- Листая семнадцатый год
- Рожденные в семнадцатом
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Простой странник*
- Семикнижие о святителе Иннокентии*
- Православный крест на Муринде
- Главное дело капитана Дьяченко
- Под именем цесаревича Алексея
- Человек Арктики
- Один из нас
- Творить благо, дарить добро
- Венгерские страницы
- Праздники и юбилеи Хабаровска
- Дальневосточные гастроли Исаака Дунаевского
- Важнейшее из искусств
- МАНТКАВА Гиви Михайлович
Фотодокументальная выставка «История, запечатленная в киноленте»Фотодокументальная выставка, подготовленная государственным архивом Хабаровского края к Году кино, уже сама стала историей, а проблемы, связанные с дальневосточным кино, продолжают волновать архивистов. Невозможно вместить в двенадцать витрин всю многообразную палитру дальневосточного киноискусства. Когда этот проект только начинался, даже не предполагалось, что будет столько открытий, связанных с кино. Отыскалось личное дело исследователя Юлиана Семенова, писателя и сценариста, который приезжал в Хабаровск для работы с материалами партийного архива в августе 1963 года. В собственноручно заполненной анкете он указал тогдашнюю свою должность — член редколлегии журнала «Москва», членство в Союзе писателей СССР, тему исследования — «Герои Дальневосточной республики», цель работы — написание киносценария. Позже он создал пьесу «Шифровка для Блюхера», поставленную на сцене Хабаровского краевого театра драмы в 1966-м. В следующем году на экраны страны вышел фильм «Пароль не нужен» (Семенов переработал пьесу в сценарий), где одним из главных героев является разведчик Максим Максимович Исаев. Его роль в фильме исполнил Родион Нахапетов. Вместе с покидающими Владивосток эмигрантами отплывает и Исаев, чтобы продолжить работу за рубежом. Следующая встреча состоится уже в сериале «Семнадцать мгновений весны», где он действует уже как Штирлиц. Судя по документам, именно в эти годы на Дальнем Востоке началось активное киностроительство. К началу 1960-х отдел кинофикации краевого управления культуры докладывал о завершении сплошной кинофикации Хабаровского края. На его территории действовало более тысячи киноустановок, в каждом населенном пункте, насчитывающем 50 и более дворов, имелась своя киноточка, квалифицированные кадры готовила краевая школа киномехаников. Примечательно, что для закрепления киномехаников в северных районах края лица коренной национальности зачислялись в школу на полное государственное обеспечение, включавшее питание, проживание и стипендию. За короткий период построили 27 кинотеатров — в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Амурске, Вяземском, Охотске и других населенных пунктах. Практически в каждом микрорайоне Хабаровска был свой кинотеатр — «Мир», «Дружба», «Октябрь», «Юбилейный», «Молодежный», «Пионер», «Спутник», «Луч» и другие. Говоря о сплошной кинофикации, нельзя не упомянуть о кинообслуживании детей. На городских улицах рядом с детскими садами в те годы можно было увидеть автобусы с затемненными стеклами, вокруг которых собирались дети. Это были передвижные детские кинотеатры «Малютка». В салоне размещался зрительный зал на 60 посадочных мест, киноаппаратура и экран. «Малютка» могла проводить по 6–8 сеансов в день для 360–400 зрителей. В 1964 году для края было заказано пять кинопередвижных автобусов, в том числе два для Хабаровска. Вообще молодому населению уделялось большое внимание. Специализированные кинотеатры «Пионер» и «Молодежный» кроме вечерних сеансов показывали детское кино. Благо выбор был неплохой, а билеты стоили всего 10 копеек (детские кинотеатры освобождались от налога со зрелищ). Кто-то из хабаровчан, наверное, помнит, что в детском парке организовали небольшой кинотеатр на 40 мест в настоящем самолете ИЛ-12. Только за два летних месяца 1961 года было проведено 397 киносеансов для более 12 тысяч детей. Летние и зимние школьные каникулы тоже невозможно представить без походов в кинотеатр, а в пионерских лагерях кино служило любимым и подчас единственным развлечением. В эти годы появился и популярный у хабаровчан клуб «Киноглаз», бессменным руководителем которого был известный хабаровский искусствовед Эдуард Моисеевич Корчмарев. Первое заседание клуба — просмотр и обсуждение фильмов Михаила Богина «Двое» и «Зося» — состоялось 27 июля 1967 года в кинотеатре «Гигант». Члены «Киноглаза» посмотрели лучшие фильмы XX века — работы Козинцева и Абуладзе, Тарковского и Параджанова, Хуциева и Панфилова, Шепитько и Климова, Антониони и Бергмана, Феллини и Куросавы. Принимали здесь и гостей — выдающихся режиссеров, актеров, сценаристов и кинокритиков. Пропагандой и популяризацией достижений советского и зарубежного киноискусства занимался и «Далькиноцентр», в задачи которого входила лекционно-концертная деятельность и организация встреч с мастерами экрана. Деятельность бюро распространялась на весь Хабаровский край. Руководила Далькиноцентром Людмила Елисеевна Ольшанова, вся жизнь которой неразрывно связана с кино. В архивном фонде «Далькиноцентра» есть альбомы с фотографиями и автографами Ларисы Удовиченко, Люсьены Овчинниковой, Натальи Крачковской, Владимира Конкина и других киноактеров и кинодеятелей, побывавших с творческими визитами в Хабаровском крае. Все они оставили восторженные отзывы о своем пребывании в нашем городе, слова благодарности сотрудникам «Далькиноцентра». Одно из свидетельств этого — стихи Фрижетты Гукасян, легендарного редактора студии «Ленфильм»: Улыбаюсь, приезжая, Говоря о людях, работающих в сфере кино, нельзя не вспомнить Василия Степановича Бондаря, который почти полвека был директором кинотеатра «Гигант». В кино начал работать еще в 1939 году директором «Совкино». Вернувшись с войны, стал директором «Гиганта». Его массивная фигура частенько возвышалась в фойе кинотеатра. Он любил общаться со зрителями, все с ним здоровались, и казалось, он знает каждого. «Гигант» и по сегодняшним меркам относится к крупнейшим кинотеатрам страны, а в 1931-м, когда он открылся, полностью соответствовал своему названию. Эстафету Бондаря подхватил Николай Николаевич Ершов, который прошел путь от киномеханика до генерального директора киноциркового объединения. Ему пришлось работать, когда «важнейшее из искусств» осталось не у дел. Кинотеатры закрывались, оставшиеся пытались выжить за счет аренды помещений. Приходилось вступать в «рыночные отношения»: добывать деньги, ездить на кинорынки. Ситуация начала выправляться, «Гигант» в 2004 году признали лучшим региональным кинотеатром страны, лауреатом национальной премии «КИНО ЭКСПО», а в 2005-м удостоили диплома и статуэтки «Ника». Да и самого Н. Н. Ершова награды не обошли. Он член Академии кинематографических искусств «Ника», почетный кинематографист России. Чем еще славился Хабаровск в области киноискусства? Здесь была своя студия кинохроники, одна из старейших в стране, где создавалась кинолетопись края. Возведение бульваров на месте Плюснинки и Чердымовки, приезд Юрия Гагарина в Хабаровск, первый беспосадочный перелет Хабаровск — Москва... В лучшие годы выпускалось до 60 киножурналов «Дальний Восток» и до 15 документальных фильмов. Каждый выпуск киножурнала тиражировался и демонстрировался во всех кинотеатрах Дальнего Востока через государственную систему проката. Как одна из лучших киностудий страны в 1977 году она была награждена орденом «Знак Почета» и стала называться «Дальневосточная ордена „Знак Почета“ студия кинохроники». Фильмы и киножурналы создавались не только для дальневосточных зрителей. Они демонстрировались в кинотеатрах Советского Союза, на экранах местного и центрального телевидения. Многие киноленты становились участниками и призерами всесоюзных и международных кинофорумов. Здесь работали кинооператоры — профессионалы своего дела Иван Иванович Чешев, Валентин Григорьевич Мирный, Александр Васильевич Личко, Александр Васильевич Борзунин, Федор Алексеевич Фартусов, Юрий Ананьевич Михлик, Геннадий Никифорович Лысяков. Они оставили свой яркий след в создании документального кино и заложили солидную профессиональную базу для молодого поколения кинооператоров. Но Дальневосточной студии кинохроники не стало. В госархиве края хранится только личный фонд Ф. А. Фартусова, который передала его жена, и три личных дела кинооператоров (Личко, Бозунина, Чешева), оставленных на постоянное хранение киностудией. Судьба же архивного фонда киностудии, а это 3,5 тысячи документов на кинопленке, и вовсе плачевна, поскольку они находятся в неприспособленном для хранения помещении. На открытии выставочного проекта кинематографисты, которые продолжают работать на дальневосточной земле: Геннадий Никифорович Лысяков, Игорь Валентинович Мирный, Альберт Михайлович Самойлов, с горечью говорили о том, что пока решается судьба фильмофонда, он приходит в негодность. Геннадий Никифорович Лысяков, автор более 70 фильмов о Дальнем Востоке и тысячи сюжетов кинохроники, безвозмездно передал в архив уникальные фотографии о съемках в самых недоступных местах дальневосточного края, личную кинокамеру «Конвас-автомат» и семейную реликвию, доставшуюся от отца, — трофейный немецкий фотоаппарат. Людмила Елисеевна Ольшанова поделилась фотографиями о пребывании в Хабаровске известных киноактеров — Евгения Леонова, Люсьены Овчинниковой, Натальи Крачковской и других. Начал подготовку документов для передачи в архив любитель и знаток киноискусства Эдуард Моисеевич Корчмарев. Заместитель генерального директора Государственного архива Хабаровского края А. В. Размахнина вручила благодарственные письма всем, кто пополнил архивный фонд Российской Федерации уникальными документами, фотографиями и экспонатами. Елена НИКИШИНА |
|||
|