Святая Мария

Фото  В. МайороваСвятая Мария — так называл когда-то Марию Тминову, старейшего сегодня и единственного профессионального реставратора Дальневосточного художественного музея, Игорь Эммануилович Грабарь, известнейший мастер, руководитель художественно-реставрационной мастерской Главного управления изобразительного искусства в Москве. Строго наблюдая за своими студентами, он выносил однозначный вердикт: либо ты будешь реставратором, либо
в сапожники пойдешь.

Святая Мария оказалась способной ученицей. Ей и вправду что-то свыше открылось. Выпускнице Тминовой, закончившей курсы на «отлично» (с таким результатом со всего потока к финалу подошли только двое), предлагали остаться в Москве, были заманчивые предложения работать в Нижнем Новгороде, Саратове, Волгограде... Она вернулась на Дальний Восток и всю жизнь отдала художественному музею. Хотя сегодня, когда пройден такой большой путь, Мария Сергеевна Тминова признается: три года, прожитые в Москве, были самыми счастливыми.

Коллектив художественного музея. В верхнем ряду — директор Н. И. Туркин.  Внизу слева — М. С. Тминова, справа — В. Г. Старикова. 1949Профессия реставратора довольно редкая. Во всяком случае, в нашем регионе. В лекари для произведений искусства особо не рвутся: работа сложная, кропотливая, требующая огромного терпения, но при этом «спаситель» раритета остается в тени. Вот и полвека назад, когда на адрес художественного музея в Хабаровске пришло письмо из Министерства культуры с предложением направить кого-то из сотрудников на трехгодичные курсы реставраторов в Москву, желающие в очередь не выстраивались. А ведь для музея, который к тому времени обладал большой коллекцией, такой специалист был просто необходим. Не очень-то откликнулись местные художники, и тогда директор музея Н. И. Туркин предложил Марии Тминовой поехать в столицу. Его поддержала искусствовед В. Г. Старикова. По существу, они дали молодой девушке огромный шанс чем-то стать в этой жизни. Мария Тминова к тому времени уже работала завфондами и даже путешествовала с передвижной выставкой по городам и весям Хабаровского края в качестве экскурсовода, но за плечами у нее было лишь ремесленное училище, профессия слесаря-лекальщика и каторжный труд на заводе во время войны, где она точила казенную часть для пулемета Калашникова. Конечно же, этого багажа было мало.

Три года в Москве стали для Марии Сергеевны настоящим прорывом. Она получила уникальную возможность учиться у больших мастеров: специалиста по иконам, кандидата искусствоведческих наук Виктора Васильевича Филатова, известного реставратора масляной живописи, спасавшего в свое время Дрезденскую галерею, Степана Сергеевича Чуракова и, конечно же, самого Игоря Эммануиловича Грабаря. Должность завфондами тоже сыграла свою роль: Тминова уже познакомилась с коллекцией родного музея и знала, с чего ей начинать, когда, отучившись, вернется домой. Позднее, в течение нескольких лет, Тминова проходила стажировки и получила высшую категорию по своей специальности — реставратора станковой масляной живописи.

Гротвельт Ян Хендрик. “Игра в карты”. До реставрации “Разложение лака”Гротвельт  Ян Хендрик. “Игра в карты”.   Х.м., 70х93. После реставрации “Регенерация лака”

Больше пятидесяти лет Мария Сергеевна Тминова, заслуженный работник культуры РФ, работает в Дальневосточном художественном музее. За это время она исцелила более 300 (!) полотен. «Диагнозы» были разными: от незначительных до крайне тяжелых, но всегда руки реставратора становились спасением для произведения искусства. А ситуации возникали самые непредсказуемые и даже трагические. В конце 60-х, когда музей еще располагался на пятом этаже здания нынешнего детского эстетического центра по улице Муравьева-Амурского, ночью в зале обвалилась часть потолка. Удар был настолько мощным, что известковая пыль усеяла даже нижние этажи. Тогда было много потерь: серьезно пострадали полотна Репина, Жуковского, Боголюбова, Шишкина, Суходольского, старинная керамика, скульптура... Несколько лет понадобилось Марии Сергеевне Тминовой, чтобы вернуть искалеченные полотна к жизни, но она это сделала. К слову, Мария Сергеевна не разделяет картины на более и менее ценные. Они все для нее важны, и для каждой свой рецепт.

Иногда реставрационное полотно вдруг открывает свои загадки. Так случилось с картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Оказалось, что фон холста был позднее кем-то записан, и когда реставратор убрала лишние слои, под ним возникла головка еще одного мальчика. После реставрации тициановского полотна «Ревекка у колодца» платье героини обрело новый цвет, но именно тот, который задумал живописец. И уж совсем неожиданный сюжет: когда Мария Сергеевна снимала верхний слой с картины «Этюд войны» Суходольского, чтобы перенести его на другой холст, под ним оказался пейзаж неизвестного художника.

Каждый день Святая Мария — Мария Сергеевна — заходит в музейные залы и смотрит, как ведут себя их обитатели-полотна, и по сути ее «дети». И, быть может, не только мастерством, но и своей особой энергетикой эта женщина оберегает вечные ценности.

Евгений БЕЛГ