- Театр
- «И — жить актерам и актрисам, нам подарившим вечный свет»
- Театральные деятели Дальнего Востока 1890 — 1920 годы
- Кумир мой ! Как дорог ты мне...
- За что, за что, о, Боже мой!..
- Забытая история
- Театр тех, кто любит искусство
- Причуды «Зимней королевы»
- Все мальчишки — дураки
- Прозрачная вуаль недосказанности
- Когда оружие приводит к храму
- Восемь и одна
- Играют в куклы
- Волшебный театр Михаила Шемякина
- Скромный персонаж в галерее лиц
- Прекрасное искусство клоунады
- Из жизни маленькой балерины
- «Каждая картина — это свой спектакль...»
- Чаша, опрокинутая в зрительный зал
- Музыка
- Кино
Четверть века Ирина Евгеньевна Законова руководит любительским студенческим театром Дальневосточного медицинского университета. Сюда она пришла случайно: пригласили поставить художественную часть студенческого вечера. Это было в середине Справедливо считают, что постановка шекспировской пьесы — пробный камень для любого театрального коллектива. Несколько таких ярких спектаклей остались в моей зрительской памяти. Это, конечно, «Король Лир», поставленный краевым театром драмы в 1963 году с актерами Егоровым, Волгиным, Денисенко, Медведевой. Потом уже, в То, что студенческий театр сохранился и ставит полнометражные пьесы, кажется чудом. Это тем более заметно на фоне всяческих эстрадных жанров и вообще всего, что называют английским словом «шоу». Но дело-то в том, что театр, которым руководит Ирина Законова, — именно современный, близкий по целям и методу студийному театру. Здесь лицедейство осваивают «на марше», то есть в процессе постановки конкретной пьесы. Сама труппа, то есть актеры-студенты, является переменной составляющей (набор проводится каждые 5 лет и даже чаще); зато выпускники медицинского университета, заодно освоившие культуру сценического искусства в студии Ирины Законовой, несут его в массы. Постоянной составляющей студенческого театра является режиссер-педагог Ирина Законова. Энтузиазм актеров-любителей и талант режиссера — вот в чем секрет выживаемости этого театра. Исполнители менялись, режиссер со своим пониманием этого вида театрального искусства, со своей концепцией и постановочными приемами — оставался. «Народный театр» (кстати, это звание театр Ирины Законовой подтвердил не раз) звучит напыщенно. Коллеги И. Законовой и она сама считают, что лучше всего называть дело, которому они служат, — любительский театр. Давайте же вернем первоначальный смысл понятию «любительский театр» — театр тех, кто любит искусство. Торжество рыночных отношений отнюдь не отменяет и такого понятия, как призвание. Мне вспоминается спектакль нашего театра «Дом, который построил Свифт» — в памяти он сохранился таким ярким и жизнерадостным, что затмил собой впечатление от одноименного телефильма в исполнении актеров блестящего Марка Захарова. В пьесе Григория Горина (между прочим, бывшего врача) очень много сюжетных линий, и правильно поступил театр, что поставил ударение на теме призвания, верности своему призванию, будь то призвание сатирика, которому до конца его дней будут кидать в окно булыжники, или призвание врача, которому надо соответствовать, как бы это ни было трудно или невыгодно. Верность режиссерскому призванию тоже нелегка. Специфика любительского студенческого театра в летучести его участников. Вот сейчас хотелось бы повторить «Дядю Ваню», но доктор Астров (А. Кучко) отбыл в Комсомольск-на-Амуре. Что испытывает режиссер, когда его актеры разошлись, разъехались, занялись врачебным делом и надо начинать сначала? На этот вопрос Ирина Евгеньевна ответила: «Испытала шок, настоящий шок». А как преодолеть в короткий срок, отпущенный на подготовку одного спектакля, такую неизбежность, как неумение, дилетантизм исполнителей ролей? На это тоже есть ответ: режиссер любительского театра больше постановщик, чем режиссер. Надо знать индивидуальность актера, чтобы извлечь из него максимум выразительности; надо его неумение скрыть в удачно найденной мизансцене; надо его раскачать, как говорит Ирина Законова. Действительно, театр студентов ни в коем случае не имитация профессионального театра. Он добивается театрального эффекта другими средствами. Свежее и наивное прочтение классики возвращает ей первоначальный смыл — как это было в «Чайке», «Дяде Ване» и других спектаклях по любимому Чехову. В свете изложенной концепции любительского театра не напоминает ли студент-актер образ пешки на шахматном поле? Пусть это останется риторическим вопросом, ибо ответы могут быть разными. В театре Ирины Законовой культивируется бескорыстное служение сцене. Сама Ирина Законова считает главной частью своей работы не режиссерскую, а постановочную. «Выстраивая мизансцены, я прячу их неумение; больше того, именно через их, исполнителей, индивидуальность я строю спектакль, я их раскачиваю», — говорит И. Законова. И все-таки два звездных случая в этом театре есть. Во-первых, это Валерий Бочков, один из первых актеров, ныне хирург в Елизово на Камчатке. Когда его в роли Дон Гуана увидели режиссеры Берман и Райхельгауз (это было еще в Надо сказать, что в свое время Ирина Законова успешно начинала актерскую карьеру, она играла в труппах таких режиссеров, как Станислав Таюшев и Аркадий Раскин. Многие помят ее роли на сцене ТЮЗа в постановках пьес разного жанра. Однако режиссерское ремесло, как считает И. Законова, с актерским несовместимо. Надо посвятить себя чему-то одному. Поэтому естественно было бы спросить, как складывалось ее режиссерское мастерство, каковы его источники. Училась режиссуре в Хабаровском институте культуры, учителями были В. П. Демин, И. В. Успенский, Г. Ф. Бакшеева. Основные уроки режиссуры получила, непосредственно работая в спектаклях интересных режиссеров. Так, в ТЮЗе ей довелось наблюдать работу московского режиссера Ф. Бермана в «Ричарде III» и «РВС»; не только наблюдать, но и участвовать в качестве актрисы. Ирина Законова выбрала редкую и трудную профессию — режиссер любительского театра. Да и профессией ее не назовешь, это непрерывное творчество в постоянно меняющихся обстоятельствах. Одно из определений Ирины Законовой: «У нас синтетическое искусство на основе самообслуживания». Стоит ли говорить, что и декорации, и оформление, и костюмы, и аппаратура, и сколоченные из досок подмостки — все это дело рук самих актеров. Еще раз окинув взглядом разнообразие жанров на афише любительского театра и вспомнив живое впечатление от постановок, видишь, что каждая не случайна в этом нескончаемом движении. Что их объединяет? Конечно, режиссерская воля, фантазия и изобретательность постановочных приемов, организующие в единое динамичное действо дилетантствующих энтузиастов, каковыми являются большинство актеров. Сила режиссера любительского коллектива в том, чтобы досконально понимать каждого участника, уметь извлечь из него максимум возможного и, не допуская ни малейшего провала в дурной «самодеятельный» вкус, распахнуть духовное пространство пьесы, будь то классик или современный автор. Не только стилистика объединяет эти постановки, но и единая тематическая линия, постоянно, но ненавязчиво присутствующая в каждом спектакле, — этика врача. Тема эта может быть воплощена в персонажах или просто в выборе автора (А. Чехов, Г. Горин). Некоторые спектакли театра выдержали до двадцати представлений, многие не более двух-трех. Щемящее чувство вызывает эта уходящая безвозвратно вереница штучных постановок, неповторимых юных лиц, играющих порой — и успешно! — глубоких стариков и старух. Темперамент актеров и смелая фантазия постановщика порою успешно преодолевают скудость постановочных средств. То, что делает студенческий театр ДВГМУ, — значительно, серьезно, весело. В планах театра, которым руководит заслуженный работник культуры Ирина Законова, пьеса Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше»... Валентина КАТЕРИНИЧ, |
|||
|