Важнейшее из искусств

Фотодокументальная выставка «История, запечатленная в киноленте»

На съемках фильма «Сихотэ-Алинь: уссурийская тайга»Фотодокументальная выставка, подготовленная государственным архивом Хабаровского края к Году кино, уже сама стала историей, а проблемы, связанные с дальневосточным кино, продолжают волновать архивистов. Невозможно вместить в двенадцать витрин всю многообразную палитру дальневосточного киноискусства. Когда этот проект только начинался, даже не предполагалось, что будет столько открытий, связанных с кино. Отыскалось личное дело исследователя Юлиана Семенова, писателя и сценариста, который приезжал в Хабаровск для работы с материалами партийного архива в августе 1963 года. В собственноручно заполненной анкете он указал тогдашнюю свою должность — член редколлегии журнала «Москва», членство в Союзе писателей СССР, тему исследования — «Герои Дальневосточной республики», цель работы — написание киносценария.

В.С. Бондарь, Е.П. Леонов, Л.Е. Ольшанская, Э.М. Корчмарев с членами клуба «Твой современник»Позже он создал пьесу «Шифровка для Блюхера», поставленную на сцене Хабаровского краевого театра драмы в 1966-м. В следующем году на экраны страны вышел фильм «Пароль не нужен» (Семенов переработал пьесу в сценарий), где одним из главных героев является разведчик Максим Максимович Исаев. Его роль в фильме исполнил Родион Нахапетов. Вместе с покидающими Владивосток эмигрантами отплывает и Исаев, чтобы продолжить работу за рубежом. Следующая встреча состоится уже в сериале «Семнадцать мгновений весны», где он действует уже как Штирлиц.

Коллектив киностудии. 1-й ряд: И.С. Поляков, А.Т. Законова, И.И. Чешев, Б.К. Сарахатунов, В.П. Алехин, Е.Н. Пошатаев, Ф.А. Фартусов, Ф.А. Шадрин, Т.А. Баранова, П.Г. Попченко, В.В. Анненков. 2-й ряд: Е.Т. Степанова, В.Ф. Мазур, Т.П. Волкова, В.Д. Родинцева, Рыжов, А.И. Караваев, Г.Н. Лысяков, И.Ф. Зинатулин, А.В. Личко, А.И. Игнаков, В.А. Сосновский, А.Н. Грибов, А.П. Михлик, В.Н. Каменев, Д.А. Щуруба, Т.Г. Коровина. 3-й ряд: О.П. Романов, Т.М. Васильева, В.Т. Круглов, В.А. Сурнин, Г.В. Фомин, Л.В. Малахова, Л.И. Чулкова, Э.М. Голодницкий, Л.А. Дубровская, Г.Л. Овчинникова, Е.А. Васильева, Л.А. Ершова, П.М. Даниленко, В.Н. Савицкий, Е.В. Зубова, Н.Н. Королева. 4-й ряд: Г.М. Безгубенко, О.Н. Марченко, И.В. Евстигнеев, В.М. Беляков, И.В. Мирный, А.И. Чешев, В.П. Васильев, Е.А. Мирошниченко, Е.Е. Шумилина, А.В. Кононенко, А.К. Рыбакова, Т.Ф. Мирная, Н.А. Клочко, Н.С. Игнаточкина, Ю.А. Михлик, А.П. Яковенко, М.А. Семенова, С.В. КараваевСудя по документам, именно в эти годы на Дальнем Востоке началось активное киностроительство. К началу 1960-х отдел кинофикации краевого управления культуры докладывал о завершении сплошной кинофикации Хабаровского края. На его территории действовало более тысячи киноустановок, в каждом населенном пункте, насчитывающем 50 и более дворов, имелась своя киноточка, квалифицированные кадры готовила краевая школа киномехаников. Примечательно, что для закрепления киномехаников в северных районах края лица коренной национальности зачислялись в школу на полное государственное обеспечение, включавшее питание, проживание и стипендию. За короткий период построили 27 кинотеатров — в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Амурске, Вяземском, Охотске и других населенных пунктах. Практически в каждом микрорайоне Хабаровска был свой кинотеатр — «Мир», «Дружба», «Октябрь», «Юбилейный», «Молодежный», «Пионер», «Спутник», «Луч» и другие.

Экскурсия по выставкеГоворя о сплошной кинофикации, нельзя не упомянуть о кинообслуживании детей. На городских улицах рядом с детскими садами в те годы можно было увидеть автобусы с затемненными стеклами, вокруг которых собирались дети. Это были передвижные детские кинотеатры «Малютка». В салоне размещался зрительный зал на 60 посадочных мест, киноаппаратура и экран. «Малютка» могла проводить по 6–8 сеансов в день для 360–400 зрителей. В 1964 году для края было заказано пять кинопередвижных автобусов, в том числе два для Хабаровска.

Альберт Самойлов демонстрирует экспонаты выставкиВообще молодому населению уделялось большое внимание. Специализированные кинотеатры «Пионер» и «Молодежный» кроме вечерних сеансов показывали детское кино. Благо выбор был неплохой, а билеты стоили всего 10 копеек (детские кинотеатры освобождались от налога со зрелищ). Кто-то из хабаровчан, наверное, помнит, что в детском парке организовали небольшой кинотеатр на 40 мест в настоящем самолете ИЛ-12. Только за два летних месяца 1961 года было проведено 397 киносеансов для более 12 тысяч детей. Летние и зимние школьные каникулы тоже невозможно представить без походов в кинотеатр, а в пионерских лагерях кино служило любимым и подчас единственным развлечением.

В эти годы появился и популярный у хабаровчан клуб «Киноглаз», бессменным руководителем которого был известный хабаровский искусствовед Эдуард Моисеевич Корчмарев. Первое заседание клуба — просмотр и обсуждение фильмов Михаила Богина «Двое» и «Зося» — состоялось 27 июля 1967 года в кинотеатре «Гигант». Члены «Киноглаза» посмотрели лучшие фильмы XX века — работы Козинцева и Абуладзе, Тарковского и Параджанова, Хуциева и Панфилова, Шепитько и Климова, Антониони и Бергмана, Феллини и Куросавы. Принимали здесь и гостей — выдающихся режиссеров, актеров, сценаристов и кинокритиков.

Г.Н. Лысяков на открытии выставкиПропагандой и популяризацией достижений советского и зарубежного киноискусства занимался и «Далькиноцентр», в задачи которого входила лекционно-концертная деятельность и организация встреч с мастерами экрана. Деятельность бюро распространялась на весь Хабаровский край. Руководила Далькиноцентром Людмила Елисеевна Ольшанова, вся жизнь которой неразрывно связана с кино. В архивном фонде «Далькиноцентра» есть альбомы с фотографиями и автографами Ларисы Удовиченко, Люсьены Овчинниковой, Натальи Крачковской, Владимира Конкина и других киноактеров и кинодеятелей, побывавших с творческими визитами в Хабаровском крае. Все они оставили восторженные отзывы о своем пребывании в нашем городе, слова благодарности сотрудникам «Далькиноцентра». Одно из свидетельств этого — стихи Фрижетты Гукасян, легендарного редактора студии «Ленфильм»:

Улыбаюсь, приезжая,
И печалюсь, улетая
Из далекого-далека,
Из Хабаровского края.
Если выпал тебе случай
В глубь «Гиганта» заглянуть,
Выпить чаю в «Пропаганде»
И в Монгохто завернуть,
Видеть Ванинские кручи
И Совгавань в черной туче,
Океанский край могучий,
Это значит — ты везучий.
Я печалюсь, уезжая
Из Хабаровского края,
Оставляю здесь друзей:
Нелю, Олю, Лору, Лену
И... Людмилу Елисевну!

исунок Эдуарда Назарова – автора мультфильма «Жил-был пес»Говоря о людях, работающих в сфере кино, нельзя не вспомнить Василия Степановича Бондаря, который почти полвека был директором кинотеатра «Гигант». В кино начал работать еще в 1939 году директором «Совкино». Вернувшись с войны, стал директором «Гиганта». Его массивная фигура частенько возвышалась в фойе кинотеатра. Он любил общаться со зрителями, все с ним здоровались, и казалось, он знает каждого. «Гигант» и по сегодняшним меркам относится к крупнейшим кинотеатрам страны, а в 1931-м, когда он открылся, полностью соответствовал своему названию.

Александр Личко покоряет тундру. 1950-еЭстафету Бондаря подхватил Николай Николаевич Ершов, который прошел путь от киномеханика до генерального директора киноциркового объединения. Ему пришлось работать, когда «важнейшее из искусств» осталось не у дел. Кинотеатры закрывались, оставшиеся пытались выжить за счет аренды помещений. Приходилось вступать в «рыночные отношения»: добывать деньги, ездить на кинорынки. Ситуация начала выправляться, «Гигант» в 2004 году признали лучшим региональным кинотеатром страны, лауреатом национальной премии «КИНО ЭКСПО», а в 2005-м удостоили диплома и статуэтки «Ника». Да и самого Н. Н. Ершова награды не обошли. Он член Академии кинематографических искусств «Ника», почетный кинематографист России.

Оператор Валентин МирныйЧем еще славился Хабаровск в области киноискусства? Здесь была своя студия кинохроники, одна из старейших в стране, где создавалась кинолетопись края. Возведение бульваров на месте Плюснинки и Чердымовки, приезд Юрия Гагарина в Хабаровск, первый беспосадочный перелет Хабаровск — Москва... В лучшие годы выпускалось до 60 киножурналов «Дальний Восток» и до 15 документальных фильмов. Каждый выпуск киножурнала тиражировался и демонстрировался во всех кинотеатрах Дальнего Востока через государственную систему проката. Как одна из лучших киностудий страны в 1977 году она была награждена орденом «Знак Почета» и стала называться «Дальневосточная ордена „Знак Почета“ студия кинохроники».

Федор ФартусовФильмы и киножурналы создавались не только для дальневосточных зрителей. Они демонстрировались в кинотеатрах Советского Союза, на экранах местного и центрального телевидения. Многие киноленты становились участниками и призерами всесоюзных и международных кинофорумов. Здесь работали кинооператоры — профессионалы своего дела Иван Иванович Чешев, Валентин Григорьевич Мирный, Александр Васильевич Личко, Александр Васильевич Борзунин, Федор Алексеевич Фартусов, Юрий Ананьевич Михлик, Геннадий Никифорович Лысяков. Они оставили свой яркий след в создании документального кино и заложили солидную профессиональную базу для молодого поколения кинооператоров.

Оператор Юрий МихликНо Дальневосточной студии кинохроники не стало. В госархиве края хранится только личный фонд Ф. А. Фартусова, который передала его жена, и три личных дела кинооператоров (Личко, Бозунина, Чешева), оставленных на постоянное хранение киностудией. Судьба же архивного фонда киностудии, а это 3,5 тысячи документов на кинопленке, и вовсе плачевна, поскольку они находятся в неприспособленном для хранения помещении. На открытии выставочного проекта кинематографисты, которые продолжают работать на дальневосточной земле: Геннадий Никифорович Лысяков, Игорь Валентинович Мирный, Альберт Михайлович Самойлов, с горечью говорили о том, что пока решается судьба фильмофонда, он приходит в негодность.

Кинооператоры Иван Чешев и Николай ЛыткинГеннадий Никифорович Лысяков, автор более 70 фильмов о Дальнем Востоке и тысячи сюжетов кинохроники, безвозмездно передал в архив уникальные фотографии о съемках в самых недоступных местах дальневосточного края, личную кинокамеру «Конвас-автомат» и семейную реликвию, доставшуюся от отца, — трофейный немецкий фотоаппарат. Людмила Елисеевна Ольшанова поделилась фотографиями о пребывании в Хабаровске известных киноактеров — Евгения Леонова, Люсьены Овчинниковой, Натальи Крачковской и других. Начал подготовку документов для передачи в архив любитель и знаток киноискусства Эдуард Моисеевич Корчмарев. Заместитель генерального директора Государственного архива Хабаровского края А. В. Размахнина вручила благодарственные письма всем, кто пополнил архивный фонд Российской Федерации уникальными документами, фотографиями и экспонатами.

Елена НИКИШИНА