- Образ Женщины
- Время женщины
- Графиня Амурская
- Незабвенная, любимая Екатерина Ивановна
- Вместо предисловия
- Амурская героиня
- Амазонка с острова Путятин
- Благо творящая. Искусствовед Валентина Старикова
- Хетагуровки, или Дальневосточницы — это звучит гордо
- Наша современница капитан Савченко
- Огни далеких костров
- День в тайге на Хехцире
- Историческая летопись профессора Дубининой
- Свернешь с дороги — потеряешь цель
- Эдемская память
- Татьянин день
- Жить в радости
- «Почему тетя поет дядиным голосом?»
- «Молодец, Лилька!»
- Поэзия ню
- Таежная синема
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ИВЛЕВА Надежда Семеновна
С гор я увидел вас голыми Обнаженность женщины в искусстве ассоциируется с чувственностью жизненного бытия, красотой, материнством. И трудно представить, что обнаженное тело в истории искусства — настоящий полигон страстей и в социальном, и в религиозном, а в современном искусстве XX века — и в политическом отношении. Изначально в античной Греции только мужчина, бог и герой, достоин возвеличения в скульптурном изваянии, созерцание его мужественной обнаженной красоты вызывало стремление подражать совершенному атлетическому телосложению. Но в божественном пантеоне немалую власть имели деятельные богини, и постепенно женская фигура освобождалась от драпировок хитонов и наряду с уверенностью явила плавные округлости женских форм. И кариатиды поддерживают архитектурный небосвод нежными плавными жестами, а их лукавые полуулыбки выражают некую тайну, известную, видимо, только женщинам. И вот философ Платон открыто заявляет, что существуют две Венеры: Небесная и Вульгарная, т. е. земная. В позднеантичном Средиземноморье нагота чувствует себя как дома: этруски с удовольствием демонстрируют напоказ свой живот, что шокировало бы греков.
В восточных гравюрах в это же время обнаженные фигурки спокойно располагаются в пространстве как естественная часть изображений повседневной жизни с интимными сценами, т. е. нагота не выделяется как предмет созерцания — она естественна как природа. Для европейского сознания эффект такой непосредственной обнаженности бытия поразительный, оно стало открытием. И XIX век взрывается скандалами, сопротивляясь усредненному, слащавому вкусу. Бедную «Олимпию» Э. Мане «защитники нравственности» пытались проткнуть тростями, потому что была изображена обычная девушка с городской улицы без пышных форм, естественная и доверчиво открытая миру. Также художники Нового времени под влиянием Востока облагородят восточный принцип декоративностью графических линейных орнаментов и цветовой насыщенностью. Г. Климт вместо того чтобы впрямую прославить ценности Науки и Разума в оформлении университета, решил ввести эротическую тематику — обнаженные женщины и гуру. Но эта ирония покоробила заказчиков, и они выгнали художника, ставшего позже мировой знаменитостью. Так женское тело завоевывало право выражать радость и мольбу, горе и любовь, нежность и страсть... Экстатическая энергия инстинкта любви вырывается из острых кубических женских форм в знаменитой картине Пикассо «Авиньонские девицы». До сих пор эта картина вызывает споры: зачем так изображать женщину, и неприятие дилетантов, не понимающих, что женское начало есть чувственность творения самой жизни, а жизнь рождается в драматургии радости и сомнений как единение эмоциональной страстности и материнской мудрости. Обнаженное тело, физически отражая реальный цвет и рефлексы окружающего мира, открывает жизнь чувств — сокрытое обнажается?! Нет, жанр ню любого времени все далее и далее уводит в лабиринт тайн эротического содержания. И каждое произведение современного художника в этом жанре вызывает не только созерцательный интерес, но и нередко волнительные споры об обнаженности в искусстве. Многолетняя выставочная деятельность галереи современного искусства «Метаморфоза» позволила сформировать оригинальный визуальный картинный ряд поистине поэтического жанра ню. Эта коллекция показывает, насколько интересен и сложен поиск художественных средств, чтобы тема обнаженности зазвучала с многогранной жизненной емкостью. Лаконичное, но символичное цветовое решение в живописной картине «Дочери Лота» Игоря Шабалина (Хабаровск) как раз обнажает беспристрастность жизненного источника женской природы. И в то же время художни исподволь противопоставляет земное и небесное, подчеркивая драматургию картинного образа. В обнаженных образах японской художницы Ваканы Ямаучи, скорее всего, выражен экстатический порыв женского желания, как и сокрытие, и одновременное преодоление на пути познания чувственного мира. Контрастны по содержанию офорты Олега Яхнина (Санкт-Петербург) такой провокационной иронией, что вызывает у зрителей дискуссии на тему взаимоотношений мужчины и женщины. Жанр ню самый сложный, потому что мотив обнаженности, на первый взгляд, однозначный, и совершенствование пластической выразительности, порой даже изобретательности, составляет увлекательный процесс. Возможно, Александр Михалевич (Хабаровск) и поставил себе задачу создания композиции на плоскости как необычное решение светотеневой моделировки, используя сочетание просвечивающих слоев различных бумажных фактур «от папиросной до туалетной» — нежность и осязаемость, рафинированность и простота. Получился удивительный образ — женская ипостась в стиле настоящего модерна в его игре пластических смыслов: с процарапанными узорами, с тонкой игрой света на разной фактуре, обнажая тончайшие душевно чувственные взаимосвязи женской внутренней натуры. Такие же изысканные, но графические арабески — образы у Игоря Грабовского (Комсомольск-на-Амуре), где сам по себе знаковый мотив определяет чувственную природу и ассоциативность с природными формами только подчеркивает чистоту естества.
Галерея ню известных дальневосточных художников — это пространство пластических поисков, своеобразный диалог с изобразительной историей жанра. А он бесконечен как сама жизнь в любви и созидании, в чувствах проживания Прекрасного. Ольга ПРИВАЛОВА |
|||
|