Откройте книгу — сделайте открытие

В библиотеке по искусству Дальневосточного художественного музея почетное место занимает краеведческое искусствознание. Оно всегда полно неожиданностей. С помощью книг имена, события, факты выстраиваются в единое целое и позволяют приоткрыть интересные страницы художественной истории.

Учитель и ученики

Хабаровск 20-х годов прошлого столетия предстает перед читателями в монографии И. Симанчук «М. В. Добросердов» (М., 1981). Московский живописец и педагог, заслуженный художник РСФСР Михаил Владимирович Добросердов жил в молодости с родителями в Хабаровске до 1926 года. Еще до отъезда в Москву мечтал поступить во Вхутемас и поступил. Его учителями были А. Осмеркин, А. Шевченко. В 1931-м, 1933-м и 1934 годах принимал участие в художественных выставках в Хабаровске, Цюрихе и Женеве (1937), Иоганнесбурге (1931). Судьба М. В. Добросердова тесно связана со средней художественной школой при Московском государственном художественном институте, в котором он 10 лет преподавал. В июле 1941 года ученики художественной школы были вывезены в Башкирию в село Воскресенское. К началу занятий из Москвы прибыли педагоги. В столицу вернулись лишь в 1943 году.

В коллекции Дальневосточного художественного музея хранятся работы М. В. Добросердова, а также выпускников школы — художников В. Гаврилова, В. И. Иванова, П. П. Оссовского, И. В. Сорокина, В. Ф. Стожарова. О каждом из них написаны книги, которые есть в библиотеке музея.

 

«С мечтой написать о вашем музее...»

В 1931 году из Хабаровской краевой научной библиотеки в ДВХМ были переданы гравюры «Княгиня Анна Павловна» французского гравера Меку Жозефа (1771–1837) и «Портрет А. С. Пушкина» работы англичанина Томаса Райта (1792-1849), живописца, графика, акварелиста. В 1836 году, работая в Петербурге, Райт рисовал с натуры А. С. Пушкина. Эта зарисовка предназначалась для прижизненного издания сочинений поэта. Местонахождение рисунка в настоящее время не известно. Интересные публикации-исследования на эту тему принадлежат перу московского журналиста Евграфа Васильевича Кончина, автора многих статей и 12 книг. В последней книге «Зачем твой дивный карандаш...» (М., 1998) автор подводит итог 30-летних исследований иконографии А. С. Пушкина, его друзей и близких.

В другой книге «Эти неисповедимые судьбы» в очерке «Засекреченный Опекушин» автор пишет о себе: «Род мой — Кончиных по отцу и Егоровых по матери — коренной, дальневосточный. Родился я в Николаевске-на-Амуре, но детство провел в Хабаровске, в военном сорок третьем уже работал электромонтажником».

Герои очерков журналиста — первые художники Комсомольска-на-Амуре, художник Ф. В. Семенов-Амурский (род. в Благовещенске), А. М. Опекушин и его памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому (см. «Художник», 1983, № 2; «Родина», 1989, № 12) и многие другие. В библиотечной книге «Найдена картина» (М., 1989) есть авторское обращение к директору ДВХМ: «Валентине Александровне — с глубочайшим уважением и мечтой написать о вашем музее».

 

Музейный художник

В 1933 году в серии монографий «Советские художники» вышла книга «Василий Алексеевич Ватагин». В нее вошли статьи А. В. Бакушинского и А. И. Молодчикова, а также 30 иллюстраций.

В жизни этого художника-анималиста было много интересных событий. Занятия в студиях московских художников Н. А. Мартынова и Н. Ф. Юона, у К. Ф. Капштейна в Берлине (1910), учеба на естественном факультете Московского университета, строительство своей мастерской в Тарусе на Оке, дружба с писателем А. К. Виноградовым, увлечение скульптурой, работа научного иллюстратора — графика и живописца, начало многолетнего сотрудничества с профессором-дарвинистом А. Ф. Котсом, с которым они будут создавать в течение нескольких десятков лет Дарвинский музей (Москва). И многочисленные путешествия по России и за рубежом. Наше внимание привлекают маршруты его поездки летом 1928 года на Дальний Восток. Реки Зея, Хор, Амур, Охотское море, Хабаровск, Николаевск, остров Удд, знакомство с культурой местных народов... По свежим впечатлениям В. Ватагин вылепил в глине, а позднее вырезал из дерева пять фигур дальневосточных женщин («Удэге», «Гилячка с ребенком», «Молодая гилячка», «Дети», «Голова монголки»). В коллекции ДВХМ хранятся графические и живописные произведения художника-биолога, книга с дарственной надписью. Остается добавить, что художник был наставником Нади Рушевой, а также является автором книг «Изображение животного» (1957), «Воспоминания. Записки анималиста. Статьи» (1980).

Эхо былого

Так называется книга миниатюр В. Пикуля (Владивосток, 1987). Глава «Трагедия русского Макарта» рассказывает о судьбе популярного светского портретиста второй половины XIX века К. Е. Маковского (1839-1915). К нам, дальневосточникам, это имя имеет прямое отношение.

1863 год. Для Общественного собрания Иркутска К. Е. Маковский написал портрет, ставший одним из лучших в творчестве художника. Это портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского. Опыт написания заказных «парадных» портретов у художника уже был. В 1862 году ему официально был заказан портрет Александра II для русского посольства в Лондоне.

Портрет Н. Н. Муравьева-Амурского находится в Иркутском художественном музее, он воспроизведен в альбомах. Например, «Сокровища Иркутского художественного музея» (Л., 1989).

1897 год. В Хабаровске создано Общество любителей рисования и живописи. Самое необходимое Обществу выделил, по его просьбе, академик Российской императорской академии художеств К. Е. Маковский.

1931 год. В Дальневосточный художественный музей из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) поступили произведения трех братьев Маковских. Среди них две живописные работы К. Е. Маковского. Сегодня посетители могут познакомиться с картиной «Женский портрет» в зале русского искусства ДВХМ. На полотне изображена жена художника Юлия Павловна (1858-1954).

Татьяна ЛАВРОВА, библиотекарь