- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
На Дальнем Востоке государственное устройство и решение вопросов об улучшении быта коренных народов Севера началось только после окончании Гражданской войны и интервенции, установления власти Советов на местах и образования при Отделе управления Дальневосточного Революционного Комитета Туземного подотдела. Именно этот орган, который позднее стал называться Комитетом содействия народностям северных окраин, стал активно распространять свое влияние на туземные племена, ведя организационную работу среди туземного населения Дальнего Востока. «...к началу 1925 года, — как констатировал комитет, — подготовительная работа, дававшая материалы к тому, чтобы наметить все основные мероприятия со стороны органов власти для поднятия культурно-экономического положения туземных племен, была уже закончена, оставалось только привлечь само туземное население к строительству своей жизни, услышать подлинный голос туземца, а этого одними обследованиями и информационными сводками, получаемыми от уполномоченных по туземным делам отдельных районов, достичь было нельзя. Необходимо было созвать съезд туземцев Дальнего Востока и непосредственно от представителей всех многочисленных туземных племен услышать о том, каким образом советская власть может помочь туземцу встать в ряды культурных народов». Эту задачу и предстояло решить первому туземному съезду Дальневосточной области. Редкая книга «Первый туземный съезд ДВО» (протоколы съезда с вводной статьей А. Липского), изданная Комитетом содействия народностям северных окраин при Президиуме Дальревкома в 1925 году, хранится в Государственном архиве Хабаровского края. При более внимательном знакомстве с книгой мы можем и сегодня почувствовать, ощутить атмосферу доброжелательности и свободы, царившую во Дворце труда 78 лет назад во время съезда. В предисловии к книге дан краткий исторический обзор маньчжуро-тунгусских племен бассейна Амура, подготовленный уполномоченным по туземным делам Николаевского района А. Липским, насыщенный ценнейшими сведениями обо всех сторонах жизни тунгусов, богатейшим статистическим и аналитическим материалом. Ценность книги заключается еще и в том, что в ней скрупулезно, день за днем отражен весь ход работы съезда с деталями и подробностями; с удивительной точностью воспроизведены самобытность, колорит и интонационное звучание эмоциональных выступлений туземцев — делегатов съезда. Чтобы не быть голословной, приведу выступление гольда Алексея Джоскора, делегата съезда, наполненное тревогой и волнением за будущее: «Сейчас нас на съезд мало съехалось — по два, по три от стойбища, да и то не от всех. Сейчас у нас на съезде мы говорим, что все говори, что все это хорошо, что и комсомол нужно, и учиться надо, и женщин надо перестать продавать. А приедем мы домой, кто нам поверит? Кто нам даст возможность все это сделать? Скажут, что вы все это выдумываете. Как нам тогда заставить их послушаться? Нужно, чтобы нам дали отсюда какие-нибудь наказы». Первый туземный съезд Дальневосточной области проходил в Хабаровске в здании Дворца труда с 15 по 19 июня 1925 года. Именно здесь впервые сумели собраться вместе разрозненные туземные племена, проживавшие в 20-х годах ХХ века на территории Дальнего Востока. Представители семи народностей Амура: орочены, нивхи, негидальцы, ульчи, тунгусы, нанайцы, якуты, всего 30 человек — 27 мужчин и 3 женщины с правом решающего голоса, избранные своими соплеменниками на туземных районных съездах, приняли самое активное участие в работе съезда. На съезд прибыло более двух третей всех делегатов, имевших право принимать решения по всем вопросам, обсуждавшимся на съезде. Кроме избранных делегатов на съезде присутствовало 60 человек туземцев-гостей с правом совещательного голоса, приехавших по собственному желанию из близлежащих районов. Это были в основном гольды и орочи с рек Кура, Урми и Тунгуска. Не присутствовали на съезде представители туземного населения Камчатки, так как сообщение с этим далеким краем «было сопряжено с большими трудностями». Съезд работал в течение пяти дней. В день торжественного открытия съезда делегатов приветствовали представители партийных и советских органов, общественных и профсоюзных организаций, Красной армии. Приведу только некоторые из приветственных речей. Член Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ДРК И. Ф. Федоров, открывая работу съезда «при переполненном зрительном зале Дворца труда», обратился к делегатам и гостям с такими словами: «Товарищи! Сегодня впервые на Дальнем Востоке, впервые в истории советского строительства под защитой законов Советской власти собрались распыленные по окраинам Дальнего Востока туземные племена для того, чтобы свое дело, свою жизнь строить по-новому и самим — применительно к укладу жизни в тайге, по тундрам и горам». «Перед съездом стоят большие задачи, по ним надо вынести четкие решения. И решения эти будут важными и жизненными, потому что их вынесут сами туземцы», — так звучало приветствие Яна Борисовича Гамарника, председателя Дальревкома и Комитета содействия народностям северных окраин. Делегат съезда гольд Михаил Бельдай (Актанка), приветствуя съезд от Хабаровского туземного района, сказал следующее: «Советская власть уже много нам дала, она созвала нас и на этот съезд, чтобы узнать, что еще нам нужно и как мы желаем наладить нашу жизнь. Будем всемерно поддерживать Советскую власть». А тунгус Пономарев из Забайкальской губернии констатировал: «Нас выбрали для того, чтобы при поддержке красной власти мы могли обсудить наши нужды и устроить нашу жизнь. Это мы и будем делать». Следует обратить внимание на то, что многие из присутствовавших делегатов-туземцев не знали русского языка и поэтому говорили на родном языке. В связи с этим на протяжении работы всего съезда переводчики были самыми востребованными. «Во всех случаях, когда оратор-туземец за незнанием русского языка бывал вынужден говорить на своем родном наречии, он сам выбирал переводчика из числа своих соплеменников, знающих русский язык, учитывая важность точности перевода своей речи». И это свидетельствует о том, что каждый делегат хотел, чтобы его услышали, а самое главное — правильно поняли. Затем, как и полагалось по регламенту, по предложению уполномоченного по туземным делам Амурской области т. Иванова были посланы телеграммы председателю ЦИК М. И. Калинину и председателю Комитета содействия народностям северных окраин при ВЦИК После приветствий делегатам съезда были торжественно вручены берданки с подсумками и патронами, портреты Ленина и значки с его изображением, а также литература. Председатель съезда Я. Б. Гамарник, закрывая торжественное заседание первого дня работы съезда, выразил уверенность в том, что берданки, подаренные туземцам для «добывания средств пропитания», будут использованы ими «для борьбы против тех, кто посягнет на завоевания революции, так как туземцы хорошие стрелки». В последующие дни съезд заслушал доклады уполномоченных по туземным делам в районах ДВО «о работе среди туземного населения, среди туземных женщин и молодежи, о судоустройстве туземцев Дальневосточной области, об организации органов туземного управления и туземной кооперации, о работе Центрального статистического управления среди туземцев и многие другие жизненно важные вопросы, касающиеся государственного устройства туземного населения (здравоохранения, ветеринарии, народного образования, охоты, рыболовства, оленеводства)». Так, из доклада уполномоченного по Хабаровскому туземному району т. Гайдука узнаем, что «район относится к охотничье-рыболовному с зачатками огородничества. В нем проживает всего 5748 человек и около 200 человек кочевых тунгусов, кочующих по тайге в районе с. Карги. По своему племенному составу туземцы распределяются так: гольдов 3940 чел., удэхэ 1681 чел. (ороч Сихотэ-Алиня), тунгусов 313 чел. И 14 человек якутов. Гольды и орочи занимаются охотой и рыболовством, тунгусы — охотой и оленеводством, а якуты — рыболовством и скотоводством. Но главным образом — торговлей... В обследованных поселениях каждое семейство имеет земельный участок и занимается огородничеством, причем садят преимущественно картофель». Из доклада т. Липского, уполномоченного по Николаевскому туземному району, следует, что «в пределах туземного района в границах Николаевского уезда проживает всего 5286 человек туземцев, в том числе: гиляков 2493, тунгусов 1237, ульчей 759, негда 400, гольдов 240, орочей 157 человек». Подробно характеризуя все аспекты жизни туземных хозяйств, он делает особый акцент на изменении производственных основ жизни туземцев, а именно на появлении в их деятельности земледелия в форме огородничества. «Правда, здесь мы видим в наиболее ярко выраженной форме и наиболее примитивную стадию развития этого вида хозяйства. Под давлением нужды и сторонних культурных влияний пришельцев в край туземцы — и гиляки, и ульчи, и негда, и даже небольшая часть тунгусов — переходят к земледелию, усваивают и этот вид в достаточной степени тяжелого труда, но явно более надежно гарантирующего от случайностей, связанных исключительно с промысловой жизнью», — отмечает докладчик. Аналитические и статистические сведения звучали во всех докладах уполномоченных по туземным делам. Но не всегда предложения уполномоченных находили у делегатов-туземцев и гостей положительный отклик. Например, предложение т. Гайдука, уполномоченного по туземным делам Хабаровского района, о «необходимости отказаться от заготовки юколы и перейти к засолке рыбы» вызвало целый ряд эмоциональных выступлений делегатов съезда. Так, гольд Николай Тумали заявил: «Мы должны соблюдать свои интересы и сказать, что нам нужно. Нам говорят, что мы должны перестать делать юколу и солить рыбу, но нам нельзя прекратить делать юколу. Без нее нам нельзя будет на охоте самим кормиться и кормить собак». А Михаил Актанка не без иронии добавил к сказанному: «Никто из русских охотников не берет с собой на охоту хлеба, а берут сухари, потому что они легче. Вот и туземец вместо рыбы берет юколу, а не соленую рыбу, а потому туземцу прекратить ее делать никак нельзя. Кроме того, с соленой рыбы на охоте сильно будешь хотеть пить, а это гибельно для охотника». Очень остро обсуждался вопрос о гибели лесов от пожаров, который и сегодня также злободневен, как и в начале прошлого века. «До 70 процентов истребляемого ежегодно леса падает на лесные пожары, уничтожающие лесные богатства, и только 30 процентов используются с пользой. В связи с этим необходимы срочные меры по охране леса», — отмечал в своем докладе т. Иванов, уполномоченный по туземным делам в Амурской области. На это выступление гольд Гавриил Актанка в сердцах, не выходя к трибуне, спросил у присутствующих в зале: «А кто огонь пускает? Гольд, тунгус, орочен, якут, все на месте живут, ни один из них огня не пускает. Никто не будет себе палить, своего зверя палить. Никто не будет огонь пускать. Только китайцы и корейцы да русские огонь пускают». Обсуждая вопросы, связанные с судоустройством туземных племен Дальневосточной области, делегаты предлагали организовать свой суд «маленьких дел», а говоря «о кооперировании туземного населения», считали необходимым «создавать свою собственную туземную кооперацию — она, безусловно, необходима и без нее не обойтись». Положение туземной женщины волновало не только самих женщин, но и мужчин, пожалуй, в не меньшей степени, потому что туземных женщин с «большой охотой брали в жены корейцы и китайцы». От имени всех гольдских женщин Екатерина Удыкан обратилась к представителям власти с убедительной просьбой: «Установить порядок, как у русских, чтобы женщины выходили замуж по своему согласию и без продажи их, чтобы девочки не выдавались замуж до тех пор, пока не вырастут». А Николай Тумали, делегат от туземцев Ульчского подрайона, обратил внимание съезда еще на один важный вопрос: «Есть у нас среди туземцев шаманство, и этот вопрос я считаю больным. Почему? А потому, что шаманство есть обман, так же, как и попы. Кроме того, шаманство делает много вреда для народа, для туземцев особенно — народ они темный и верят в большинстве шаманам, а не верят врачам и фельдшерам». В процессе работы съезда были намечены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбных, охотничьих и лесных богатств в крае и упорядочение пользования ими. Съезд «признал своевременным и необходимым от промысла лососевых перейти к промыслу частиковых рыб». В целях охраны пушного зверя провести запуски (временный запрет на охоту), и в первую очередь на соболя. Организовать зверопитомники. Для упорядочения охотничьего промысла и в целях организации правильного снабжения туземного населения оружием и охотничьими припасами объединить туземцев в кооперативно-промысловые союзы охотников. Съезд принял постановление об усилении медицинского обслуживания, о школьном строительстве и об организации культурно-просветительской работы. «Наиболее подходящим и жизненным типом школ, способных поднять не только культурный уровень, но и экономическое положение туземного населения, было признано комплексное учебное заведение, например, училищно-медико-кооперативное, при котором должно быть общежитие для детей, заезжий дом для родителей, фельдшерский пункт, склады для огнеприпасов и мехов, лавка с предметами туземного обихода и небольшие кузнечные, столярные и бондарные мастерские». Для работы с взрослым населением решили открыть «пункты по ликвидации неграмотности или агитпункты, в которых должны вестись работы по линии комсомола, женотдела и детских коммунистических групп». 19 июня 1925 года первый туземный съезд Дальневосточной области закончил свою работу. Делегаты и гости разъехались по своим стойбищам с надеждой и верой в то, что «Советская власть будет им во все помогать, а они будут поддерживать Советскую власть на местах». Проблемы, обозначенные на съезде, во многом остались нерешенными и сейчас. Их актуальность не вызывает сомнения, как и 80 лет назад. Несмотря на тяжелое положение коренных народов Дальнего Востока, они по-прежнему живут на своих исконных землях, сохраняют свою уникальную, неповторимую культуру и язык. Но несомненно одно: без поддержки местных властей, правительства России, а также общественности, без создания для них «режима наибольшего благоприятствования» как в политике, так и в экономике и культурном строительстве их решить невозможно. Лидия ВАРАКСИНА Вараксина Лидия Александровна, научный сотрудник Госархива Хабаровского края. Коренная дальневосточница, родилась в бухте Терней Приморского края. По профессии библиотекарь-библиограф, по призванию — архивист. В Госархиве Хабаровского края работает около 25 лет. Архив, по ее мнению, это место, куда, придя однажды, возвращаешься вновь и вновь. Он полон тайн и загадок, которые делают жизнь ярче. |
|||
|