Хабаровская линия жизни москвича Николая Туркина

На первых художниках Дальневосточного края, которые начинали работать в Хабаровске в 20-е годы XX века, лежала ответственность не только за свои произведения, но и за организацию культурного пространства Дальнего Востока.

Вот что писал П. Покровский — первый директор Хабаровского художественного музея (ныне Дальневосточный художественный музей): В этой сложной обстановке работал Николай Иванович Туркин — художник-график, в течение двадцати лет бессменно возглавлявший Дальневосточный художественный музей. Его судьба во многом схожа с судьбой еще одного яркого художника — Алексея Васильевича Шишкина. Они представители одного поколения, оба — уроженцы Москвы, прошли непростой жизненный путь, который привел их в двадцатые годы в Хабаровск.

Родился Николай Иванович Туркин первого февраля 1904 г. в Москве в купеческой семье. Его дед был купцом второй гильдии. До третьего класса учился в гимназии Попова, затем два года в реальном училище Воскресенского, окончить которое помешало тяжелое материальное положение, в котором оказалась семья (в результате развода родителей в 1916 г. дети остались с матерью). Для того чтобы помочь семье выжить, Н. И. Туркин начинает работать сначала в Москве, а затем в других городах. С 1919 по 1922 гг. он сменил множество профессий — от конторщика на складе до управляющего производственным отделом Пермской железной дороги.

В 1923 году, возвратясь в Москву, Н. И. Туркин стал посещать Центральный клуб журналистов, выполняя разовую работу как художник. Уже в следующем году Николай Иванович был принят на постоянную работу и проработал там до отъезда в Хабаровск в 1927 году. Служил во 2-м Дальневосточном кавалерийском полку войск НКВД, в 1928 г. женился на В. И. Чернышевой, возглавлявшей архивную службу края. В связи с учебой жены в историко-архивном институте Николай Иванович демобилизуется из армии и выезжает вместе с ней в Москву, где в 1936 г. получает квалификацию художника-оформителя, работает в этом качестве в Политехническом музее на постоянной Всесоюзной строительной выставке, в Центральном НИИ лесного хозяйства. К этому времени некоторые работы Николая Ивановича (плакаты, книжные обложки) вышли массовым тиражом.

В 1937 г. семья возвращается в Хабаровск. До 1940 г. Н. И. Туркин работает художником в ДальГИЗе (Дальневосточном государственном издательстве), и основная часть изданий оформляется им. В 1941 г. Николай Иванович назначен директором Дальневосточного художественного музея, и одновременно является председателем Хабаровского отделения Союза советских художников. Можно смело утверждать, что творческие способности этого человека соединились с организаторскими. Ему приходится решать вопросы оплаты работ художников, их бытовой обустроенности, обеспечения красками и холстом, разрешать творческие и личные споры и наряду с этим думать о подготовке творческих кадров. Так, именно в музей идут письма нанайца Андрея Бельды, сюда же приходит ему вызов на экзамены в Иркутское художественное училище.

Среди документов переписки имеются письма В. Е. Романова из Благовещенска, в которых он делится с Николаем Ивановичем замыслом картины «Подписание Айгунского договора», как бы приоткрывая нам дверь в творческую мастерскую художника. Этот факт интересен тем, что замысел был реализован. В 1997 г. картине, ныне являющейся экспонатом Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, исполнилось 50 лет.

Интересны также воспоминания людей, знавших Николая Ивановича лично. Вот одно из них: «В Хабаровске выставку разместили в помещении бывшей синагоги, в Художественном музее. Директор музея Н. И. Туркин интеллигентный, гуманный человек, которого все сотрудники обожали, ни на кого никогда не кричал и по-отечески воспитывал и приучал к музейному делу, создав такую атмосферу, что люди шли на работу, как к себе домой, где все тебя любят и все хотят помочь». Эти слова принадлежат искусствоведу Валентине Гавриловне Стариковой.

Что же касается творческого наследия Н. И. Туркина, то особого внимания, на наш взгляд, заслуживают эскизы и окончательные варианты значка, пригласительного билета, которые посвящены 100-летию Хабаровска, рисунки, выполненные им во время пребывания в Маньчжурии, освобожденной советскими войсками. Н. И. Туркин был в составе творческой группы художников и корреспондентов военных газет, работавшей в Маньчжурии с 10 по 20 сентября 1945 г., а затем эти работы демонстрировались местному населению, офицерам и бойцам Красной армии в рамках Второй фронтовой выставки изобразительного искусства. За это время выставку посетили более пяти тысяч человек. В фонде имеются также эскизы памятников русским воинам в Маньчжурии, в том числе эскиз памятника «Большое орлиное гнездо».

Документы Н. И. Туркина были переданы в Госархив Хабаровского края В. И. Чернышевой после его смерти в 1960 году.

Ольга ИВАНОВА, ведущий методист Госархива Хабаровского края