Наталья из Павлишиных

Самое любопытное, что в театре она оказалась благодаря отцу, человеку далекому от публичности и театральной суеты. Геннадий Дмитриевич Павлишин, известный в городе художник, автор уникального мозаичного панно, украшающего Конференц-зал, сам, своими руками толкнул дочь за кулисы.

Все получилось спонтанно. Еще учась на художественно-графическом факультете хабаровского пединститута, Наталья стала работать с отцом в его мастерской: обтачивала и пилила камни, помогала выполнять сложные заказы. В Хабаровске в то время создавался кукольный театр. И вот однажды в мастерской появилась режиссер Елена Новичкова с необычным предложением: сделать кукол для первых спектаклей. Удивленный этой просьбой, Геннадий Дмитриевич велел Наталье в следующий раз, когда позвонят из театра, взять эту проблему на себя. Так послушная дочь оказалась в театре кукол.

— Я была как белый чистый лист бумаги, — вспоминает Наталья, — ничего не знала, не умела. Театр был для меня тайной за семью печатями.

Но так как процесс обучения, по признанию художницы, всегда привлекал ее, а театр оказался благодатной территорией для познаний и открытий, Наталья приступила к работе.

«Лев и светофорик». Реж. В. ПаршуковПерсонажей первого спектакля «Про Гусенка», дабы подчеркнуть местный колорит, режиссер придумала одеть в нанайский наряд. А декорации, когда Наталья увидела их на сцене, показались ей какими-то ненастоящими, слишком маленькими и хрупкими. Но, очевидно, этот иллюзорный мир и «состояние полного безумия», которое охватывает всех без исключения в театре накануне премьеры, пришлись по душе Павлишиной. К своему удивлению и некоторому неудовольствию отца она осталась в театре. Сейчас большинство спектаклей, представленных в репертуарной афише театра, выполнены главным художником театра Натальей Павлишиной.

«Пиноккио». Реж. Л. ЛехнерНо своей работы в мастерской отца Наталья не оставляет. Ее жизнь как бы распалась на две части. Первая — это театр, где взрослые люди могут часами всерьез обсуждать, колдуя над куклой, какие у нее должны быть ресницы или цвет волос. И вторая — физический, зачастую нелегкий труд, камни, пыль, грохот. Наверно, работа в мастерской помогает уравновешивать ту кажущуюся несерьезность, с которой принято связывать театр. А недостаток публичности, когда месяцами работаешь в мастерской над созданием уникального заказа, а потом сделанная тобой вещь уходит к заказчику, и ты ее больше никогда не увидишь, с лихвой окупает театр, в котором все на виду, на показ, и зрелищность является одним из непременных его компонентов.

Хотя Наталья считает, что в театре все должно быть разнообразно и весело, она очень критически относится к своей работе в нем. Поначалу очень переживала по поводу того, что все, что хотела сделать в спектакле, получается не так хорошо, как было задумано. Ей казалось, что она придумывает свой спектакль, а режиссер ставит свой, что они не понимают друг друга. Сейчас старается смотреть на это философски, уверена, что любой спектакль, в который вложена душа, непременно полюбит зритель.

«Стрелец» (царь). Реж. Ю. УткинСамой интересной по замыслу и трагической по исполнению оказалась работа с режиссером Юрием Уткиным над спектаклем «Стрелец». Это была талантливо придуманная режиссером и не менее интересно выполненная художником сценография. Однако технические возможности старого здания театра не позволили довести замысел до конца. Пришлось на ходу что-то менять, от чего-то отказываться. То, что сегодня видит зритель, пришедший на спектакль, — результат компромисса. И это тоже — театр. Зато в «Федоткиных смешилках, Федулкиных страшилках» с тем же Уткиным замысел и его воплощение составили единое целое. А последний спектакль «Пиноккио» с Леонидом Лехнером — наглядный пример того, как режиссер должен работать с цехами.

Довелось Наталье оформлять спектакль и в театре музкомедии «Голландочка» Имре Кальмана. Это было параллельно с выпуском «Стрельца». А одновременно она вместе с отцом заканчивала работу над иконой Спаса Нерукотворного на Соборной площади. Эту довольно большую икону из мальты весом в 400 килограммов мастера сделали всего за месяц. Понятно, работа в театре была отодвинута на второй план, и это тоже компромисс, но компромисс оправданный. «Икона была важнее, — призналась Наталья, — но я счастлива, что в ней есть часть моего труда, потому что это навсегда, и когда еще подобный случай может представиться».

Ближайшие планы — подготовка к Новому году и первому юбилею театра кукол — пятилетию со дня его создания. Елка, украшение фойе к празднику, новогоднее шоу — все это приятные хлопоты. А что будет потом?

— Потом будет Новый год, — улыбается Наталья, — и я, наверное, уйду в отпуск.

Светлана ФУРСОВА