- Театр
- «И — жить актерам и актрисам, нам подарившим вечный свет»
- Театральные деятели Дальнего Востока 1890 — 1920 годы
- Кумир мой ! Как дорог ты мне...
- За что, за что, о, Боже мой!..
- Забытая история
- Театр тех, кто любит искусство
- Причуды «Зимней королевы»
- Все мальчишки — дураки
- Прозрачная вуаль недосказанности
- Когда оружие приводит к храму
- Восемь и одна
- Играют в куклы
- Волшебный театр Михаила Шемякина
- Скромный персонаж в галерее лиц
- Прекрасное искусство клоунады
- Из жизни маленькой балерины
- «Каждая картина — это свой спектакль...»
- Чаша, опрокинутая в зрительный зал
- Музыка
- Кино
Марии Степановне Бельды посвящается О нанайском национальном театреНачалоС 1936 по 1940 год в селе Найхин Нанайского района существовал уникальный коллектив — Нанайский национальный театр. Он начинался с драматического кружка, который был создан в середине 1934 года в селе Найхин Нанайского района по инициативе комсомольцев. В декабре того же года, в дни, когда проходил Дальневосточный краевой съезд Советов, группа делегатов Нанайского района встретилась с первым секретарем Далькрайкома КПСС Лавреньевым и рассказала ему об идее создания Нанайского национального самодеятельного театра на базе этого кружка. По возвращении делегации Нанайского района с краевого съезда Советов были сделаны первые шаги по реорганизации драматического кружка села Найхин в театр. «Организатором» театра был назначен выпускник Института народов Севера (г. Ленинград) комсомолец Борис Ходжер. В его труппу вошли 16 человек — «лучших колхозников, из них большинство комсомольцев». В дальнейшем количественный состав труппы менялся. В конце же 1934 года, в условиях отсутствия финансирования и в силу характера назначенного «организатора» (в Институте народов Севера Борис Ходжер был активным участником театральных постановок, однако он и «там уже проявлял капризы») дело по созданию театра «не вышло», но Найхинский драмкружок сохранился. К вопросу об организации Нанайского передвижного агитационного театра на базе драмкружка при клубе села Найхин районные власти вернулись осенью 193 года. 1 октября 1935 года Нанайский передвижной политтеатр наконец-то был создан. Перед новым театром Нанайский райисполком поставил задачу «поднятия и развития национальной и общей культуры» колхозников, рабочих и служащих четырех районов Дальневосточного края. Его основной учебно-производственной базой утвердили Найхинский колхоз «Красный путь». Общее руководство театром, а также его «хозяйственное и финансовое укрепление» были возложены на отдел народного образования Нанайского района, руководителем театра стал Петр Бельды, заведующим художественной частью Александр Оненко. В ходе становления молодого театрального коллектива произошла смена назначенных руководителей на истинных вожаков. Так, на роль организатора и начальника театра выдвинулся Байга (Сергей) Григорьевич Заксор — один из активистов нанайского комсомола. В 1935 году коллектив самодеятельного театра имел в своем составе три группы: драматическую, хоровую, музыкальную. Однако театр постоянно испытывал значительные финансовые и производственные трудности. В 1936 году на приобретение декораций, костюмов, париков, заработную плату требовалась дотация 70 тыс. рублей. Члены коллектива остро чувствовали потребность в повышении своего профессионального уровня. Уже с 1937 года Нанайский национальный театр фактически считался учреждением, подведомственным Дальневосточному краевому управлению по делам искусств и должен был сдавать туда годовой отчет, хотя юридически это было оформлено позже. 1 октября 1938 года Президиум Далькрайисполкома (постановление № 1217) предложил краевому управлению по делам искусств ознакомиться с работой «самодеятельного Нанайского театра в с. Найхин», решить вопрос о включении его в сеть государственных театров и «оказывать систематическую помощь и руководство по развитию этого театра». С 1 января 1939 года приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР № 686 от 31 декабря 1938 года Нанайский национальный театр был преобразован из самодеятельного коллектива в профессиональный. Однако управление практически им не занималось, разве что присылаемые от случая к случаю специалисты из Хабаровска способствовали развитию пьянства. Материальная база у театра отсутствовала: не было собственного здания, реквизита, средств передвижения. Дотация из госбюджета в сумме 70 тыс. рублей не обеспечивала его нормальной деятельности. Если в1936 году театр выезжал со своими постановками только в близлежащие села, то к 1940 году он значительно расширил географию своих гастролей. С искусством артистов из Найхина познакомились жители национальных пунктов Кур-Урмийского, Комсомольского, Ульчского, Нижне-амурского районов Хабаровского края. Они выступали в Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске и регулярно в селах Нанайского района. По деревням ездили на большой весельной лодке, в которой гребли 5 человек, или на «моторе». РепертуарДраматическая карьера Нанайского национального театра началась с постановки переведенной с русского на нанайский язык пьесы «Конго Пояхта» («Глухая трава»). Следующая пьеса — «Ми балаты» («Я помогу») была написана самими артистами на местном материале и рассказывала об эксплуатации русскими и нанайскими кулаками нанайских бедняков. Хоровая группа исполняла старинные нанайские и новые молодежные, бытовые песни: «Балана балдюка» («Старые жили давно, давно жили»), «Андоха эктэ на яух ху су» («За гостем, женщины, ухаживайте»), «Бу к да мари а па си пу» («Поедем — умирать не будем, учиться будем») и др. Музыкальная группа играла на мандолинах, гитарах, балалайках, исполняла 4 произведения собственного сочинения и около 10 — по народным мотивам и песням. Программа выступления самодеятельного театра завершалась музыкальным номером на оборонно-физкультурную тему. В 1936 году в репертуаре Нанайского национального театра появились пьесы «Сайла» и «Канительная свадьба», написанные сотрудниками Нанайского комитета нового алфавита и представителями театрального коллектива. Сюжет пьесы «Сайла» являлся типичным для фольклорных произведений нанайцев. Новорожденную девочку Сайлу родители обручили с шаманом. Прошли годы, подошла пора идти ей жить в дом мужа, а она полюбила молодого охотника и рыбака по имени Морика. Поэтому убежала в тайгу и заблудилась. Там на нее напал тигр. Тигра играл один из артистов театра, перевоплощаясь в грозного хозяина тайги посредством желтого с черными полосами тканевого костюма. Сайлу нашел в лесу брат, привез ее домой, где ее вылечили. Пьеса заканчивалась свадьбой Сайлы и молодого охотника Морика. Для спектакля мама Марии Степановны Бельды, актрисы, игравшей Сайлу, сшила настоящий нанайский свадебный халат «сикэ». Общественный резонанс этого спектакля был значителен. Во второй половине По воспоминаниям актрисы театра Марии Степановны Бельды, для написания пьесы весь театральный коллектив собирался вместе. Посидев какое-то время молча, каждый рассказывал о своих идеях, их бурно обсуждали. Так рождались целые пьесы, песни и танцы. Репетировали в клубе на берегу Амура. Здесь же давали спектакли и концерты для местных жителей. Нанайский поэт Андрей Александрович Пассар (1925 г. р.) на вопрос, видел ли он выступления Нанайского национального театра, ответил: «А как же! Мне даже было поручено встречать их. Я артистам цветы дарил». Было это в его родном селе Муху. Были в программе сцена о любви и история о девушке, которая пела, что не пойдет замуж за Торчи. По ходу развития сюжета на девушку напал тигр и забрал ее к себе в жены. Знакомое описание, не правда ли? Пьеса «Сайла» оставила в душе А. А. Пассара след на всю жизнь. Он до сих пор помнит, как заливисто смеялся во время выступления Тимофея Киле, исполнявшего в пьесе «Сайла» роль немого, влюбленного в главную героиню. Мимикой и жестами талантливый актер высмеивал старого шамана, намерившегося взять в жены юную девушку, рассказывал о своей безответной любви к Сайле. Неизменным успехом пользовался у зрителей номер «Борьба нанайских мальчиков» в исполнении Чунчули Пассара. Замечательно пел нанайские песни Гензо (Андрей) Оненко — «красиво пел, разными голосами»: женскими за красавицу Пудин, мужским — за богатыря Мэргэна. В репертуаре хорового коллектива театра были песни «Нанайский вальс», «Мой край», «Эморон хэвэни», «Нярги боацани», частушки. Солировала Мария Степановна Бельды. К Действующие лицаВ 1935 году в труппе Нанайского национального театра было 18 человек (из них 5 женщин), в 1938 году — 12, а в 1940 году Нанайский райком партии предложил расширить труппу до 25 человек. Самой красивой и певучей актрисой театра была Мария Степановна Бельды. Она родилась в 1916 году в селе Найхин, в Нанайский национальный театр пришла в 1936 году. В августе 2001 года мне посчастливилось пообщаться с Марией Степановной. Она до сих пор живет в родном селе и очень любит смотреть различные телепередачи. Мне с некоторым усилием удалось отвлечь ее внимание от очередного фильма, который она смотрела вместе с внуком. Но, может быть, ей не хотелось вспоминать. Ведь никого из тех, с кем она играла в спектаклях, давно нет в живых. Мария Степановна Бельды неизменно играла девушку Сайлу — главную героиню в одноименном спектакле театра. По воспоминаниям А. А. Пассара, когда родители сватали Сайлу за шамана, и согласно сценарию она исполняла печальную песню, на глаза у затаивших дыхание зрителей навертывались слезы, а напевам счастливой девушки подпевали. В то время артистам театра присуждались категории, начинающим присваивали первую, а Мария Степановна Бельды имела третью. Она была не только ведущей актрисой, но и солисткой хоровой и танцевальной группы. Актерами Нанайского национального театра были Чунчули Пассар, Михаил Киле, Ява Пассар, Нюра (Андреевна) Бельды, Дуня Гейкер, Уруска Гейкер, Матвей Николаевич Бельды, Тимофей Константинович Бельды и другие. Чунчули Пассар талантливо исполнял роли пожилых героев, шамана играл Тимофей Бельды. Ведущие артисты одновременно были передовиками производства, среди них Даша Бельды, комсомолка, ударница, бригадир, делегат Хабаровского областного съезда Советов; Чунчули Пассар (Посар) комсомолец, ударник; Тимофей Бельды — комсомолец, ударник и др. Приведу здесь скупые строчки комсомольских характеристик на некоторых актеров театра. Артист Гейкер Уруска Кириллович родился в 1917 году, имел образование 4 класса, в 1939 году вступил в комсомол. Артист Бельды Кирилл родился в 1914 году, по социальному происхождению рыбак-охотник, образование 3 класса, член ВЛКСМ с 1932 года, в 1939 году стал кандидатом в члены ВКП(б). Режиссер театра Байга (Сергей) Заксор родился в 1916 году, по социальному происхождению рыбак-охотник, имел среднее образование, вступил в члены ВЛКСМ в 1933 году, стал кандидатом в члены ВКП(б) в 1939 году. Он учился в Ленинграде. В составе труппы была Евдокия Оненко, тетя М. З. Бельды. Во время представления она показывала гимнастические упражнения. Упоминавшийся выше комсомолец и ударник Тимофей (Кангавич) Бельды играл в струнном оркестре на баяне, Исара Пассар — на скрипке. Оба были музыкантами-самоучками: «с полета играли», по выражению М. С. Бельды. В годы Великой Отечественной войны все мужчины, игравшие в Нанайском национальном театре, ушли на фронт. Многие из них погибли, в том числе Тимофей Кангавич Киле — муж Марии Степановны Бельды. Эпилог29 июня 1939 года художественным руководителем Нанайского национального театра был назначен режиссер Григорий Семенович Самарский. К сожалению, он подошел к работе в этом необычном театре с общими мерками. Последствия его творческой деятельности оказались катастрофическими. С одной стороны, под его руководством велась работа по актерскому мастерству. С другой — он кардинально изменил направление репертуарной политики. Из национального театра оказались изгнанными богатейший нанайский фольклор, песни, танцы, музыка, красочный национальный костюм. Они были «заменены переводными пьесами, плохо и неряшливо сделанным и обыденным костюмом, не отличающим нанайского актера от общей массы». В начале 1940 года в репертуаре Нанайского национального театра были небольшой отрывок «Врачебный долг» из пьесы «Очная ставка», «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Платон Кречет», «Без вины виноватые» А. Н. Островского и пьеса, посвященная событиям Гражданской войны. Хабаровское краевое управление по делам искусств оценило работу С. Г. Самарского в следующей формулировке: «Театр доведен до полного развала». Он был снят с поста художественного руководителя. Чтобы исправить сложившееся положение, начальник управления по делам издал приказ, в котором говорилось о восстановлении репертуара театра, созданного на основе народного творчества нанайского народа. В целях оказания помощи театру в создании своеобразного народного репертуара, отражающего радостную жизнь нанайского народа, его лучших людей-стахановцев сельского хозяйства, рыбной промышленности, охоты и др. Было предложено командировать с 15 мая в Нанайский район бригаду из представителей управления по делам искусств, Союза писателей, художников, музыкантов сроком на один-полтора месяца и т. д. Режиссером Нанайского национального театра был назначен Б. Ф. Зац, директором Ч. Н. Ходжер. Но новые руководители уже не могли спасти театр. И хотя в 1940 году был поставлен спектакль «Народу правду», который получил «положительную оценку общественности района», Хабаровское краевое управление по делам искусств поставило перед крайкомом партии вопрос о ликвидации Нанайского национального театра. Действительно ли «театр зашел окончательно в тупик» или за этим крылось простое нежелание тратить силы на работу с непростым явлением, требующим повышенного внимания ввиду непрофессионального коллектива и национальной специфики? Возможно, не последнюю роль в ликвидации Нанайского национального театра сыграло его местонахождение. В условиях отсутствия хорошей дороги дело порой доходило до анекдотических ситуаций. В январе 1940 года завотделом народного творчества краевого управления А. Г. Браммер был направлен в Найхин с инспекционной проверкой. Но из-за пурги он доехал лишь до Нанайский райком ВКП(б) выступил против ликвидации Нанайского национального театра. Секретарь райкома апеллировал к секретарю Хабаровского краевого комитета ВКП(б) Боркову, однако ... Не знаю, что склонило чашу весов не в пользу уникального театра, но с 1 августа 1940 года он был преобразован в Дом народного творчества Нанайского района. Такова история первого и пока единственного профессионального театра коренных народов Дальнего Востока России. Автор выражает благодарность Марии Степановне Бельды, Андрею Александровичу Пассару, Несульте Борисовне Гейкер, Михаилу Зоросовичу Бельды, Зинаиде Николаевне и Константину Мактовичу Бельды, директору краеведческого музея Нанайского района Ларисе Петровне Пассар за помощь, оказанную в подготовке данной статьи. Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|