Свернешь с дороги — потеряешь цель

Никакие ученые и официальные документы не донесут до потомков так ярко облик нашей эпохи, как произведения искусства, сделанные искренней рукой мастера.
В. И. Мухина

Скульптор Надежда Ивлева и город Комсомольск-на-Амуре, с которым у нее оказалась связана вся жизнь, — ровесники. В 2012 году им исполнилось по 80 лет. Ровно полвека хрупкая женщина преображала его черты и творила летопись в портретах людей, которых любит не меньше, чем сам город.

Надежда Семеновна Ивлева родилась 25 января 1932 года в деревне Петровке Никольского района Орловской области. В 1933-м, в разгар индустриализации, Ивлевы переехала из деревни в Ленинград. Отец устроился на завод слесарем-заточником, мать, не имея никакого образования, — дворником, чтобы получить жилье. Большая светлая комната на пятом этаже приютила дружную семью, которая вскоре пополнилась еще двумя детьми. Словом, жизнь постепенно налаживалась. Но когда началась война, их эвакуировали из Ленинграда в Новосибирск вместе с заводом, где работал отец. После войны Ивлевы вернулись в Ленинград, но прежнее жилье оказалось занятым, и тогда им выделили половину дома в пригороде Ленинграда — Ольгино.

Мать работала в типографии и часто приносила домой бракованные репродукции. Они вызывали восторг у детей, их можно было не только рассматривать и играть с ними, но и вырезать понравившиеся силуэты. А после того как старшая сестра Валя срисовала с репродукции изображение Ленина, младшая Надя открыла для себя совершенно другой мир, в котором именно она, а не загадочная машина, могла тиражировать любимые рисунки. Посыпались первые «заказы» от подруг, и глянцевые фото с киноактерами, трепетно собираемые девчонками, с упоением перерисовывались старательной Надей. В 1945 году в Ленинграде открывалось Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной для подготовки реставраторов и специалистов по восстановлению разрушенных и утраченных во время войны произведений скульптуры и архитектуры. Внимательная мама, видя тягу младшей дочери к рисованию, предложила ей съездить в город на выставку, которая проводилась для привлечения творческой молодежи. Выставка Надежде понравилась, к тому же пришедшие туда преподаватели объяснили, какие именно нужны рисунки для поступления. И она бросилась домой рисовать «с натуры» свой первый натюрморт. Фарфоровый бюст Ленина и фаянсовый кофейник были тщательно срисованы и получили одобрение вступительной комиссии, а в Надежде была отмечена необычайная восприимчивость к тональным градациям. Еще одно открытие было сделано на экзамене. Сидевшая по соседству девочка виртуозно работала акварелью, выполняя учебный этюд. Надежда присмотрелась и попробовала повторить в новой для себя технике алла прима натурную постановку. Потом она всю свою жизнь следовала девизу «Совершенствуйся!».

Мемориальный монумент к 25-летию победы над фашистской ГерманиейОкончив 7-й класс и преодолев серьезный конкурс (11 человек на место), Надя была зачислена на отделение скульптуры училища им. В. И. Мухиной. Впереди ее ждали восемь лет напряженной учебы. Первый в училище, о ком Ивлева всегда вспоминает с благодарностью, Василий Ильич Суворов — куратор их группы, преподаватель рисунка. Находя подход к каждому студенту, он старался увлечь не только изобразительной деятельностью, но и прививал любовь к хорошей литературе, к театру. Усилиями Суворова на курсе был создан студенческий театр, в котором Надежда играла сваху в гоголевской «Женитьбе». И, конечно же, сам Ленинград был главным учителем. Русский музей стал источником живописных открытий: Александр Иванов, Валентин Серов, Михаил Врубель — те художники, чьи работы навсегда покорили сердце Надежды Ивлевой. Долгие часы она простаивала у рисунков и этюдов Иванова, впитывая ту жизненную энергию, которую мастер отдал простому листу бумаги. А походы в Эрмитаж давали возможность приобщиться к классическим образцам мировой скульптуры.

После трех лет подготовительной учебы Надежду Ивлеву, одну из пяти девочек в группе, зачислили на первый курс Высшего художественного училища им В. И. Мухиной. Она с благодарностью вспоминает своих учителей Ирину Николаевну Никонову — преподавателя композиции и скульптуры, Виктора Вильгельмовича Эллонена — заведующего кафедрой скульптуры, который первым разглядел в ее работах нежную лирическую душу, Леонида Абрамовича Месса, больше всего ценившего в студентах помимо мастерства образованность и душевную наполненность.

Пять лет учебы подходили к концу, творческое преддипломное задание выполнено на «отлично», дипломная работа тоже близка к завершению, профессор В. И. Ингал доволен своей выпускницей: аллегорическая скульптура «Хлеб» займет достойное место в Артиллерийском музее «Золотая горка» Ленинграда. Оставался лишь один вопрос: куда отправиться после окончания института, где найти применение своим силам? В эти дни в коридорах училища можно было часто видеть группу молодых скульпторов, с энтузиазмом обсуждавших возможности предстоящего распределения. В эпицентре этих страстей, горячо убеждая в чем-то товарищей, всегда был сероглазый юноша из соседней группы — Сергей Николин. Надежда, наблюдая за ним со стороны, невольно прислушиваясь, ловила слова «Дальний Восток», «Комсомольск-на-Амуре». Как обычно, из многочисленной толпы «пылких романтиков» лишь четверо согласились поехать на окраину России в молодой, строящийся город. Но Сергей Николин не отступил от своей мечты, а вместе с ним поехали Николай Долбилкин, Надежда Ивлева и Алексей Буробкин. Так в 1955 году Комсомольск-на-Амуре получил в свое распоряжение молодых, одержимых, талантливых скульпторов, которым предстояло создавать новый, неповторимый облик города юности.

Действительность оказалась не такой уж радужной, и настоящих заказов пришлось ждать довольно долго. Скульптор поневоле заложник существующей системы и зависит от многих обстоятельств, а чаще всего от вкусов людей, принимающих решения, и наличия средств для воплощения задуманного. Первым испытанием для мастерства Надежды Ивлевой было задание восстановить вдребезги разбитый гипсовый бюст Сталина. Творчество в подобной работе, конечно, отсутствует, но возможность показать свое мастерство Надежда использовала в полной мере. Тем более что на практике в училище у нее был опыт реставрационных работ, она принимала участие в восстановлении рельефов Адмиралтейства и скульптур на Зимнем дворце. С этого момента все окружающие, в том числе и художники, среди которых она была единственной женщиной, стали звать ее Надеждой Семеновной. А ведь ей на тот момент было всего 23 года.

Работа над мемориаломПервые работы Ивлевой в Комсомольске-на-Амуре — «Муза Константинова», «Портрет В. Л. Пендрие», «Мальчик с гусем», «Девочка-юннатка», «Обнаженная девочка», «Рабочий», «Вика», «Скрипачка» — не сохранились. Они были выполнены либо из пластилина, либо из глины и, к сожалению, так и не переведены в «серьезный» материал. Возможно, они погибли в тот момент, когда в отчаянии Надежда Семеновна принялась крушить все в своей мастерской. Ей показалось, что нет больше сил преодолевать себя и все сделанное ею никому не нужно. Сосед по мастерской художник Е. В. Короленко, услышав шум, вмешался и сумел успокоить Надежду Семеновну, убедить ее в обратном. Она осталась в городе. Несмотря на минутную слабость, к тому времени Ивлева уже сформировалась как художник со своими представлениями об искусстве, его идеалах и целях. Именно это и помогло ей сделать правильный выбор.

Она обращается к камерной скульптуре, портрету и в них показывает себя как тонкий психолог, проникая в сущность характера портретируемого, подчеркивая черты, присущие только ему, удачно выбранным материалом. Первый скульптурный портрет, созданный ею в Комсомольске-на-Амуре, — бюст В. Л. Пендрие (1956). Образ заслуженного врача РСФСР дан с подчеркнутой четкостью, резкие, крупные черты лица выдают волевого, энергичного человека, но в то же время обнажают нежную, добрую душу врача, через руки которого прошли тысячи новорожденных комсомольчан. Человек сложной судьбы, прошедший полевым хирургом Первую мировую войну, работавший на Дальнем Востоке в период эпидемии чумы, он приехал в Комсомольск в 1934 году, чтобы отдать свое сердце, свою жизнь городу и его людям. Дружба с Пендрие продолжалась до конца жизни этого замечательного человека, и «скульптор Надя» всегда была желанной гостьей в его доме, возможно потому, что их объединяло одно общее качество — необычайное горение, с которым они относились к любимому делу.

В центре внимания Надежды Ивлевой современник. Она выполнила бесконечное число станковых скульптурных портретов в дереве, гипсе, камне, бронзе. Легко оперируя объемами, она создала образы, наполненные живыми человеческими эмоциями. «Партизан М. Буровский», «Молодой специалист», «Мастер ЗЛК Лазович», «Художник Мащенко» и др. В портрете В. С. Цивилёвой, первостроительницы города, организатора первых кружков самодеятельности в клубе «Ударник», Надежда Семеновна вводит цвет, тонирует гипс, придавая образу любимой многими комсомольчанки ту энергию, которой она обладала и щедро делилась с окружающими.

«Фабричная девчонка» была создана на творческой даче им. Кардовского в Переславле-Залесском, а в материал переведена уже в Комсомольске-на-Амуре. Это образ юной девушки с чертами характера самой Надежды Семеновны, как бы портрет ее души — нежной, но в то же время волевой и страстной. Дерево для скульптуры добывалось непросто. Присмотрев подходящую березу на другом берегу Амура, взяв саночки и пилу, Ивлева одна отправилась за материалом. Можно только догадаться, каких усилий стоило хрупкой девушке выпилить из дерева нужный кусок, а потом по внезапно начавшейся пурге дотащить через Амур до мастерской.

Поездки по национальным селам Приамурья, интерес к его коренным жителям еще не были широко распространены в среде художников. Первым, кто протоптал туда дорожку, был Евгений Васильевич Короленко. Увидев несколько набросков и эскизов, выполненных им в селе Кондон, Надежда Семеновна загорелась желанием поработать в новой среде. В следующую поездку они поехали вместе. Надежду Семеновну поселили в семье Самар. Поначалу удивляло все: необычное убранство нанайской избы, семейный уклад, привычки и необыкновенная деликатность в отношениях. Самой главной в семье была бабушка, которая поначалу очень настороженно отнеслась к гостье, но спустя некоторое время уже доверительно показывала коллекцию деревянных курительных трубок, аккуратно уложенных в старинный сундучок, и образцы древних орнаментов. После долгих уговоров художников и домочадцев бабушка согласилась позировать для портрета. «Старушка из Кондона» — это рассказ о непростой судьбе нанайской женщины. Горестная морщинка между бровями, сжатый рот с опущенными уголками губ выражают одновременно скорбь и решимость. В печальных глазах — попытка заглянуть в будущее, уберечь и защитить родных. Вековая мудрость и боль матерей всего мира о судьбах своих детей в глазах этой женщины. Работа выполнена в бронзе, и кажется, что материал окончательно не застыл, он дышит и пульсирует, придавая живость скульптуре.

Там же, в Кондоне, Надежда Семеновна нашла еще одну модель. Молодая женщина Анна Дигор не позировала специально, а просто жила жизнью, естественной для многих поколений ее предков. Не спуская с рук малыша, ставшего для нанайской семьи центром мироздания, занималась привычной домашней работой. В композиции «Колыбельная» образ молодой матери-нанайки, прижимающей к груди уснувшее дитя, дан предельно лаконично, найдена выразительная поза, удивительно пластично сплетение рук, сонная истома, охватившая мать и ребенка, буквально разливается вокруг скульптуры. Нет ничего драгоценнее для матери, чем эта сладостная ноша, и нет крепости надежнее для ребенка, чем материнское плечо. Вся философия материнства в этой скульптуре. В 1959 году «Колыбельная» демонстрировалась на краевой выставке в Хабаровске и в том же году была показана в Москве на первой выставке «Советская Россия». Здесь произошла встреча с профессором Ингалом, руководителем диплома Ивлевой. Его оценка была очень важна для Надежды Семеновны, ведь на этой выставке она единственная с курса представила творческую работу и заявила о себе как о сложившемся скульпторе.

В 1965 году Надежда Семеновна принята в члены Союза художников России, а первый крупный городской заказ был получен ею в 1968 году: на территории аккумуляторного завода планировалось строительство мемориала к 25-летию победы над фашистской Германией. Администрация города предложила попробовать свои силы в создании мемориала Сергею Васильевичу Николину, но он порекомендовал передать этот заказ Ивлевой. Последовала пауза: «Женщина... справится ли?» Но все-таки обратились к ней. После долгих обсуждений и споров решено было перенести строительство мемориала на берег Амура, сделать памятник более масштабным и доступным для всех жителей города. Архитекторы уже работали над своей частью проекта, недоставало самого главного — идеи, образного решения. Создание мемориального монумента имеет свою специфику, здесь очень важно мгновенное восприятие памятника, его пластическая выразительность, а целью является создание образа события. Великая Отечественная война была для Надежды Семеновны самым главным потрясение жизни. Она отчетливо помнит ужас бомбежек в Новгородской области, куда эвакуировали детей Ленинграда в первые месяцы войны, долгую дорогу под градом зажигательных бомб в Новосибирск, полки ополченцев, идущих на войну, черный кружок радио — источник радостей и печалей. Поэтому создание мемориала стало ее главной творческой задачей. Удивительно, но подобное грандиозное для Комсомольска-на-Амуре строительство шло без согласования с Москвой. Скульпторы прекрасно понимали, что подобный шанс выпадает раз в жизни. Они пошли на прием к первому секретарю горкома Александру Романовичу Буряку и сказали прямо: «Мы приехали сюда работать, создавать новое лицо города, и если строительство мемориала будет утверждаться в Москве, то этот заказ нам сделать не дадут». Буряк пошел на риск и разрешил сделать проект самостоятельно. Времени было очень мало, буквально за два месяца создали несколько эскизов, но нужен был беспроигрышный вариант. В одном из фотоальбомов о войне Надежда Семеновна прочитала историю, которая помогла найти верное решение. На груди у убитого под Сталинградом фашистского офицера было найдено неотправленное письмо, в котором он писал своей жене: «...мы прошли всю Европу, это было легко, но этих русских одолеть невозможно, они стоят как каменные глыбы...». Именно каменные глыбы-образы должны быть олицетворением непреклонного русского духа, воплощать окаменевшую священную ненависть к врагам. И эту идею приняли все: архитекторы, работавшие над проектом, городская власть, соратники по цеху. Отливка памятника происходила в очень сжатые сроки, для этого скульпторам предоставили одно из помещений трамвайного депо. Материал выбрали по совету Сергея Николина — диоритовую крошку с цементом. Его крупнокристаллическая структура идеально подходила для задуманного. Оставалось выполнить инженерную часть проекта, и опять пришел на помощь Сергей Николин. Благодаря его конструкторским способностям были рассчитаны и выполнены формы для отливки по частям каменных деталей, из которых, как из детского конструктора, затем сложились образы русских воинов.

Удивительно, но в подобных творческих тандемах ведущая роль всегда принадлежит мужчине, женщина, как правило, уходит в тень, создавая благоприятные условия для работы. В творческом дуэте Ивлева — Николин этого не произошло. Она всегда вела, и он достойно принимал подобное положение вещей и помогал во всем.

9 мая 1972 года состоялось торжественное открытие мемориала. Скульптурное воплощение памяти народной, творческая дань авторов тысячам жителей города юности, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Еще один этап художественной реализации авторов и их несомненная удача. Монолитная композиция, состоящая из семи образов защитников, среди которых подросток и юная девушка, полнокровно звучит в пространстве. Она поражает не только разносторонней образной характеристикой, но и некоторой отстраненностью от сует земного мира. Кажется, что не рука скульптора нанесла на камень лики героев, а они возникли под воздействием мощных сил природы. В решении образов Ивлева идет совершенно новым путем, в скульптурах нет использования излюбленного приема, характерного для произведений революционно-военной тематики — патетической динамики и обязательного взгляда-укора героя, настигающего в любом уголке площади. Герои Ивлевой смотрят за грань реального пространства, они сродни древним гигантам острова Пасхи, взгляд каждого из них устремлен в вечность. В это произведение-символ Ивлева смогла вложить ощущение концентрированной народной воли к победе и вместе с тем душевную боль за попранную землю, за миллионы погибших в этой страшной войне.

В 1970-е годы Надежда Ивлева создала немало различных по тематике и назначению произведений. В городе шла интенсивная работа по оформлению общественных зданий; совместно с Сергеем Васильевичем Николиным Надежда Семеновна выполняет керамические декоративные панно для гостиницы «Восход», горельеф для поликлиники, рельефы для Дворца культуры в Амурске, вазоны для зимнего сада санатория «Сахалин». В продолжение военной темы возникает замысел двойной скульптуры. В 1975 году макет композиции «Весна сорок первого года» отлит из гипса, в настоящее время он украшает художественный музей города. В этой скульптуре Ивлева вновь проявила себя как тонкий лирик. В работах советских скульпторов, посвященных первым дням войны, как правило, героический порыв, всенародное чувство гнева, готовность к подвигу. Скульптура Надежды Ивлевой несет совсем другой эмоциональный настрой. Сидящие на траве в военной форме парень и девушка застыли в трепетном порыве, он, вытянув мальчишескую шею, прикрыв глаза, читает ей стихи, она слушает их, боясь пошевелиться. Внешне фигуры статичны, но в них чувствуется внутреннее напряжение, и этот контраст гармоничной уравновешенности и потенциальной энергии способствует повышенной выразительности скульптурной группы.

Следующее десятилетие прошло для Надежды Семеновны в работе над большим количеством портретов и мемориальных досок. Это мемориальная доска первому художнику города Г. А. Цивилёву, В. Л Пендрие, А. Р. Буряку, памятник М. И. Калинину, портрет художника С. Кузнецова, художницы Г. Соловьевой, первостроителя П. Ф. Кривоносова, бюст-портрет Герою Советского Союза В. Орехову. Вместе с С. В. Николиным для Советской Гавани сделан памятник рыбакам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, воссоздан памятник А. С. Пушкину в Хабаровске.

Невозможно в небольшой статье рассказать о всех работах мастера, но очень хочется упомянуть еще одну, к которой Надежда Семеновна Ивлева имела непосредственное отношение. Речь о памятнике участникам ледового перехода 1934–1935 гг. «Воин-строитель». Его автор — Сергей Васильевич Николин. Проект памятника сделан еще в 1975 году, но по ряду причин, объективных и не очень, только через 25 лет, в 2002-м, он был выполнен в материале (кованая медь) и установлен в городе. Сергею Васильевичу удалось воплотить свою мечту буквально за год до смерти. И всегда рядом с ним была его верная подруга, не гнушавшаяся работой подмастерья. Она любила повторять: «Свернешь с дороги — потеряешь цель».

Надежда Семеновна давно находится на заслуженном отдыхе, но продолжает работать. В 2005 году в сквере у кинотеатра «Факел» открылся еще один памятник Ивлевой — легендарному летчику, Герою Советского Союза Алексею Маресьеву, первостроителю Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время скульптор работает над архивом, анализирует созданное, огорчается по поводу того, что реализованные проекты не всегда воплощались так, как она задумывала. Но какой великий мастер может похвастаться тем, что все его замыслы и проекты осуществлены, как он предполагал?

Первая персональная выставка Надежды Ивлевой состоялась лишь в 2004 году, в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, где было представлено 80 произведений автора. И в самом названии выставки «Моим комсомольчанам» отразился смысл жизни скульптора — служение людям и искусству.

Евгения БЫКОВА