- Российский фонд культуры. Хабаровское отделение
- Дорогие друзья!
- Уважаемые читатели!
- Генерал-губернаторы Приамурского края
- Поиски и находки
- Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские сёла
- Лики гармонии и надежды
- Триада
- О чём напомнил старинный напев
- По взмаху дирижёрской палочки вершится волшебство
- Лесные ветры дули ей в лицо, а путь освещали люди-звёзды
- «Печалит меня в этом мире человек...»
- Когда в альбом тебе писали...
- Мир японских кукол соткан из преданий и легенд
- Люди Амура
- Натурщицы
- “Смотри, это птица взлетает...”
- Полузабытая судьба
- Вернисаж «Арт-подвальчика»
- Алексей ЧЕРКАСОВ
ТРИАДА (троичность) — единство трех лиц, предметов, понятий. На чем зиждется театр с таким названием? Что пытается объединить? Кем творится? Как творится? Ставит цель? Весь долгий творческий путь театра от любительской студии в 1975 году до театра-студии в 1989 и наконец до статуса муниципального в 1995 — он остается единственным и уникальным на Дальнем Востоке. Уникальным, потому что артистов такого жанра не готовят ни в одном театральном институте страны. Потому что для таких театров не пишут драматурги. Потому что родился и живет он только творческой мыслью своего создателя — Вадима Гоголькова. Сегодня в репертуаре театра одиннадцать спектаклей. Особенно любима зрителем «клоунская серия»: спектакли «Наш дом», «Дворюги», «Коловращение». Дворюги — обитатели нашего дома, добрые и милые люди, живущие в каждом дворе, в каждой квартире. Жизнь по-разному «коловращает» их, но все равно они выходят во двор, чтобы поделиться с соседями своими радостями и невзгодами, поиграть в домино, совершить кругосветное путешествие в банном тазике. Человек склонен посмеяться над другим человеком, и только клоун смеется над собой, упавшим в лужу. Три сезона в репертуаре театра существует спектакль «О! Блин-шоу!». Каждую пятницу он неизменно собирает зрителей самых разных возрастов. Несложный арифметический подсчет показывает, что его посмотрели около половины жителей Хабаровска. А вы видели «О! Блин-шоу!»? Тогда вы знаете, над чем смеются каждую пятницу в Хабаровске. На сегодняшний день спектакли жанра клоун-мим-шоу не составляют всей афиши театра. В репертуаре — «Чайка» А. П. Чехова, «Страсть» по мотивам «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, «Старик и море» по повести Э. Хемингуэя, «Страна слепых» по Г. Уэллсу, «Дорога в небо» по пьесе А. Слаповского. Спектакли «Крысы» и «Откуда Я» имеют внутритеатральное авторство. Такой «перевес» серьезного репертуара означает, что театр сегодня стремится уйти от строгих жанровых рамок театра пантомимы. На равных правах в ткани спектакля существуют музыка, пластика, слово. Коллектив влечет к театру синтетическому, и не только по объединению компонентов, но и по глубине мысли, переосмыслению драматургии, поиску собственных выразительных средств. Например, в спектакле «Старик и море» центральным становится образ Карнавала как мироощущение, освобождающее человека от страха бытия. Закон Карнавала — общая свобода, его природа — оргия, оказались близки идее Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Таких примеров, когда тема, затронутая в спектакле, поднимается до философских обобщений, можно приводить много, этим театр и интересен, этим он и привлекает своего зрителя. Театральным событием города стала премьера «Чайки». Спектакль занял первое место среди режиссерских работ сезона. Исполнитель роли Треплева Алексей Толстокулаков стал лауреатом фестиваля «Звезды дальневосточной сцены» в номинации «Первая мужская роль». Решение спектакля мне видится одновременно и образным, и привязанным только к этому театру, к его актерам. По режиссерскому замыслу актеры появляются в современных, реальных костюмах и сначала пытаются прочесть Чехова буквально по книжке, затем, словно «примеряя» персонажи, пробуют надеть костюмы, обзавестись аксессуарами. И, наконец, в четвертом акте приходят к бытию, чувствованию в мифологеме чеховских героев, неважно в какой оболочке. Конечно, прием не нов, но в современном театре, когда уже, кажется, все изобретено, интересно следить не за оригинальничанием, а за точным воздействием определенного приема на зрителей, на раскрытие авторской мысли. А в данном случае режиссерский прием становится мощным средством постижения театром Чехова, взрослением актеров на прекрасной драматургии. Спектакль получил высокую оценку театрального критика Ирины Мягковой. Мы позволим себе процитировать ее отклики, опубликованные в московском журнале «Театральная жизнь»: «Есть несколько моментов в спектакле, когда вдруг возникает странный, таинственный звук — своего рода поэтическая побудка, отключение от линейного развития сюжета, возможно, тот самый звук лопнувшей струны из „Вишневого сада“, и все персонажи в секундной позе обнаруживают свои истинные намерения и чувства.... Любовная игра, соблазнение, чувственная радость и чувственное томление занимают в этом спектакле значительное место. Конечно, не без участия пластики, порою даже чуть слишком остро характерной. Но также и за счет прекрасной музыки „штатного“ композитора театра Дмитрия Голланда, и в результате особого внимания к тексту пьесы, где Гогольков обращает внимание на то, что другие, как правило, просто пропускают». В апреле 1998 года в «Триаде» состоялось еще одно важное событие — премьера спектакля «Дорога в небо» по пьесе современного драматурга А. Слаповского «От Красной Крысы до Зеленой Звезды». Это дипломный спектакль для наших артистов, которые в этом году завершили обучение на театральном факультете Хабаровского института искусств и культуры. Артисты стали дипломированными специалистами. И хотя не мной, но верно сказано, что талант дипломом не дается, это тоже определенный этап для театра, который не столько дает привилегий, сколько обязывает соответствовать таланту и диплому. Особенность этого спектакля еще и в том, что ставил его режиссер-педагог, ректор института искусств и культуры Николай Щербина. Пластическая и музыкальная идея Вадима Гоголькова. Особенность драматургического материала (пьеса представляет собой девять коротких новелл) заставила постановщиков поискать объединяющую идею, которая нашла свое выражение в страстном танго на музыку Александра Новикова и жанровом многообразии спектакля от трагедии до фарса. Зритель, безумно любящий актеров «Триады» и оставляющий робкие признания в любви на оборотной стороне совершенно серьезной анкеты театра, наверное, обидится, не прочитав в этой заметке дифирамбов Алексею Толстокулакову, Валерии Гавриловой, Андрею Алашову, Марине Ефремовой, Владимиру Токареву, Ольге Бирюковой, Алексею Звереву, Галине Яковлевой, Павлу Оглуздину, Валерии Маловой, но мы считаем, что это отдельная, большая тема, требующая продолжения. 23 мая театр отметил свое «официальное» девятилетие. Дата вроде не круглая, но для «Триады» (напомним — троичность) она кажется необыкновенно значимой. И еще на трех составляющих зиждется театр «Триада»: фантазия, молодость, потенциал. Фантазия неисчерпаема, молодость неизбывна, потенциал безграничен. Анна Шавгарова, |
|||
|