Красочный мир, отраженный в воде

В прежние годы Дальний Восток притягивал столичных людей своей особой аурой. Сюда ехали за вдохновением, запахом тайги, новыми красками. Сегодня это уже далекое прошлое, как и поездки дальневосточников на творческие дачи художников, визиты в Москву и Питер. И все же нити, пусть даже не очень крепкие, продолжают связывать дальний регион России и ее центр.

Благодаря проектам Регионального творческого союза, Дальневосточного художественного музея, «СКВ-Галереи» мы имеем возможность знакомиться с творчеством интересных мастеров, узнавать о тенденциях в развитии современного российского искусства. А для хабаровских художников, лишенных творческой подпитки, такие встречи становятся своего рода школой. Некоторые из них, поддерживая личные контакты с москвичами, петербуржцами, считают их своими учителями. Мог ли предположить Игорь Кравчук, в то время еще начинающий живописец, что, впервые увидев работы питерского художника Завена Аршакуни, влюбится в его красочные, полные экспрессии холсты, станет подражать ему, потом искать что-то свое, но при этом всегда мысленно обращаться к мастеру. ...Их личная встреча произошла только спустя несколько лет в Санкт-Петербурге, на выставке Аршакуни, а потом в его мастерской. Вот так сбываются мечты.

Завен Аршакуни родился и вырос в Ленинграде. Должно быть, толика южной крови, растворившись в сумрачной красоте города на Неве, расцветила в воображении художника соборы, улицы и мосты. Опрокинутый в водную гладь невских каналов, прекрасный город на холстах Аршакуни стал россыпью миллионов колеблющихся огней.

Необычайно широк диапазон этого художника. Живописец — картина, портрет, пейзаж, натюрморт; график — гравюра, офорт, линогравюра, книжная иллюстрация; сценограф — театральный эскиз, аппликация, макет; оформитель — резная мебель, витражи.

Принадлежа к романтическому поколению 60-х, все, что ни делает художник, одухотворено его личностью. Хотя в своем отношении к миру Аршакуни прост, мир его полотен остается притягательной загадкой. В своей монографии «Живопись. Графика. Сценография» (Москва, «Советский художник», 1984) искусствовед Лев Мочалов пишет: «Особенность лиризма художника — в глубинной драматичности. Основу гармонии его работ составляют согласие несхожего, согласие контрастных, полярных категорий — радости и печали, грубоватой суровости и ласковой нежности, трезвой прозы и пьянящей поэзии...»

Работы Завена Аршакуни есть в коллекции Дальневосточного художественного музея.

Александра ПЛАТОВА