Братья-художники далекой земли

Союз художников России. Хабаровская организация

Творческая дача в селе КазакевичевоИстория художественной жизни Дальнего Востока в сравнении с крупными культурными центрами России не столь значительна и по большому счету укладывается в одно столетие или чуть больше того. К сожалению, до сих пор нет наиболее полного и обобщающего исследования на эту тему. Но даже та информация, которая встречалась в разные годы в печати, представляет сегодня немалый интерес. Весной 1897 года в Хабаровске появилось Общество любителей рисования и живописи (данные хабаровского краеведа А. М. Жукова), а его организаторы обратились за помощью к известному художнику и академику К. Е. Маковскому. Несмотря на огромное расстояние (где Москва и где — Хабаровск, особенно в те времена!) помощь из столицы пришла в виде самых необходимых художественных материалов. В специальном классе для рисования с любителями изящного занимался генерал Д. А. Языков — обладатель бронзового медальона и серебряной медали за работы по изобразительному искусству.

В материалах А. М. Жукова значится, что первым профессиональным художником на Амуре был Ф. Г. Баганц, который путешествовал в наших краях в 1864 — 1867 годах и зарисовывал местные достопримечательности. Среди первых художников Хабаровска краевед Жуков называет С. А. Казаринова, выпускника Санкт-Петербургской академии, С. Г. Ращенко, преподавателя рисования в женской гимназии и Реальном училище, Л. П. Клеймана, руководителя курсов рисования и черчения, Н. В. Розанова, ученика Репина, преподавателя чистописания и рисования в женской гимназии, Н. Кабанова, выпускника Академии художеств, С. И. Степанова, художника-архитектора, И. Н. Ежова, выпускника Императорского художественно-промыслового училища, Н. И. Гущина, выпускника Московского училища живописи, ваяний и зодчества, архитектора В. В. Граженского, художника-карикатуриста.

Художники всегда заботились о красоте Хабаровска.  В центре — И. ГорбуновВ книге В. Г. Стариковой «Художники Приамурья» сказано, что первое художественное заведение на Дальнем Востоке было основано в 1912 году в Чите. А спустя два года во Владивостоке открыта художественно-ремесленная мастерская-школа.

В Читинской художественно-промышленной школе преподавали такие яркие мастера, как И. П. Сверкунов, В. Н. Пальмов, Н. Т. Жуковский, Г. Э. Бирнбаум, И. П. Кузьмин, график Г. Р. Жизневский, скульптор В. А. Алмазов, художник Н. И. Верхотуров, к слову, ученик Репина, а также И. Н. Жуков, занимавшийся в свое время в Париже в скульптурной мастерской Бурделя. Впрочем, и в других учебных заведениях можно было встретить маститых художников. В гимназиях Уссурийска, Благовещенска в разное время преподавал В. Г. Шешунов — ученик Репина и Куинджи, выпускники Парижской академии художеств А. А. Лушников и А. Н. Клементьев работали во Владивостоке. Там же занимался педагогической деятельностью К. И. Калль, за плечами которого была академия художеств в Дюссельдорфе. Мастера подобного уровня сыграли в жизни некоторых дальневосточных художников огромную роль. Так, например, среди учеников И. П. Сверкунова были старейший скульптор и график Хабаровска И. А. Горбунов, заслуженный художник А. В. Кикин, народный художник Н. Е. Мурашов, живописцы А. М. Федотов, В. Н. Горяев.

Е. ВольгушевЯрким событием художественной жизни нашего далекого края стало создание в 1910 году во Владивостоке Общества поощрения изящных искусств. А вслед за этим и в Благовещенске под руководством художника Пилецкого создается Кружок любителей изящных искусств. Однако в Хабаровске, как замечает в своей книге Старикова, художественная жизнь в эти годы несколько отставала. Здесь недолго работали баталист Сахаров, ученик Репина Н. В. Розанов. С 1914 по 1924 годы в городе жил П. И. Львов, который потом вернулся в Москву. В эти же годы на Дальнем Востоке побывал Давид Бурлюк.

В 20-е годы в Хабаровске появилась «Зеленая кошка» — творческое объединение художников П. Любарского, Ж. Плассе, П. Львова, Н. Наумова. В издательстве «Зеленая кошка» вышла книга дальневосточного поэта-футуриста Венедикта Марта «Строчки». Н. Наумов в соавторстве с П. Любарским и Ж. Пласе выпустил тетрадь офортов и книжку эстампов «Трое».

В. Высоцкий и  Б. ШахназаровПосле революции в искусстве появились новые веяния, его агитационные формы надолго стали важнейшими среди других направлений. Далекому региону России нужны были свои художники, «несущие искусство в массы». В 1927 году при художественном отделе Хабаровского краеведческого музея, который размещался в здании бывшей синагоги, создана Ассоциация хабаровских художников. Ее костяк — Н. П. Наумов, И. А. Горбунов и П. М. Покровский (первый директор Дальневосточного художественного музея). В эти же годы из Москвы в Хабаровск приезжает А. В. Шишкин — человек с прекрасным художественным образованием, живописец, мастер акварели.

Когда в 1931 году из центральных музеев России стали присылать собрания русской и зарубежной живописи, скульптуры и графики, пишет в своей книге В. Г. Старикова, первый на Дальнем Востоке музей стал центром художественной жизни города. В свою очередь коллекцию музея пополняли его директор П. М. Покровский и художник Г. В. Гусак, совершая этнографические экспедиции, из которых привозили уникальные предметы декоративно-прикладного искусства аборигенов. Покровский писал научный труд на тему аборигенной культуры, но в 1937 году он бесследно исчез. Впрочем, судьба автора оказалась не менее трагичной: в 30-е годы он был обвинен в шпионаже и расстрелян.

Забегая вперед, хочется рассказать об интересном факте. В 40-е годы музей возглавлял Н. И. Туркин, человек образованный и мудрый. Многие сегодняшние раритеты художественного музея сохранились именно благодаря ему. В то время существовала комиссия «ответственных работников», которая решала, что искусство, а что — нет. В опалу попадали старинные полотна, ритуальная скульптура аборигенов и т. д. В черном списке были работы Сарьена, Машкова, Кончаловского. Идя на огромный риск, Туркин в полном смысле этого слова прятал произведения искусства. В зале придумали фанерную стену-обманку, за которой скрывали картины, а сэвэнов прятали под лестницей. По воспоминаниям М. С. Тминовой, старейшего реставратора ДВХМ, Николай Иванович Туркин с улыбкой говорил: «Вот сейчас сохраним экспонаты, а потом будем за ними в „экспедицию“ ездить». Смелый, даже отчаянный был человек.

И. ПетуховНо, несмотря на мрачные метки тех лет, жизнь все равно наполнялась творческими событиями. Первая художественная выставка в музее состоялась в 1932 году. Здесь же развернулась посмертная экспозиция Н. П. Наумова (он погиб при загадочных обстоятельствах в 1928 г.). С этого момента выставки устраивались каждый год, и участвовали в них не только хабаровские художники, но и читинцы, приморцы и даже москвичи, которые по разным обстоятельствам приезжали в столь далекий край. Работа по вовлечению народа в культурную жизнь велась самым активным образом: в музее читали лекции, действовала художественная студия. А когда в 1937 году шла подготовка к празднованию 5-летия Комсомольска-на-Амуре, двум хабаровским художникам — А. М. Шишкину и В. Н. Высоцкому — впервые дали госзаказ от Наркомтяжпрома на создание нескольких полотен, которые бы отражали строительство города юности и завода «Амурсталь».

В 1939 году в Хабаровске появился «Всекохудожник» — Всероссийское кооперативное объединение художников. В архивных материалах Хабаровского отделения Союза художников России сказано, что его первым председателем был Ф. Чистяков, а в штат входили профессионалы Д. Шофман, И. Горбунов, И. Елкин, А. Шишкин и др. А перед самой войной, в 1941 году, было создано Хабаровское отделение Союза художников. Тогда в него вошли семь человек, и первым председателем стал В. Н. Высоцкий (информация из книги В. Г. Стариковой). Но есть и другие данные, согласно которым первым, кто возглавил Хабаровскую организацию художников, был А. В. Шишкин. И вообще, с датой образования Союза художников в Хабаровске произошла путаница. У Стариковой однозначно указан 1941 год, в книге, выпущенной к 60-летию Хабаровского отделения Союза, в разделе «История. Хроника. Факты» совсем другие сведения: в марте 1953 года «Всекохудожник» упразднен, и на его базе создано Хабаровское отделение Союза. В каталоге посмертной выставки А. В. Шишкина (1964) искусствовед Л. Г. Таранец во вступительной статье пишет о том, что в 1948 году Шишкин возглавил Хабаровский Союз художников, а в 1951 году был уполномоченным Художественного фонда СССР по Хабаровскому краю. Одним словом, вопрос о конкретной дате создания нашего Союза художников пока остается открытым.

В. Степанов, Г. Зорин, Е. КороленкоС началом Великой Отечественной войны многие ушли на фронт, но так как заказов на оформительскую работу не становилось меньше, стали привлекать самых разных людей, которые работали в издательствах, кинотеатрах, на заводах, служили в армии. Художники Шишкин, Горбунов и Высоцкий поступили в политуправление Дальневосточного фронта.

После войны в Хабаровск вернулись Г. Зорин, В. Овчинников, В. Зуенко, В. Шкраб, В. Высоцкий. И уже начиная с 1946 года стали проводиться художественные выставки.

В 1950 году проходила зональная выставка в Улан-Удэ. Туда отправился вагон с картинами хабаровчан. Первую премию тогда получили Г. Зорин и Я. Куриленко за монументальное полотно «Оборона Петропавловска». Спустя пять лет, в 1955-м, в Хабаровске прошла зональная выставка Сибири и Дальнего Востока. К тому времени в Хабаровское отделение Союза художников входили мастерские Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского.

В 1958 году на улице Фрунзе построен Дом художников. В это же время создаются Союз художников РСФСР и Художественый фонд РСФСР, решается вопрос о проведении выставок «Советская Россия». Для заключения договоров в Хабаровск прибыл зональный выставком, и после «Советской России», которая, видимо, стала большим стимулом для местных художников, большая группа хабаровчан была принята в Союз. В 1964 году состоялась очередная зональная выставка. Надо сказать, что это было не самое плохое время. Поездки на творческие дачи в центр (на «академичку», как говорят художники), возможность учиться у настоящих мастеров, участие в крупных выставках.

Г. Кутуров  и  Н. БаранчукОни называли себя братья-художники, на маленьком грузовичке ездили на пленэры, делились бедами и радостями. Хотя, наверное, всякое в жизни было, но с течением времени мелкие человеческие страсти блекнут, и остается лишь главное.

До 70-х годов ХХ века Хабаровская организация Союза художников объединяла живописцев, графиков, скульпторов и других мастеров со всего Дальнего Востока — Камчатка, Сахалин, Магадан, Чукотка, Приморье, Амурская область. В этой истории навсегда останутся имена живописца Гиви Манткавы и скульптора Анатолия Ни с острова Сахалин, Ивана Рыбачука из Владивостока, Ли Герсу и Владимира Уфимцева из Комсомольска-на-Амуре, хабаровчан Алексея Шишкина, Василия Высоцкого, Иннокентия Горбунова, Якова Мильчина, Бориса Шахназарова, Алексея Федотова, Григория Зорина, Галины Кабановой, Николая Чайкина, Ивана Петухова, Валентина Степанова и многих других ярких мастеров. Их работы — мощный пласт дальневосточного искусства, который, к сожалению, сегодня не всегда доступен зрителю. Причин много: редкие выставки, утрата произведений, недостаток информации и т. д.

В юбилейной книге Хабаровского союза художников делается акцент на 70-е годы, когда для Союза «наступил последний расцвет». Александр Гуриков, в то время председатель этой организации, сумел привлечь на Дальний Восток выпускников института им. Сурикова. В далекий край рискнули отправиться Владимир Уфимцев, Владимир Селиванов, Борис Федоровский, Леонид Шилов, Николай Вдовкин. Из Питера, окончив Академию художеств, в Хабаровск приехали Марианна Татьянина, Ильгис и Надежда Галиуллины, вернулся на родину Виталий Дроздов — выпускник Московской Академии художеств.

Э. МаловинскийСегодня, несмотря на многие проблемы, Хабаровская организация Союза художников России по-прежнему считается самым сильным творческим союзом в Дальневосточном регионе. Картинная галерея Союза носит имя Алексея Матвеевича Федотова (1919 — 1985), дальневосточного пейзажиста, работы которого находятся в коллекциях крупнейших музеев и галерей России. Концепция галереи включает в себя коллекционирование и популяризацию творчества дальневосточных художников.

Продолжается ежегодная практика крупных выставок — городских, краевых, молодежных. Осенью 2003 года в Хабаровске состоится зональная художественная выставка, которая объединит 17 творческих коллективов со всего Дальнего Востока.

Елена ГЛЕБОВА
В материале использованы фотографии из архива Хабаровского отделения Союза художников России и личного архива Т. А. Шишкиной.