- Российский фонд культуры. Хабаровское отделение
- Дорогие друзья!
- Уважаемые читатели!
- Генерал-губернаторы Приамурского края
- Поиски и находки
- Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские сёла
- Лики гармонии и надежды
- Триада
- О чём напомнил старинный напев
- По взмаху дирижёрской палочки вершится волшебство
- Лесные ветры дули ей в лицо, а путь освещали люди-звёзды
- «Печалит меня в этом мире человек...»
- Когда в альбом тебе писали...
- Мир японских кукол соткан из преданий и легенд
- Люди Амура
- Натурщицы
- “Смотри, это птица взлетает...”
- Полузабытая судьба
- Вернисаж «Арт-подвальчика»
- Алексей ЧЕРКАСОВ
Я долго думал, написать об этом или не стоит? Есть много книг о жизни нанайского народа, но еще одно воспоминание не помешает, тем более, что каждый человек видит событие с какой-то одной стороны. Даже нынешние музеи не отображают достаточно полно жизнь амурских нанайцев. Сегодня нанайский народ, или наани, имеет своих ученых, поэтов, писателей, певцов с мировой известностью. Цивилизация, а главное, общение с русскими переселенцами сыграли свою положительную роль.
Утром я осмотрелся. Поселок расположен на двух островах. Через протоку, на другом острове, стоят в один ряд домики-фанзы. Думаю, что их устройство не менялось тысячи лет. Устройство самое примитивное: делается из тальника плетеный каркас, потом с обеих сторон обмазывается глиной. Пол земляной, крыша кроется травой-вейником. Потолка нет. Делается простой очаг, туда вмазывается большой чугунный котел; от очага тянется по полу глинобитный дымоход, который выходит наружу, переходя в трубу. Дымоход застелен циновкой, сплетенной из расщепленного тростника. В изголовье — небольшие подушки, набитые волосом. Снаружи дымоход, в 3–4 метрах от фанзы он переходит в трубу, сделанную из скрепленных 3–4 досок, высота которых 5–6 метров. Иногда труба загоралась от горячей сажи, и тогда хозяин срубал ее и ставил новую — тоже из досок. Около фанзы ставили небольшой рубленый сарайчик на высоких столбиках. Столбики, как правило, сверху обивали листами жести — от крыс и мышей. Тут же лежала трап-лестница, которая после использования от сарайчика убиралась. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отвез меня в Найхинскую школу-интернат. Обычно, когда заходит разговор о судьбе малочисленных народов в царской России, то слышишь только отрицательное: мол, и спаивали их, и купцы за бесценок отнимали пушнину, и попы одурманивали. Однако у меня сложилось другое мнение, когда я уже после нанайцев познакомился с жизнью чукчей, поработав несколько лет на Чукотке. Мнение прямо противоположное. И вот я живу в интернате. Здание построено до революции, есть три классные комнаты, спальня, столовая, которая в учебные часы превращалась в спортзал, банька, рядом — фруктовый сад, состоявший только из уссурийских груш и амурских дикоросов. При школе прекрасная библиотека научно-популярных и художественных книг. Жизнь проходила, в основном, на классных занятиях. Часто в школе устраивались вечера отдыха, куда приходила молодежь из поселка. На вечерах развлекались, как умели: танцы, игры; плясуны устраивали перепляс — кто больше коленцев выкинет. Из самодеятельности вспоминал один номер, когда выступающий кусал осколок оконного стекла. По спине бегали мурашки, когда слышно было, как хрустело это стекло на зубах, а он еще запивал его водой. Вспоминаю еще «борьбу»: человека наряжали так: на спине приделывали две головы, а сам он при это вставал на четвереньки, и казалось, будто борются два маленьких человека. Было фехтование на длинных и коротких палках. Нанайки приходили в специальных халатах, у старых женщин в носу было кольцо. Но пришло новое время, и пришла новая самодеятельность. Проводилась борьба со старым, постепенно внедрялось новое. В школе на вечерах мы иногда разыгрывали сценки борьбы за новый быт или вели пропаганду медицины. Сами ребята сочиняли маленькие пьесы с подходящими сюжетами. Например, заболел человек, к нему, как раньше было принято, приглашали шамана. Наряженный актер усердно бил в бубен, гремел погремушками, но больному ничего не помогало. Тогда, по пьесе, звали русского доктора. А так как в школе я был единственным русским, мне и приходилось исполнять эту роль. С важным видом, в белом халате, пояс от которого волочился по полу, я шел из-за ширмы к больному, заставлял его показывать язык, палочкой мерил температуру, потом давал «таблетку» — маленький кусочек сахара — и «больной» выздоравливал. Так торжествовала медицина и был посрамлен шаман. Помню, как проверяли всех государственных служащих на предмет лояльности к новой власти. Комиссия (откуда не помню) разбирала каждого работника на общем собрании в школе, и нас тоже обязывали присутствовать. Считалось, что дети должны приучаться к общественной жизни. А то еще была проверка — нет ли «обуржуазивания» среди работников (главным образом, русских). Для этого ходили по квартирам и делали обыски. Если находили запас новых тканей, просто конфисковывали их. Была еще проверка нашего маленького магазина, скорее, даже деревенской лавки. Меня включили в состав комиссии как представителя школы. К счастью, в комиссии по раскулачиванию детей не включали. Но раскулачивание было.
Зима 1930 года была для нас трудной. Хлеба за едой давали только маленький кусочек, зато соленой кеты было много. Нас ей всю зиму кормили. В то время нанайцы рыбы ловили много. Обычно из тушки кеты ножом вырезали четыре пластины, оставляя голову и хребет собакам. Пластины вывешивали на солнце, сушили. Некоторые пластины подсаливали, получалась соленая юкола. Это был зимний запас. Хлеба нанайцы не пекли, но делали на пару пампушки и лепешки, сдобренные рыбьим жиром. Такая лепешка на морозе не замерзала, что очень важно для охотника в тайге. Хотя в соседнем русском селе Троицком была православная церковь, нанайцы жили по своим законам и традициям. В случае необходимости обращались к шаману, а то и сами лечили больного. Считалось, что в заболевшем человеке сидит чёрт, которого надо выгнать. Ночью садились в кружок вокруг захворавшего и кричали то вместе, то в разнобой: «Га-га!». Если человек выздоравливал, верили, что чёрт испугался и убежал. Когда-то Мао Цзэдун, претендуя на земли советского Дальнего Востока, заявлял, что народы Амура экономически всегда были связаны с Китаем. Но за все время жизни в Торгоне и Найхине я не замечал особого влияния китайцев. Верно, курительные трубочки из меди на длинных чубуках у пожилых нанайцев были явно китайского производства. Да еще халаты из китайского шелка, но с нанайской вышивкой, копья для охоты, и все. Там не было ни китайских лавочек, ни пагод. Впрочем, как не было и православных храмов в нанайских стойбищах. Шаманы вполне удовлетворяли все потребности населения. В 1929 году у нас создали пионерский отряд. Мы все дружно повязали красные галстуки и твердо знали, что если кто-то схватит за него и скажет: «Ответь за галстук!», нужно заявить: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь!». Летом этого же года нас повезли на экскурсию в Хабаровск и Владивосток. Там нас не очень гостеприимно встретили уличные мальчишки. Владивосток запомнился тем, что нашу группу в чистеньких рубашках и пионерских галстуках провожали обидными криками, вроде таких: «Пионеры — лодыри, царя-бога продали. Денег накопили, галстуков купили». Наша руководительница сказала, чтобы мы не отвечали и не обращали внимания на крики детей «недобитых буржуев». К моменту приезда нашей семьи в Торгон Амур был уже достаточно населен. За время его массового заселения каждую зиму по Амуру и его протокам организовывалась почтовая связь. В крупных селах были созданы почтовые станы. Такой стан был и в Торгоне. По найхинской протоке стояли вмороженные в лед длинные веники — указатели дороги для почтовых троек. Так что нанайские охотники и рыбаки стали заправскими ямщиками. Звон бубенцов почтовой тройки я услышал раньше, чем прочитал об этом в книгах. Но скоро, к моменту строительства Комсомольска-на-Амуре, почту стали развозить на автомобилях и почтовый стан закрыли. Дорогу стали чистить от снежных заносов заключенные. Наступило бурное и неспокойное время. Планов по лову рыбы, и государственных, и встречных, стало больше, а нанайцам речных даров оставалось все меньше и меньше. Колхоз «Интегральный охотник» переименовали в «Новый путь», но это уже совсем другая история. Николай ВОЗНЮК |
|||
|