- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
ЛегендаРассказывают старые люди, что давным-давно ульчи жили в подземельях. Рыли глубокие ямы и под землей устраивали свои дома. Освещали такие жилища светильниками из ракушек, в которые наливали жир и зажигали его. Жили в таких жилищах большими семьями. А когда в подземных жилищах умирали все члены семьи, там поселялись призраки и пугали живых людей. Рассказывают, что если мимо таких ям, в которых поселились призраки, проходил человек, совершивший дурной поступок, кражу чужих вещей, убийство, вероломство и другие злодеяния, из ямы поднималась железная рука и так сжимала человека, что он погибал. Но однажды нашлись два человека, два брата, которые ничего не боялись и решили проверить, правду ли говорят о призраках подземелья. Они запрягли собак в нарты и поехали к запретным ямам. Первым решил спуститься в яму старший брат. Младший помог ему, а сам остался наверху ждать. Долго сидел он у края ямы, но брат все не возвращался. Юноша почувствовал, что случилось что-то недоброе. Тогда он привязал нарты и собак подальше от ямы, взял лук и стрелы и спустился вниз. Вначале было очень темно, и он ничего не мог различить. Но вот стало светлее, и он увидел, что находится в большой комнате, которая освещается горящим жиром, налитым в большие ракушки. По комнате ходили молодые женщины и дети, одетые в богато расшитые яркие халаты. На их руках и в ушах блестели серебряные браслеты, кольца и серьги. Вдруг он увидел старшего брата, который лежал на полу мертвый. Юноша бросился к брату, но в это время к нему подошел седой старик и сказал: «Ты что так долго шел, он уже давно здесь». А женщины все повернулись к нему и стали звать: «Иди к нам, иди к нам». Но парень был смелый, не испугался, выхватил лук, натянул стрелу и пустил в старика. Сразу погас свет, только наверху ямы светилось яркое пятно. Юноша бросился к выходу, выскочил из ямы, побежал к нартам и погнал собак прочь от страшного жилища. Не успел он отъехать на некоторое расстояние, как собаки встали, не в силах сдвинуть нарты с места. Парень обернулся, чтобы узнать причину остановки, и увидел две железные руки, уцепившиеся за задние перекладины нарты. Не долго думая парень схватил топор, отрубил перекладину вместе с железными руками и погнал собак что есть духу домой. Примчавшись на загнанных собаках в деревню, он всем рассказал о случившемся с ним и братом. Тогда весь род братьев решил отомстить подземным жителям за смерть их родственника. Собрались все, кто мог держать в руках копье, и поехали к ямам. Несколько человек подошли к ямам и прислушались, но внизу было темно и тихо. Тогда они спустились вниз. Зажженный огонь осветил темные земляные стены. На полу и на нарах, где парень видел молодых женщин и детей, лежали истлевшие женские и детские халаты, когда-то давно расшитые красивыми узорами и медными побрякушками. Посередине комнаты лежало тело старшего брата и рядом с ним истлевшая мужская одежда, пронзенная стрелой его брата. Всех так поразила эта картина, что они в панике, захватив тело мертвого юноши, поспешили подняться наверх. Возвратившись в деревню и похоронив брата смелого юноши, запретили всем даже близко подходить к ямам. Поэтому это проклятое место охотники всегда обходили стороной. С течением времени ямы осыпались, заросли травой, и место их потерялось. Но еще долго случайно заблудившиеся люди вблизи этих мест слышали человеческие голоса и детский плач. Случалось, что людей, совершивших дурной поступок и покрывших позором свой род, постигала кара. Железная рука карала такого преступника. Она схватывала его в железные тиски, и человек погибал. Рассказчица — Антонина Леонтьевна Дечули, Белобородова Клавдия Павловна, искусствовед. Внесла огромный вклад в возрождение народного искусства аборигенов Приамурья. Благодаря ей семь народных мастеров были приняты в Союз художников России, их произведения принимали участие в престижных выставках в стране и за рубежом. Результатом серьезного исследования декоративно-прикладного искусства, философии, традиционного образа жизни народов Амура явилась книга «Приамурские узоры» (1975). В 2003 году Хабаровским краевым благотворительным фондом культуры учреждена премия имени К. П. Белобородовой. Первым лауреатом стал талантливый художник, резчик по дереву Николай У (село Троицкое, Нанайский район, Хабаровский край). Лиханов Илья Дмитриевич, дальневосточный художник, выпускник художественно-графического факультета Санкт-Петербургского педагогического института им. Герцена, живет и работает в Хабаровском крае, в селе Сикачи-Алян. Работы Лиханова есть в собраниях Дальневосточного художественного музея, Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Он принимал участие в выставочных проектах Дальневосточного художественного музея, Хабаровского отделения Союза художников России, а персональная выставка «Краски Сикачи-Аляна» состоялась в 2001 году в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры. В 2003 году в арт-галерее «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре) осуществлен творческий проект Ильи Лиханова «Сикачи-Алян». |
|||
|