«Тебя я, как Америку, открою...»

Автопортреты и портреты художников в собрании Дальневосточного художественного музея

Григорий Зорин. Р.1919. Хабаровск.  «Портрет Шахназарова». 1961 — 1962. Холст, масло. ДВХМСтав отправной точкой в сегодняшнем разговоре, эта поэтическая метафора, оброненная одним английским поэтом три века тому назад, возможно, покажется кому-то излишне самоуверенной и многообещающей. Человек, к счастью, не материк и не планета, открытие которых — лишь дело времени, человеческой воли и технического прогресса. Человек — это имя, судьба, миссия и многое то, что изначально неведомо и необъяснимо. Художник, как известно, тоже человек. Одержимый идеей осознания своего творческого «я», он приобретает в общественном пространстве черты человека «не от мира сего», человека странного, чувственного, возвышенного, одухотворенного. Для этого мифологизированного контекста конкретный облик художника не всегда актуален. Творчество жизни и художническая судьба могут сплестись в единый узел, а могут и не пересечься никогда. Именно эта разность понятий, череда событий и состояний стимулируют развитие такого жанра, как автопортрет.

Михаил Омбыш-Кузнецов. Р.1947. Новосибирск.  «Портрет художника Бухарова». 1987. Холст, масло. ДВХМЯвляясь документальным свидетельством личностного самопостижения, автопортрет одновременно служит источником распространения многочисленных авторских мифов. Художник то примеряет костюм шута, то шапочку шамана; видит свое отражение в разбитом зеркале или в свете ночных лампад; заигрывает с музой или прощается с ласковым летом; сегодня он испанский идальго, завтра — жертва войны; зимой рыбачит «на лунке», весной «красит» на этюдах. Многократное и многоликое творческое «я» всегда торжествует победу эстетического над бытовым. Эти изобразительные легенды превращают историю искусства в увлекательнейшую из наук, где каждый может сделать свое открытие.

Рюрик Тушкин. Р.1924. Владивосток.  «Автопортрет с музой». 1988. Оргалит, масло. ДВХМ

Современный художник ироничен, он не пытается идеализировать свой образ, не ищет сочувствия и не боится одиночества. Женщины не скрывают своих морщин и своих проблем, они дарят зрителю детские несбывшиеся мечты и свои самые заветные желания. Их взгляды могут быть исполнены соблазна и сострадания. Стихия чувств, психология жизни, ее мораль — их главный козырь в искусстве. Мужчинам не чуждо ничто человеческое: рыбалка, банька русская с наливочкой, военные игры. Мужчины более внимательны к деталям и подробностям, более красноречивы в своих произведениях, часто позируют, бывают высокопарны. Они часто изображают себя в компании друзей-художников.

Андрей Поздеев. 1926 — 1998. Красноярск.  «Молодые художники». 1968. Холст, масло. ДВХМГрупповые портреты вызывают особый интерес у зрителя, тем более у зрителя посвященного. «Мой банный день» Гиви Манткавы — это не просто замечательная живопись, это жизнь поколения. Всякий раз, извлекая картину из фондов, как будто исполняя некий ритуал, мы повторяем имена художников: это Зорин, это сам Гиви, это Федотов, царство ему небесное... Костюмированный и наделенный вечно ускользающим смыслом «День художника» Юрия Быкова также претендует на определенную культовость. Счастливые и вечно «Молодые художники» Андрея Поздеева — это, по сути, единый образ Художника, просто решенный через групповой портрет.

Атрибуты артистической среды часто являются очень важным смысловым нюансом в портрете художника. Открытый этюдник, мольберт, палитра, кисти — это не просто рабочий инструмент или деталь композиции, это красота художнического быта, его идейное содержание и знак высокого предназначения — быть Художником. И тогда кисти, как свечи, а мольберт — распятие...

Лариса Зеневич. Р. 1950 — 1973. Москва.  «Русалка». Холст, масло. Частное собраниеP. S. Интерес музейных собирателей к автопортрету и творческому портрету не случаен. Первый, относительно полный показ этой темы был организован в музее в 1992 году. Выставка носила название «Клянусь говорить правду» и включала в себя помимо произведений современного изобразительного искусства работы старых мастеров, наиболее ранним и значимым из которых был небольшой гравированный автопортрет Рембрандта. Этот показ 10-летней давности стал для музейщиков первой попыткой открыть многомерный и столь многообразный мир автопортрета, приблизиться к загадочной Земле Творчества, населенной такими странными и такими удивительными обитателями, как Художники. P. S. Интерес музейных собирателей к автопортрету и творческому портрету не случаен. Первый, относительно полный показ этой темы был организован в музее в 1992 году. Выставка носила название «Клянусь говорить правду» и включала в себя помимо произведений современного изобразительного искусства работы старых мастеров, наиболее ранним и значимым из которых был небольшой гравированный автопортрет Рембрандта. Этот показ 10-летней давности стал для музейщиков первой попыткой открыть многомерный и столь многообразный мир автопортрета, приблизиться к загадочной Земле Творчества, населенной такими странными и такими удивительными обитателями, как Художники.

Светлана СОЛОВЬЕВА, искусствовед
Фото Валерия МАЙОРОВА