- Российский фонд культуры. Хабаровское отделение
- Дорогие друзья!
- Уважаемые читатели!
- Генерал-губернаторы Приамурского края
- Поиски и находки
- Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские сёла
- Лики гармонии и надежды
- Триада
- О чём напомнил старинный напев
- По взмаху дирижёрской палочки вершится волшебство
- Лесные ветры дули ей в лицо, а путь освещали люди-звёзды
- «Печалит меня в этом мире человек...»
- Когда в альбом тебе писали...
- Мир японских кукол соткан из преданий и легенд
- Люди Амура
- Натурщицы
- “Смотри, это птица взлетает...”
- Полузабытая судьба
- Вернисаж «Арт-подвальчика»
- Алексей ЧЕРКАСОВ
По словам организаторов выставки, сотрудников Дальневосточного художественного музея, искусство коренных народов Дальнего Востока и Северной Америки достойно входит в круг культурных ценностей мирового значения. Поистине уникальные художественные произведения, принадлежащие к «вечному искусству архаики», представлены на выставке «Лики гармонии и надежды». Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства из собраний Дальневосточного художественного музея, Российского фонда культуры (Хабаровское отделение), Фонда за возрождение коренных народов Сибири и Дальнего Востока (Сиэттл, США), а также из мастерских российских и американских художников. Разные страны, разные люди, но сколько общего и в искусстве, и в судьбах. Творчество дальневосточного художника Николая У называют уникальным прежде всего потому, что он возродил древнее искусство резьбы по дереву. Искусствовед Татьяна Лементович говорит о том, что, выходя в своем творчестве далеко за рамки народного ремесла, автор создает произведения, которые отличаются совершенством художественной формы. Николай У нашел себя в графике. Его стилево-примитивистские листы, выполненные в технике гуаши, удивительно экспрессивны и национальны по своей содержательной сути. Искусствоведы считают, что в этом европейском виде искусства Николай У утвердился как талантливый художник, оставаясь одним из ярких представителей культуры своего народа. Художница Сюзан Пойнт тоже возродила искусство своего народа сэйлиш. Она изучала древние предметы в музеях, черпала знания из книг. Сюзан Пойнт занимается монументализмом и оформляет такие современные материалы, как стекло, сталь, цемент, в традиционном стиле искусства своего народа. Народ зуни издавно занимался мозаикой из полудрагоценных камней в ювелирных украшениях. Вероника Поблано работает и в традиционном стиле, и в современном. Впрочем, по мнению знатоков, от других ювелиров Вероника отличается своим авангардизмом. Хабаровский художник-ювелир Валентин Самар идет от истоков своего народа. Да, у нанайских женщин всегда была особая любовь к украшениям из серебра, они гармонично дополняли праздничную одежду. Даже в названиях ювелирных изделий художник обращается к родному языку. Однако, как заметила Татьяна Лементович, художественный язык, которым выражает себя Валентин Самар, испытывает влияние европейской культуры, и найти свой стиль — задача автора. Как важно, чтобы на пути встретился настоящий учитель. Путь в мир прекрасного художник Айзак Тэйт из племени нишга начал с резьбы по дереву. Этому он учился у отца. Позднее художник перешел к резьбе по полудрагоценным камням, и вот появилось новое направление в ювелирном мастерстве. Вышивальщиц Ларису Бельды и Любовь Самар называют потомственными мастерицами. С тихими песнями матери, со сказками, нашептанными бабушками, приходило понимание красоты. Художницы создают ритуальные вещи, сохраняя традиции женского нанайского искусства. Джон Хувер — алеутский резчик по дереву. Этому художнику близка русская культура, так как его мать в детстве была удочерена русским священником. Именно православные иконы вдохновили Джона Хувера на творчество. В ряду участников выставки стоят такие имена, как Маркус Амерман из народа чакта с юго-восточного района США, Конрад Хаус — представитель многочисленной индейской нации навахо штатов Аризона и Нью-Мексико, Дэн Ломахафтеуа из племени хопи штата Аризона, Марвин Оливер — представитель племени квиналт, Лиллиан Питт — потомок народов якама и уаско, алеут Денис Уоллас. Художник Дэн Ломахафтеуа изучает петроглифы коренных народов мира и, отталкиваясь от этих рисунков, создает собственные композиции на холсте и бумаге, наполненные сочными цветами. Дэн недавно побывал в Хабаровске, встречался с нашими художниками и мастерами, посетил некоторые села. По его словам, он мечтает вернуться сюда спустя несколько месяцев, чтобы изучать амурские петроглифы.
Много общего в искусстве двух стран. Но самая великая ценность — бережное отношение американских и российских художников к культуре своих народов. На выставке «Лики гармонии и надежды» в окружении уникальных экспонатов можно услышать тихие напевы далеких эпох. Творчество коренных народов разных стран не затерялось во времени. Его краски по-прежнему ярки. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|