- Уважаемые читатели!
- Подарки для матушки Пятницы
- Философия обряда. Коренные народы Севера
- Философия обряда. Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Театральные «бутоны» в отсутствие садовников
- Ваш выход, премьера!
- Искусство и добро не имеет границ
- Романтический сюжет
- Пылинка вечности на глиняном черепке
- Суровый меч и кроткое перо
- Открывший эпоху русского пейзажа
- Образ живой, одушевленный, страстный
- «Прогулка» Дюрера и страхи Средневековья
- Кусочек бирюзы в мозаике жизни
- Соло для саксофона
- Из жизни «Общества любителей Фотографии»
- Туманы и стихи
- Надежда ХРУСТОВА
...По радио пел Армстронг мелодию Михаил Анчаров. «Самшитовый лес» Как неожиданно слились в единый образ романтические мотивы из романа восьмидесятых годов прошлого века и картины Анатолия Макашина «Ночные светлячки», хотя и отдаленные географически и по времени. Чтобы передать ощущение от художественных миров Анатолия Макашина, лучше всего погрузиться в ночную тишину, так как она сродни внутренней динамике его бесхитростных образов, соотнесенных с воображением чувственной памяти. И неважно, что в эту тишину проникает назойливый ритм часов, но далекие городские звуки уводят в вечерне-акварельное настроение «Прогулки», где в сине-фиолетовом потоке угадывается женская фигурка в лабиринте домов. А тишина его утренних речных туманов, в осязаемом голубом мареве которых только изредка слышится всплеск игривой рыбы, и ты каким-то особым то ли внутренним взором, то ли напряжением слуха постигаешь это неведомое пространство. Малый мир человека с его пространством переживания на фоне большого мира природы. Творчество художника определяется авторской позицией. Но даже эти слова кажутся громкими для спокойного и тактичного человека, художника Анатолия Макашина. Он в стороне от шумных выставочных дорог, хотя коллекция его работ имела успех в Америке. С друзьями немногословен, предпочитает слушать, поэтому удивила его неторопливая речь, простая и красивая искренним размышлением о сути художественного процесса на встрече со студентами техникума. Оказывается, большая часть жизни отдана преподавательской деятельности. У него пристальный и задумчивый взгляд, уходящий в неведомую глубину. Барометр души художника определяется его творчеством. Анатолий Макашин — художник, посвятивший свою жизнь акварели. Акварель — привычный материал, чаще всего применяемый в пленэрной практике. Магия акварели в ее непредсказуемой текучести, способной образовывать бесчисленное количество цветовых нюансов. Современная тенденция окружающей среды тяготеет к декоративной зрелищности, поэтому все чаще художники используют яркую, порой плакатную палитру, принципы дизайна в картине. Акварельные картины Анатолия Макашина возвращают нас к мягкому и нежному, но сложному языку цветовой дифференциации, эмоционально передающему импрессионистическое многоликое звучание природы. В пейзажах художник исследует пленэрную изменчивость, не случайно он избирает мотивы переходного времени года, суток, неустойчивые природные состояния, внимая их взаимопревращению и переводя в образ лирического переживания, — погружение в неуловимую субстанцию акварели метафорически едино постоянной перемене живописной действительности природы. Наслоение лессировочными слоями создают глубина красочной прозрачности, ощущение бархатистости, богатая внутренняя разработка внутри цветового тона, насыщение рефлексами — и перед нами сюжеты пластической драматургии. Незатейливый мотив с покосившимся забором и приткнувшимся к нему колодцем («Вечерний колодец»), а доминирует в композиции разросшееся дерево. Густую зеленую глубину завоевывает последними багровыми лучами солнце; пигменты зеленой и красной краски, теснясь и выталкивая друг друга, образуют в это мгновение невероятной красоты палитру, обогащенную взаимно дополнительными контрастами, и не думаешь, что вот-вот это исчезнет под покровом ночи. С его картиной переносишься в реальное состояние неторопливых вечерних прогулок по воду, как будто черпая из колодезного источника силу природы, ее чудодейственную энергию, а еще, глядя на эти красочные контрапункты, почему-то представляются бесчисленные встречи со случайными взглядами около этого своеобразного деревенского клуба встреч, которые или становились счастливыми судьбами, или так в перипетиях жизни оставались воспоминаниями. Та же самая наступательная цветовая мелодия в «Дарах осени», но цветовые нюансы более легкие, изысканнее розово-вишневыми переходами, дополненные кружевными бликами солнечного света, а зеленый тон незаметно прячется в тени. Его пейзажи не являются фрагментарностью пленэра, это сочинительно-обобщенные картины с одновременным ощущением пленэрности и переживанием фрагментов жизненного потока, когда чувствование выходит за пределы картины в эмоционально-духовную память. Его акварели, несомненно, обладают эпическим началом, в них явственно выражена категория интимного и космического, конечного и бесконечного, человеческого и природного. Пространство — вот Эмоциональность пластического образа невольно увела от внешнего сюжета, демонстрирующего монументальность дальневосточного пейзажа, и настолько в его картинах высока степень верности натуре, что мы вновь совершаем путешествие — общение с природой, которая живет в нас. Удивительно, как органично художник в своих акварельных мирах соединил лирику с патетикой, камерный человеческий мир с вселенской масштабностью («Лодки», «Ночные ритмы»), чувства с ассоциативной мыслью. Его зрение души своей энергией устремлено в некое пространство, где каждый миг — уникальное открытие, вновь явление и откровение. Последние акварели художника овеяны радостью весенней и легкой летней цветовой гаммы, напоминая особенной ясностью и чистотой пленэрные работы из итальянского цикла известного русского художника Александра Иванова. Не бывает абсолютной тишины, но композиция «Купола России» — поистине средоточие покоя. Храм, как символ души, его купола уходят в пространство неба: солнце и душа имеют единую природу — свет. Мелодика акварелей Анатолия Макашина не зависит от ритмов современности, она подчинена ритму Природы и Души. Ольга ПРИВАЛОВА, Родился 4 июня 1940 г. Закончил Биробиджанское педучилище, художественно-графический факультет |
|||
|