Обратный путь и его значение

Это был последний этап экспедиции, в ходе которого поярковцы провели еще одну зимовку, с 1645 на 1646 год, в устье реки Ульи в бывшем москвитинском зимовье без приключений. Она походила на стандартные зимовки землепроходцев при «проведывании неясачных землиц» и была наполнена подготовкой экспедиции к возвращению. Имея за плечами трудный опыт предшествующих лет, В. Д. Поярков не решился возвращаться Амуром и предпочел менее рискованный путь — москвитинский.

После небольшого отдыха в москвитинском зимовье, понимая, что в Якутске ждут сведений о затерянной экспедиции, а отряду предстоит еще одна зимовка после морского перевала на неприспособленных для морского плавания судах, которые бросало 12 недель у берегов Охотского моря, Поярков сразу же, в сентябре 1645 года, отправил в Якутск группу из шести человек во главе с Микулой Тимофеевым с отчетом о проделанной работе и частью собранного ясака. В пути их следования, в низовьях реки Майи, лодка, на которой шли поярковцы, нагруженная документами отчета, продовольствием и ясаком, перевернулась, и все утонуло. Только 9 сентября 1645 года М. Тимофеев смог рассказать в Якутске о пути, который прошел отряд В. Д. Пояркова за эти годы, о том, чего они достигли, о пережитых трудностях.

Хорошие деловые отношения, налаженные В. Д. Поярковым с местным населением на Улье и оставшиеся еще от москвитинского пребывания, позволили казакам продержаться до весны без особой нужды в продовольствии.

В мае 1646 года, поручив ясачный сбор с окрестных аборигенов 20 служилым и промышленным людям, Поярков с группой из 32 человек пошел вверх по Улье до волока последним вешним путем по маршруту Ивана Юрьевича Москвитина. Перевалив за две недели на нартах в собачьих упряжках через хребет Ждугджур, отряд вышел на ленские просторы («покати») и добрался до верховьев Майи по Юдоме. Отсюда, в наскоро сделанных лодках-плоскодонках, за 16 дней пути, сразу после вскрытия сибирских рек, поярковцы проторенными по Алдану и Лене путями добрались до отправной точки, откуда они вышли три года назад.

12 (22) июля 1646 года [29, с. 43] Якутский острог встречал остатки поярковской экспедиции. Люди шли в сильно изодранной одежде, почти полунагие, большинство не имело на сбитых в кровь ногах никакой обуви [13, с. 182]. Самого Василия Пояркова якутская администрация встретила враждебно, ему поставили в вину большую потерю людей, присвоение части ясачной пушнины, неспособность решать задачи в трудных условиях экспедиционной работы. Причиной тому послужило и решение самого Пояркова отправить в Якутск из москвитиского зимовья группу с М. Тимофеевым. Болезнь, незаслуженные, на его взгляд, обвинения вынудили Василия Пояркова в январе 1648 года навсегда покинуть эти края.

По прибытии в Якутск В. Д. Поярков уже не застал воеводу П. П. Головина. Он отчитывался перед сменившими его новыми воеводами В. Пушкиным и К. Супониным. В своем письменном отчете В. Д. Поряков дал подробную отписку о своем путешествии 1643 — 1646 годов и первые чертежи Алдана, Зеи и Шилкары (Амура) с их подробным описанием. Письменный голова также сообщил о проведывании новой дороги на Амур, ее особенностях, о том, что по берегам Амура в улусах проживают никем не объясаченные люди, что удачливый охотник за день может добыть до десятка соболей [29, с. 43]. Один экземпляр отписок и чертежей остался в Якутской приказной избе, другой был представлен Поярковым в Сибирском приказе в Москве.

Хотя Поярков не смог закрепиться на Амуре, привезенный им ясак — 479 соболей, 16 шуб, 7 напольников и 7 соболиных «платьев» [17, с. 16] — стал весомым подтверждением его слов о богатстве амурской земли.

Главным итогом экспедиции Василия Пояркова стало следующее. Открыты Алданский путь на Амур, река Зея, а также Средний (от устья Зеи) и Нижний (от устья Уссури) Амур. Подтверждены данные о плодородной амурской земле: пройдя путь около 8 тысяч километров, Поярков собрал сведения, подтверждающие возможность хлебопашества на Амуре. Собраны ценные сведения о населяющих эти места народах, их занятиях, культуре, торговых связях и отношениях с соседями. С политической точки зрения, важным оказалось установление того факта, что амурские народы не находились в чьем-либо подданстве и могли быть признаны под власть России. Доказано, что Шилкара и Чиркола — названия одной и той же реки, только в разных местах оно звучит по-разному.

Из-за долгого отсутствия и молчания П. П. Головин через два года после ухода поярковской экспедиции организовал ее поиск. Одним из участников поисковой группы был москвитинец Н. И. Колобов [38, с. 39]. Однако поиски оказались безрезультатными.

Даже во время пребывания В. Д. Пояркова на Амуре поиск путей туда не прекращался, и наиболее короткий из них обнаружили через Тугирский волок. Этим путем воспользовалась следующая экспедиция, руководил которой Ерофей Павлович Хабаров.