке сочинил «Марш эсминцев» на слова Зильвенского и «Ястребок» на стихи авиамеханика Тихоокеанского флота И. Д. Миронова, посвятившего их Герою Советского Союза, летчику-истребителю В. В. Талалихину. Автор текста лично знал его и гордился этой дружбой. Обращение в песне к реальному человеку было близко Дунаевскому, потому что сам он не мог сочинять музыку «о танкистах вообще, о летчиках вообще <...>, а мог писать только о конкретной личности». И все же сотрудничество с местными авторами, часто людьми непрофессиональными, имело свои трудности. В одном из писем композитор отмечает: «Трудно после долгих лет „притирки“ к определенным поэтам, их привычкам и манере работы переключаться на других, которые и по уму, и по таланту стоят значительно ниже». В Хабаровске Дунаевский написал «Песню 9-й Гвардейской» на слова красноармейца А. Э. Мейера, в Комсомольске-на-Амуре — «Песню об «Амурстали» на стихи хабаровского поэта Анатолия Гая, и ансамбль ЦДКЖ впервые исполнил ее 15 февраля 1942 г. на концерте для гостей и строителей по случаю первой плавки на заводе «Амурсталь». В то же время были созданы «Марш сталинской авиации», песня «Вагоны, вагоны» на слова А. Арго. Композитор мечтал написать песню о Дальнем Востоке, «которая была бы достойна этого прекрасного края». Высоко оценивая сплоченность дальневосточников перед «тяжелыми испытаниями» и «фашистскими захватчиками», Дунаевский в марте 1942 г. опубликовал газетную статью, в которой размышлял о мирном времени, когда жизнь будет еще прекраснее и зазвучат песни «о мужестве и героизме, о богатстве рек и озер, недр и тайги, о великой свободной Советской стране — нашей любимой Родине». Завершились дальневосточные гастроли ансамбля, и дальнейший путь артистов лежал в Среднюю Азию. За успешное выполнение правительственного задания И. О. Дунаевский в 1942 г. был награжден орденом «Знак Почета». Наталья ПОЗИНА Источники
|
|||
|