- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
Мы ехали в негидальское село Владимировка по льду Амгуни. Сияло яркое весенное солнце, нестерпимо сверкал снег. Я вертела головой по сторонам в надежде увидеть рыбаков. Их не было. Я не утерпела и спросила, где же они? Оказывается, еще рано, рыбаки выходят на махалку, когда начинает темнеть. Хороший клев продолжается до полуночи. И тут одна из собеседниц, зная, что я мечтаю пообщаться со старейшей негидальской мастерицей, членом Союза художников России Анной Порфирьевной Надеиной, вспомнила, как несколько лет назад наблюдала уникальную картину: Анна Порфирьевна вытащила из лунки метрового тайменя! А. П. Надеина родилась в 1916 году в селе Дуки. Ее отец, негидалец Порфирий Никифоров, был шаманом, мать происходила из Кондона — она нанайка из рода Дигор. В годы Советской власти ритуальную одежду, бубны и культовые фигурки отца сожгли. «Русские — лоча сожгли, родители потом говорили о людях из НКВД», — добавила собеседница. Анна Порфирьевна Надеина до сих пор выделывает камус (шкуру с ног лося), скручивает нити из лосиных сухожилий и шьет торбаса. Только вот орнамент для отделочных полос вышивает дочь. Кстати, по выражению мастерицы, чтобы вырезать орнамент — надо иметь настроение. Выделка камусов лося (шкуры с ног животного) для торбасов — процесс сложный и длительный. По словам Анны Порфирьевны, снять шкуру с ног лося не так просто. Это надо уметь. Но вот камус в руках у мастерицы, теперь ей надо тщательно снять мездру. Тоже непросто, так как мездру снимают ножом, и велика вероятность повредить шкуру. Очищенную шкуру она растягивает для просушки на палочках. Высушив, скоблит ее инструментом «у». Затем кожаную поверхность камуса поливает рыбьим жиром, а для того чтобы он не промокал, коптит в дыму. Далее мастерица вымачивает камус и натирает его кожаную сторону мылом. Вымоченную шкуру сворачивает мехом наружу, обматывает тряпкой и кладет под пресс, роль которого обычно выполняет камень. После этого она берет в руки инструмент «кодояа» и скоблит камус. На следующем этапе камус мнет руками целый день, пока он не высохнет. В заключение Анна Порфирьевна разглаживает шкуру инструментом «чэчэн». Во время разговора А. П. Надеина проворно поднялась с кресла, принесла из кухни этот самый скобель и показала, как им пользоваться, чтобы «разгладить» шкуру. Детали из камуса она сшивает в торбаса сухожильными нитями тэмкэ. Их изготавливает из сухожилий суму с ног лося. Сухожилия снимает от сустава до сустава, сушит на воздухе. Как сказала Анна Порфирьевна, «лучше всего в мороз, если на солнце сушить, нитка рваться будет». Высушенное сухожилие она раздирает на волокна, которые и скатывает в нитку. Негидалки скатывают сухожильные волокна в нить на бедре движением на себя, а вот отдельные тонкие нити в более толстую — движением от себя. А. П. Надеина подчеркнула, что сухожильные нити делают с одного конца более тонкими, чтобы было удобно вдевать в иголку. И еще одно важное правило работы негидальских женщин, связанное с нитью (его озвучила дочь Анны Порфирьевны): они никогда не дают другому человеку иголку с ниткой, на конце которой завязан узелок. «Иначе мы с вами на том свете не встретимся, — объяснила Дарья Ивановна Надеина этот древний запрет. — Видеть друг друга будем, будем желать встретиться, будем горько плакать, но...» В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова хранится сумка для принадлежностей женского рукоделия работы Анны Порфирьевны Надеиной. Выполнена она в традиционной технике меховой мозаики сахэмат из небольших квадратных кусочков меха лося разного цвета. Сколько метров швов пришлось выполнить Анне Порфирьевне, чтобы собрать эти кусочки в единое целое и получить это прекрасное произведение?! Нередко прикладное искусство проигрывает «спор» за внимание Анны Порфирьевны Надеиной другому увлечению старейшей негидальской мастерицы — рыбалке. Она ходит на Амгунь с дочерьми: Дарьей Ивановной Надеиной и Галиной Ивановной Кондаковой. Зимой — с ноября по конец апреля — начало мая — подледный лов с махалкой. Днем щук без приманки ловят, ночью (с 6 вечера до 12 ночи) — налимов на мелкую озерную рыбку в качестве приманки. По словам знающих Анну Порфирьевну людей, она очень азартный рыбак. Не ловится у нее в этой лунке, долго ждать не будет, побежит новую лунку долбить. Дочери за ней. Отбирают пешню, выдалбливают новую лунку, а через некоторое время видят, как мать пытается продолбить лед для третьей лунки. Однажды, как потом, смеясь, рассказывала Галина Ивановна, они всю рыбалку с сестрой бегали за Анной Порфирьевной, долбили лунки. Но А. П. Надеина не только азартный, но и очень удачливый рыбак. Я уже писала, что ее добычей не раз становились огромные таймени. Сама Анна Порфирьевна говорит о своем рыбацком счастье так: «Я иду на рыбалку, говорю: „Ловись, только не таймень“. Его так тяжело вытаскивать». Дарья Ивановна на эти слова матери добавляет: «Мама за жабры его хватает, ложится и на себя тянет». Рыбачат Надеины круглый год. Лед сойдет, идут с закидушкой — леской с тремя крючками — ловить сомов и чебаков. С 20 июня по октябрь на блесну промышляют щуку, а с ноября опять начинается беспокойная зимняя махалка... Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|